Никто лучше предпринимателей не оценит инвестклимат
Инвестиционная политика
«Региональные команды активно работают над повышением инвестиционной привлекательности территорий. Есть все предпосылки, чтобы на следующий год все шесть субъектов округа были в десятке лучших Национального рейтинга состояния инвестиционного климата»
Чтобы повысить инвестпривлекательность территории, власть должна слышать бизнес, реагировать на запросы предпринимательского сообщества
Регионы Уральского федерального округа направили на поддержку малого и среднего бизнеса около 5 млрд рублей, рассказал на площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) полномочный представитель президента России в округе Владимир Якушев. По его мнению, помощь пришла своевременно: малый и средний бизнес начал восстанавливаться. Для развития предпринимательства необходимо создавать условия, в том числе направленные на улучшение инвестиционного климата, убежден полпред. Как региональные команды должны выстраивать диалог с бизнесом, Владимир Якушев рассказал «Э-У».
— Владимир Владимирович, одной из ключевых тем на ПМЭФ-2021 стала трансформация российской экономики, которая максимально оперативно должна адаптироваться к новым условиям. Сделать это можно с помощью новых инструментов, в том числе инфраструктурных кредитов, которые регионы получат под масштабные проекты. На ваш взгляд, насколько этот инструмент эффективен?
— Инфраструктурные кредиты, инфраструктурные облигации — это возвратные деньги. И мало того, что их надо возвращать, за них нужно заплатить проценты. Поэтому моя позиция следующая: эти средства нужно инвестировать в локомотивные проекты, которые дадут синергетический эффект. Мы сможем пополнить федеральный бюджет, регионы получат дополнительные средства на развитие. На инвесткредиты будет выделено 500 млрд рублей, эти деньги важно грамотно распределить между территориями. Главный критерий, повторюсь, прорывные проекты, которые будут тянуть за собой экономику.
Не подготовим инфраструктуру — рывок не совершим
— Челябинская область намерена привлечь через механизм инфраструктурных бюджетных кредитов 45 млрд рублей на завершение строительства метрополитена в Челябинске с его интеграцией в трамвайную сеть. Какова судьба этого проекта?
— Сейчас работа идет на площадке правительства. Я этот проект поддерживаю и окажу всевозможную помощь региональной команде, чтобы проект был реализован. Подводить итоги и говорить, что завтра выделят деньги, мы не можем. К проекту есть вопросы у министерства финансов, Минэкономразвития. И эти вопросы надо снимать.
— Регионы приступают к реализации проектов КРТ. В числе прочего они будут использовать механизмы инфраструктурного кредитования и инфраструктурных облигаций. Как развивается ситуация?
— Все шесть регионов Уральского федерального округа имеют проекты, под которые будут использоваться инфраструктурные облигации и инфраструктурные кредиты. Округ сейчас строит 7 млн кв. метров жилья в год. К 2024 году мы должны выйти на показатель 7,8 миллиона, в удачном 2014 году мы уже достигали его. К 2030 году должно быть 10,3 млн кв. метров — это серьезный рывок. Если мы не подготовим инфраструктуру к тому моменту, рывок не совершим.
Сейчас в субъектах округа завершается работа по подготовке нормативной базы для сопровождения проектов КРТ. Три региона, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО и Курганская область, пакеты документов уже подготовили. Площадки под КРТ определены. Будет расселено 63 тыс. кв. метров аварийного и ветхого жилья, взамен мы получим почти в 9 раз больше — 530 тыс. кв. метров современного жилья.
Инструмент комплексного развития территорий очень важен, это механизм государственно-частного партнерства, возможность привлечь средства инвесторов и в итоге ускорить программу расселения аварийного жилья.
Если бизнесу работать в регионе некомфортно, мы ничего не сделаем
— На ПМЭФ были оглашены итоги национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России. Как вы оцениваете позиции уральских территорий?
— Субъекты округа серьезно изменили позиции. Три — Тюменская и Челябинская области, Югра — вошли в первую десятку. Остальные также улучшили предыдущий результат. Это хороший задел на будущее. Думаю, что в 2022 году всем нашим регионам нужно стремиться войти в десятку лидеров. Для этого есть все основания, но предстоит серьезная работа.
Один из самых значимых показателей в рейтинге — опросы предпринимателей. То, как бизнес оценивает инвесклимат в том или ином субъекте. Выросли административные барьеры или нет, как происходит коммуникация с руководством региона и муниципалитетов, как работает инвестиционный совет, насколько принимаемые им решения соответствуют запросам. Именно по этому показателю важно иметь высокие оценки. Может быть масса статистических показателей, но если предприниматель говорит, что ему работать в регионе некомфортно, мы ничего не сделаем. Это вопрос диалога, прямой работы с предпринимательским сообществом, это умение слушать и принимать управленческие решения на базе этого диалога.
— Важны еще и финансовые ресурсы.
— Если не хватает финансовых ресурсов, мы должны перекрыть их дефицит интеллектуальными и организационными. А там у нас запас, как показывает практика, огромный. Правильно выстроенные процессы, вовремя принятые организационные и интеллектуальные решения, уменьшение барьеров — это не требует денег. Это понимание того, что хочет заказчик. А заказчик — бизнес. Он говорит: «Хотим вот это, вот это и вот это». Власть, соответственно, должна на этот заказ отреагировать. Контролирующим органам нужно создавать необходимые сервисы и не мучить предпринимателей бесконечными проверками. Только в таком формате мы можем улучшить инвестиционный климат.
