Год рекордов

Год рекордов 2010 год усилил дифференциацию между банками, резко укрепив одних и ослабив других. Курс на универсальность, которого банки придерживались много лет, похоже, окончательно выходит из моды, уступая место жесткой клиентской специализации.

Ежегодный рейтинг аналитического центра «Эксперт-Урал» показал: банки, работающие на территории Урала и Западной Сибири, закончили 2010 год крайне неоднородно.

В целом по стране активы банков выросли на 16%, рублевые - на 21,5%. Это значительно больше, чем в кризисный 2009 год (5,7% и 12,5% соответственно). Но если сравнить показатели с периодом расцвета экономики 2003 - 2007 годов, когда банки росли со скоростью 30 - 45% в год, оптимизм блекнет. Активы сократились у 19% банков страны, в том числе у 15% из числа топ-200. В докризисном 2007-м таких было 13,5%, а из топ-200 - 9,5%. У 31% банков рост активов оказался ниже инфляции (9%).

Активы уральских банков выросли чуть больше, чем в целом по стране, - на 18,5% (здесь и далее совокупные показатели уральских банков приводим без учета Ханты-Мансийского банка). Лидерами прироста стали в основном банки, принадлежащие крупным промышленным группам: СКБ-банк, Меткомбанк, «Кольцо Урала», Инвесткапиталбанк, Углеметбанк. В то же время 15% банков региона показали снижение активов.

Из 79 уральских банков за год 46 поднялись в общероссийском рейтинге по величине активов. Впрочем, относить это исключительно на счет улучшения финансовых показателей не стоит. Сработали и внешние факторы - само поле сжалось: с рынка ушло много малых банков (в 2010 году лицензий лишились 25 кредитных организаций), усилились тенденции слияния и поглощения (по стране зафиксировано 18 сделок купли-продажи банков). 33 банка региона, наоборот, спустились на несколько строчек в рейтинге. Из первой двадцатки крупнейших сдала позиции или осталась на прежнем уровне половина, и это не лучшим образом характеризует качественные параметры всей региональной системы.

Что в активе

Анализируя отчетность, мы в первую очередь искали ответ на вопрос, какой вклад в рост активов внесло основное направление банковской деятельности - кредитование? Как известно, разморозка кредитного рынка началась в апреле 2010-го. Посмотрим, что она дала рынку.

В целом по стране рублевый кредитный портфель предприятиям и организациям увеличился на 18%. На Урале рост в среднем чуть ниже 12%, но именно в среднем. Если смотреть в разрезе субъектов федерации, то картина весьма неоднородна. Банки, работающие на территории Башкортостана, показали прирост, фактически в 2,5 раза превышающий общероссийский (в основном - за счет крупных кредитов, полученных Башнефтью от ВТБ). В Челябинской области портфель расшился на 25%, в Оренбургской - на 12%, причем кредиты местных банков выросли в этих субъектах федерации всего на 8% и 2% соответственно. А вот в Свердловской области при общем росте кредитов на 9% портфели местных банков не только не выросли, но и сжались на 22%. Получается, что обеспечили положительную динамику кредитного портфеля предприятиям преимущественно подразделения московских банков. В частности Уральский Сбербанк в 2010 году увеличил кредитный портфель в рублях на 10%, Райффайзенбанк - на 20%, Юникредитбанк - на 67%, Пром­связь - на 160%.

У многих самостоятельных банков мы наблюдали сжатие портфеля: половина из 18 свердловских банков уменьшила объ­емы кредитов юридическим лицам. Тенденция эта возникла давно и в условиях кризиса лишь укрепилась: специализация в банковском бизнесе стала все четче и определеннее. Крупные банки федерального уровня правят бал на корпоративном поле, региональные - держат сегмент малого и среднего бизнеса. Так, если на рынке кредитования юрлиц Свердловской области доля местных банков сейчас составляет всего 14%, то в сегменте МСБ - 26%. И по показателям прироста кредитования малых и средних предприятий в большинстве субъектов федерации лидируют местные банки. Исключение составляет только Свердловская область, и связано это скорее с тем, что доля кредитов МСБ в структуре общего портфеля юридическим лицам здесь ниже, чем в среднем по Уралу и стране (15 против 24%).

