Место под новым солнцем
Спрос на банковские услуги уже сложился, поэтому банкам стоит пересмотреть условия кредитования и пойти на больший риск, считает директор группы корпоративного бизнеса и финансовых институтов Банка Интеза Массимилиано Каттоцци.Международные финансовые институты, инвестиционные банки стали оптимистичнее смотреть на развитие мировой экономики. В январе Международный валютный фонд повысил оценки роста в 2011 году с 4,2 до 4,4 %, затем улучшили прогноз аналитики британского банка HSBC: по их мнению, мировая экономика в 2011 году вырастет на 3,3%. Пользуясь тем, что в Екатеринбург приехал директор группы корпоративного бизнеса и финансовых институтов Банка Интеза Массимилиано Каттоцци, мы попросили его дать свою оценку перспективам развития экономики и банковской системы.
Смириться с другим уровнем роста
- Мировая ситуация безусловно улучшается. Банковская группа «Интеза Санпаоло» не видит риска развития двойной рецессии, и для этого есть ряд причин. Первая: банковские ставки остаются низкими, в результате создаются благоприятные условия для кредитования. Мы считаем, что процентные ставки в мире будут такими и дальше: первое повышение вряд ли можно ожидать раньше второй половины 2011 года. Вторая - рынки интенсивно развивающихся стран, таких как Азия, Южная Америка, показывают хороший рост: снижение экспорта компенсируется ростом внутреннего спроса. Это в свою очередь способствует возобновлению роста в Европе. Вообще, мы убеждены, что экономика развитых стран в будущем во многом будет зависеть от стран развивающихся, в первую очередь БРИК. Группа «Интеза Санпаоло» не так давно провела исследование экономики этих стран. И вот к какому выводу мы пришли. На наш взгляд, они не должны рассматриваться только как экспортеры сырья для развитых экономик. Это прежде всего огромный рынок сбыта: БРИК способны существенно увеличить рост мирового потребления.
В настоящее время доля этих стран в мировом потреблении составляет 20 - 25%, в ближайшие годы она может вырасти до 40 - 45%. То есть это еще и новые игроки на мировом рынке спроса. И если Европа и США не будут учитывать этого, они не восстановят темпы роста, которые мы видели в 2006 - 2007 годах. Третий положительный фактор - рост объемов мировой торговли: периодическое снижение находится в пределах нормы. Наконец, выпуск промышленной продукции. В США его рост составил 8% в сравнении с прошлым годом, в Еврозоне - 1% ко второму кварталу 2009-го. При этом некоторые страны, например Германия, показывают и более высокую динамику - 4,1%.
Исходя из этого, мы даем на 2011 год такой прогноз. В США потребительские расходы будут расти, но медленно: домохозяйства вынуждены снижать уровень долгов. При этом норма сбережений будет увеличиваться. Налоговая политика начнет смягчаться. Промежуточные выборы, вероятнее всего, приведут к изменению расстановки политических сил: демократы могут потерять контроль над Палатой представителей и большинство мест в Сенате. Мы полагаем, что после выборов Конгресс продолжит политику снижения налогового бремени. Но неуверенность в будущем может подорвать доверие потребителей.
Таблица. Прогноз мирового ВВП в 2011 году,%
США | 3.1 |
Япония | 1.4 |
Еврозона | 1.7 |
Восточная Европа | 4.3 |
Латинская Америка | 4.1 |
ОПЕК | 4.9 |
Юго-Восточная Азия | 7.6 |
Африка | 5.2 |
Мировой ВВП | 4.4 |
Источник: Банк «Интеза» |
В странах Еврозоны рост ВВП замедлится, но все равно останется стабильным на уровне 1,7%. Стабилизация на рынке труда приведет к постепенному улучшению потребительского спроса.
Так что текущий спад глобального ВВП не стоит переоценивать. Просто придется смириться с другим уровнем: если раньше мы видели 6 - 9% в год, то сейчас надо ориентироваться на 1 - 4%.
Но есть и серьезные дисбалансы. Прежде всего у развитых стран очень большой долг, причем не только в частном, но и в государственном секторе. Это новая проблема, и над ее решением правительства вынуждены будут работать. По оценкам МВФ, с 2007 по 2012 год государственный долг развитых стран вырастет с 73 до 109% от ВВП. На этом фоне сильной стороной России является небольшой уровень государственного долга: соотношение между ее долгом и ВВП составляет всего 15 - 20%. Поэтому мы считаем, что у страны есть возможность развивать инвестиционную привлекательность.
Да, российская экономика основывается на экспорте сырья, что усиливает зависимость от внешних рынков и порождает нестабильность. Но если иностранный капитал будет заходить на территорию России и вкладывать деньги в создание новых производств, продукцию которых в дальнейшем можно будет экспортировать, постепенно экономика будет диверсифицироваться, что усилит позиции страны на мировом рынке. Мы оцениваем темпы роста российской экономики в 2011 году в 4,2 - 4,5%. В среднесрочной перспективе благоприятным было бы развитие внутреннего потребления. При этом правительство России должно принять меры к контролю инфляции, которая сейчас составляет 8 - 9%: было бы правильным снизить ее на 1 - 1,5%.