Региональные команды сделают все необходимое
— Насколько важен сегодня набор льгот, который предоставляется инвесторам? У кого-то этот список длиннее, у кого-то короче.
— Преференции и льготы давно всем известны. Во всех регионах они приблизительно одинаковы. Это важная опция, но не определяющая. И до нее инвестору еще нужно добежать. Когда мы говорим о межрегиональной конкуренции, нужно оценивать весь комплекс действий субъектов РФ, институтов развития, насколько они заточены под привлечение инвестиций.
— Какие шаги предпринимаются для донастройки налогового законодательства в пользу инвесторов?
— Шагов сделано очень много, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Инструментов для стимулирования притока инвестиций достаточно. Набор инструментов может быть бесконечен, но если мы не можем ими воспользоваться, это всего лишь декларации. Поэтому давайте их отрабатывать, давайте доведем их до совершенства. Давайте сократим путь инвестора к этим инструментам поддержки.
— В прошлом году объем инвестиций в регионы Уральского федерального округа превысил 3 трлн рублей. Каковы ожидания от 2021 года?
— По объему инвестиций в основной капитал округ удерживает второе место после Центрального федерального. По итогам прошлого года объем инвестиций в экономику Урала вырос на 3,3%. Мы прибавили, несмотря на пандемию. В целом по России недобрали до уровня 2019-го — 98,2%. А мы дали плюс, что говорит об огромном потенциале. В этом году мы медленно разгоняемся. Но, как правило, основной поток инвестиций идет в третьем и четвертом кварталах. Я оптимист, и уверен в том, что региональные команды сделают все необходимое, чтобы с инвестициями все было в порядке.
Инвестор уйдет, если не увидит заинтересованности местных властей
— Какие важные соглашения подписаны регионами округа на ПМЭФ?
— Все регионы такие соглашения подписали. Ямало-Ненецкий АО — соглашение по реализации инфраструктурных проектов с банком «Открытие» по обновлению парка городского транспорта, поддержке малого и среднего бизнеса. Ханты-Мансийский АО — с Фондом содействия реформирования ЖКХ по комплексному развитию территорий. Югра также подписала соглашения со Сбером по цифровым проектам, созданию центра высоких биомедицинских технологий в Сургуте. Курганская область заключила несколько интересных соглашений. Например, с компанией Digital Agro: регион займется внедрением цифровых технологий в АПК и развитием дистанционного профильного образования. Челябинская область подписала восемь соглашений, она запускает один из первых в России проектов по сопровождаемому проживанию людей с ментальными особенностями. Тюменская область договорилась с компанией «Грин-Эко Инвест» о взаимодействии по развитию и укреплению сотрудничества в области декарбонизации промышленного сектора. Свердловская область заключила серьезные соглашения, в частности это договоренности с «Кортросом» и «Реновой» по строительству нового микрорайона в Екатеринбурге, который уже окрестили вторым Академическим.
— Какие проекты в инвестиционных портфелях регионов вы считаете перспективными?
— На Ямале, в Югре, в Тюменской области — это проекты, в первую очередь связанные с углеводородным сырьем, его глубокой переработкой. Чтобы эти проекты активно двигались, необходимо развивать транспортную инфраструктуру, в частности Северный широтный ход. В Свердловской и Челябинской областях ключевые проекты связаны с обрабатывающей промышленностью, металлургией — это главные направления для субъектов. В Курганской области — проекты в АПК и машиностроении.
— В период пандемии регионы стали активно развивать внутренний туризм. Считаете ли вы этот сектор экономики привлекательным для инвесторов?
— Конечно. У нас развит промышленный, деловой, событийный туризм. Плюс богатое историческое наследие, красивые памятники архитектуры, монастыри. В Тюменской области — Тобольск: Кремль, мощнейший нефтехимический комплекс, который тоже можно посмотреть. Этнотуризм успешно развивается на Ямале и в Югре. Например, в Ямало-Ненецком АО огромной популярностью пользуется День оленевода, на него приезжает огромное количество туристов. В Курганской области — большие природные заповедники, Далматовский монастырь. В Челябинской области расположены шикарные горнолыжные курорты, на которых проходят состязания мирового уровня. Свердловская область — это история горнозаводского дела, царская семья, промышленность, духовные центры, например Верхотурье, великолепная природа — множество всего.
Но чтобы в этот сектор пришел инвестор, он должен видеть заинтересованность местных властей. Если он хочет открыть в населенном пункте гостиницу, его нужно обеспечить всей необходимой информацией и поддержкой. Если он почувствует, что чиновникам это неинтересно, он уйдет. Рассказывать про потенциал в кабинетах все могут, а что дальше? А дальше нужно разговоры подкреплять конкретными действиями. Нужны готовые площадки с коммуникациями, чтобы не было мучений с получением разрешений на подключения к электричеству, канализации, воде, газу. Не должно быть каких-то безумных денег, которые сразу убьют весь интерес к проекту, потому что эти инвестиции никогда не отобьются.