В сегменте, который также начал размораживаться с апреля прошлого года, - потребительском кредитовании - региональные банки по динамике опережают московские. Исключение составляют, пожалуй, банки, специализирующиеся на этом виде кредитования, например, ВТБ24. А универсальные федеральные - Сбербанк, Райффайзенбанк и Юникредитбанк - существенно отстают от местных именно по темпам прироста. На этом поле конкурентным преимуществом уральцев является широкая сеть точек и штат сотрудников, способных рассматривать большой объем заявок. Прежде всего это относится к десятке крупнейших уральских банков, среди которых только один сократил кредитование (Меткомбанк: у него один из самых высоких уровней просрочки по потребительским кредитам). Всего из 79 уральских банков портфели кредитов населению уменьшили 29, так что и здесь позиции игроков расставлены весьма неравномерно. Сообща уральские банки показали прирост портфеля потребительских кредитов на 38%, тогда как средний показатель по стране - 18%.

Самым «влиятельным» направлением в банковской деятельности остаются инвестиции в ценные бумаги, причем речь идет не только о спекулятивных операциях, но и об участии в размещении облигационных займов. В 2010 году к этому инструменту заимствований снова обратились как первоклассные заемщики, так и компании среднего уровня. В ситуации переизбытка ликвидности на него обратили внимание и региональные банки, которые в обычной ситуации предпочитали прямое кредитование клиентов. В результате в абсолютных цифрах уральских банков рост портфеля ценных бумаг (41 млрд рублей) превысил рост потребительских (35 млн рублей) и корпоративных (21 млн рублей) кредитов.

Ненужные пассивы

Недостатка в ресурсах у банков в 2010 году действительно не наблюдалось, а вот качественных заемщиков оказалось не так много. И это обстоятельство спровоцировало беспрецедентную модель поведения банков: с середины 2010 года они начали придумывать механизмы «непривлекательности» своих вкладов для граждан - снижение ставок, введение комиссий на довложение средств и так далее. Однако граждане, напуганные кризисом, предпочитали сберегать, чем тратить - и все равно несли деньги в банки, даже под феноменально низкие проценты. В результате срочные вклады в рублях в целом по стране выросли на 44%, а вот валютные сократились на 6%. В 2009 году аналогичные показатели были на уровне 28% и 25%. Уральские банки показали примерно такие же темпы. Только у девяти произошло снижение объема вкладов. Среди них появились банки, которые сознательно начали отказываться от этого ресурса. Например, Банк24.ру заявил об изменении модели бизнеса: снижении доли срочных вкладов в пассивной базе за счет увеличения остатков на счетах.

Другие участники если и не демонстрируют открыто такой подход, то во внутренней политике все равно основное внимание уделяют счетам «до востребования» (преимущественно карточным). Поскольку для клиента ключевыми критериями при выборе места, «где деньги лежат», остаются надежность и сервис, многие банки в качестве маркетингового хода стали предлагать бесплатные системы удаленного доступа к счетам, выпуск карт, льготные условия обслуживания зарплатных проектов с бонусами для предприятия. Особенно преуспели в этом Сбербанк и ВТБ24, показав прирост по карт-счетам выше, чем у всех крупных уральских банков. Кроме того, что сегмент банковских карт позволяет получать дешевые ресурсы, это еще и весьма перспективный рынок кредитования. Кредиты на срок до 30 дней (а это чаще всего кредиты по карте в виде овердрафтов) выросли в стране в 2010 году на 30% при общем росте потребкредитов на 15%, по Уралу - на 112% против 39%.

Рост выше докризисного мы увидели и при анализе другого достаточно дешевого ресурса - остатков на расчетных счетах предприятий. На этом рынке местные банки по приросту (55%) опережают московские, а максимальный рост заметен у «дочек» крупных промышленных холдингов, что объяснимо: там владельцы держат свои счета.