- Между тем некоторые экономисты считают, что Россия хуже других стран БРИК прошла нынешний финансовый кризис, потому что не смогла создать условий для притока капитала.
- Абсолютно не согласен. На мой взгляд, Россия больше пострадала от мирового кризиса, так как ее ВВП во многом зависел от мировых цен. До кризиса это обеспечивало феноменальные темпы роста ее экономики. Но именно поэтому и падение было сильнее, чем в других странах БРИК.
Крупные мировые инвесторы сейчас вкладываются в страны с перспективой развития выше среднего, так как в высокоиндустриальных странах возможностей для роста меньше: у них просто нет таких потребностей в развитии своей промышленной базы. Россия - это мировая кладовая сырья, и здесь высока потребность в освоении новых технологий. Поэтому производители оборудования и компании, владеющие технологиями, заинтересованы в выходе на такие рынки. И задача России - воспользоваться этим, привлекая инвестиции не только в добывающую промышленность, но и в другие отрасли.
Время рисковать
- Какие инструменты для этого нужно задействовать?
- Финансовые инструменты, стимулирование спроса, а также административные и законодательные. Крупные банки уже обеспечили большое количество ликвидности на рынке, что сделало кредиты более доступными. Конечно, это негативно повлияло на инфляцию. Сейчас нужно стимулировать предприятия на более долгосрочные проекты. Также необходимо налоговое послабление для отдельных отраслей промышленности в России. Параллельно надо стимулировать внутренний спрос. На законодательном уровне следует обеспечить равные возможности для инвестиций крупного и среднего иностранного капитала. К сожалению, для средних иностранных предприятий пока еще очень трудно выйти на российский рынок. Крупный капитал всегда будет интересоваться Россией и найдет способ реализовать этот интерес, а вот если средние компании с оборотом в 1 - 3 млрд рублей начнут испытывать ограничения или трудности, эффект будет меньше.
- Вашими устами да мед пить... Налоговая нагрузка на бизнес в этом году только вырастет.
- В Италии та же беда. Те рекомендации, которые я сейчас дал, мы даем и для правительства Италии, и оно тоже не всегда к ним прислушивается. Сложившаяся ситуация в мировой экономике провоцирует государства на повышение налогов. С помощью этой меры проще решить задачи в краткосрочной перспективе. Это общемировая практика.
- Вернемся к финансовым инструментам. К сожалению, большая ликвидность у банков не особенно способствовала притоку капитала в реальный сектор. Заемщики жалуются на недоступность кредита, а банки - на то, что у них нет качественных заемщиков. И в таком противоречии банковская система прожила весь 2010 год.
- И это тоже характерно не только для России. Просто в России более высокая ликвидность в банковском секторе в сравнении с другими странами. На самом деле банки начали активно выдавать кредиты где-то со второй половины 2010 года, но эффект от этого мы увидим позже. На наш взгляд, спрос на банковские услуги уже сложился. И банкам стоит пересмотреть условия кредитования, пойти на больший риск. Благонадежные заемщики сейчас имеют хорошее финансовое положение, но их производственные мощности не работают в полную силу. Они не готовы брать инвестиционный капитал, потому что у них нет четкого представления о перспективах развития. Иными словами оборотный и инвестиционный капиталы замерли в ожидании того, как дальше будет развиваться экономическая ситуация.
В изменившемся мире
- До кризиса иностранные банки в России занимали определенные ниши, например финансирование крупных сделок, автокредитование. Где сегодня может быть проявлена их конкурентоспособность?
- Иностранный или международный банк может аккумулировать капитал на международном уровне и в существенно большем объеме, чем российский. Например, банковская группа «Интеза Санпаоло» - единственная банковская группа в Италии, которая прошла кризис, используя только собственные ресурсы, не привлекая государственную финансовую помощь. И сейчас цены на ресурсы, которые предлагает банк, существенно ниже, чем в других банках, потому что это собственные средства.
Другое наше сильное конкурентное преимущество - более интересные банковские продукты, например, продукты инвестиционного банкинга. Сейчас это очень актуально. Многие предприятия знают, что альтернативой простому кредиту может стать привлечение заемных средств на международных рынках капитала. Для выработки финансовой стратегии предприятия и организации таких сделок часто привлекают наш банк.
- Но точно так же иностранные банки позиционировали себя и до кризиса. Что изменилось?
- Мир изменился, он стал более глобальным и открытым. Поэтому мы стремимся не просто создавать как можно больше филиалов, которые бы выдавали деньги и эти деньги им бы возвращали с процентами, мы стремимся искать партнеров. Именно поэтому мы изучаем мировые рынки, и ту информацию, которую получаем, анализируем, доводим до наших клиентов в регионах. В конце прошлого года мы провели в Екатеринбурге очень необычный семинар, который стал первым опытом такого взаимодействия с большой аудиторией. Мы хотели познакомить клиентов с макроэкономической ситуацией в мире, предоставить им самые последние данные, цифры, выводы. И тем самым помочь найти свое место в новой ситуации. Образно говоря, мы нарисовали для них картину - поле, горы, солнце, дома. Спросили их, нравится ли им эта картина. И следующий вопрос: «Какое место вы бы хотели в этой картине занять?». Когда клиент определится, где и как он бы хотел работать, мы поможем ему развиваться и уже никогда не бросим его. Такова наша философия.