На грани ожидаемого
19 апреля в Москве огласили результаты 23-й ежегодной Национальной театральной премии «Золотая маска». «За 23 года это была самая большая “Маска” — больше чем за три месяца у нас было более 220 показов спектаклей, включая все проекты, конкурсную и внеконкурсную программу. Главное назначение “Маски” — актуализация театрального пространства всей России», — подытожила на финальной пресс-конференции директор фестиваля Мария Ревякина (цитата по Интерфаксу). По итогам напряженного конкурса жюри премии вручило пятьдесят наград, пять из них отправились на Урал: три в Пермь за «Травиату» и две в Екатеринбург за «Ромео и Джульетту».
Опера «Травиата» поставлена в Пермском театре оперы и балета крупнейшим американским театральным деятелем Робертом Уилсоном (режиссер, сценограф и автор светового решения) и худруком театра Теодором Курентзисом (музыкальный руководитель и дирижер спектакля). Точнее сказать, постановка — копродукция Пермского театра, Unlimited Performing Arts (Дания), Landestheater Linz (Австрия) и Theatres de la Ville de Luxembourg (Люксембург); Уилсон ставил этот спектакль в Перми и австрийском Линце. Для исполнения ведущих партий в Пермь были приглашены Димитрис Тилиакос (Греция, партия Жермона) и Жак ле Ру (Австрия, партия Альфреда), однако партию Виолетты исполнила артистка Пермского театра — Надежда Павлова. Именно она была признана музыкальным чудом спектакля («маска» за лучшую женскую роль в опере). Наградили «масками» и постановщиков: Уилсона — за лучшую работу по свету в музыкальном театре, Курентзиса — как лучшего оперного дирижера в сезоне 2015 — 2016 годов.
«Ромео и Джульетта» Екатеринбургского театра оперы и балета был отмечен «маской» как лучший балет сезона, а исполнителя роли Меркуцио Игоря Булыцына признали лучшим артистом балета (мужская роль). Спектакль поставили худрук Екатеринбургского театра Вячеслав Самодуров (хореограф-постановщик), Павел Клиничев из Большого театра (дирижер-постановщик) и давний партнер Самодурова английский дизайнер Энтони Макилуэйн (художник-постановщик). Сразу же после премьеры постановка заработала полярные оценки. Сам Вячеслав Самодуров описывал хореографию как балансирование на грани узнаваемого/классического и неузнаваемого/экспериментального. Отметим, что постановщики «Ромео и Джульетты» лично наград не получили, хотя и были номинированы.