Капитальный удар

Несмотря на то, что темпы кредитования оставались крайне низки в сравнении с 2007 годом, банки смогли показать феноменальные результаты по прибыли. По итогам 2011 года ее получили 92% банков по стране, в том числе 94% из топ-200. При этом за девять месяцев прибыльными были только 86%, но к концу года некоторые смогли улучшить результат за счет погашения части проблемных долгов и уменьшения ранее созданных резервов. В абсолютных величинах банки показали рекордный объем прибыли - 573 млрд рублей. Но при этом они поставили рекорд и по числу убыточных - таких 8% в стране. Для сравнения: в 2007 году - всего 0,5%.

Один из факторов, который давит на прибыльность, - необходимость создания резервов на потери по проблемным ссудам. Совокупная прибыль банков до создания резервов в 2010 году почти равна аналогичному показателю 2008 года. Однако одна половина банков показала рост относительно 2009 года, другая - снижение. Наибольший рост прибыли у Сбербанка, госбанков и малых московских банков.

На Урале убыток за год зафиксирован у 11 банков (14% от их общего числа), но только у шести - и до создания резервов, и после. Убыток Сургутнефтегазбанка и Уралтрансбанка связан по большей части с необходимостью создания резервов.

Между тем уровень прибыли, полученной банками, во многом формирует другой важнейший показатель - капитал. По методике ЦБ РФ, совокупный рост капитала банков России составил 3%. Снижение капитала мы видим у 17% банков, в том числе у 22% из топ-200. Существенный рост капитала показали иностранные дочки за счет увеличения своих уставных капиталов. Всего же за 2010 год решение повысить капитализацию банков за счет акционеров приняли собственники 21 банка (24% из топ-200). Суммарный рост капитала уральских банков также составил 3%, при этом у 21% банков капитал за год снизился. К эмиссии прибегли 15 банков (19%).

Достаточность капитала является сдерживающим фактором для роста активов: у 97 банков (10%) страны норматив Н1 не превышает 13% (допустимая граница 10 - 11% в зависимости от размера капитала). Среди уральских банков таких 13 (16%), год назад было всего семь.

Для ряда региональных банков в текущем году проблема недостатка капитала, очевидно, станет ключевой. Как известно, в начале года вступило в силу требование о наличии минимального капитала банков в 90 млн рублей. Региональные учреждения смогли пройти этот порог безболезненно: из-за недостаточности капитала с рынка ушел только один банк. Однако в следующем году вступает в силу новое правило - сумма удваивается. При этом капитал ниже 180 млн рублей на данный момент из 79 банков Урала и Западной Сибири имеют 14. Им придется, если они хотят остаться на рынке в качестве полноценных участников, искать резервы для наращивания капитала либо через увеличение прибыли, либо, что наиболее вероятно, за счет средств собственников. А к 2015 году ЦБ и Минфин хотят довести показатель минимального капитала до 300 млн рублей.

Второй регуляторной угрозой для банковского сектора, по мнению ведущего эксперта отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Марины Мусиец, может стать инициатива ЦБ об ужесточении резервов по непрофильным активам. Проект документа, вывешенный на сайте ЦБ, предполагал уже с 1 июля 2011 года обязать банки создавать дополнительные резервы по имуществу, которое банк не использует в основной деятельности. Учитывая, что в результате плохого обслуживания кредитов в кризис и массового изъятия залогов у банков скопилось достаточное количество такого имущества, удар может быть весьма ощутим. По расчетам «Эксперт РА», на создании резервов по таким активам может уйти до 30% прибыли банков за первое полугодие. Правда, ЦБ, видимо, под давлением банков, решил смягчить первоначальный алгоритм начисления резервов. Однако принципиальное решение принято.

Дополнительные материалы

Рейтинг банков Уральского региона, итоги 2010 года

Материалы по теме

Та молодая шпана

Слезь с трона

Конец экономике дефицита

Потребкредиты снова растут

СОБЫТИЯ - 2010

Место под новым солнцем