Золотая середина

Золотая  середина Чтобы средние компании и власть начали конструктивно сотрудничать, нужно перенастроить госпрограммы, — показало изучение мер государственной поддержки среднего бизнеса, проведенное аналитическим центром «Эксперт-Урал».

Журнал и аналитический центр «Эксперт-Урал» много лет следят за развитием в регионе среднего бизнеса (к этой категории мы относим предприятия с выручкой от 350 млн до 11 млрд рублей). Такие компании имеют большой потенциал: они динамичны и креативны, в отличие от мелкого бизнеса обладают ресурсной и интеллектуальной базой, в сравнении с крупным — не страдают консерватизмом. Именно на предпринимателей этого уровня государство может опираться, если делает ставку на новые рынки, отрасли и прорывные технологии.

— Одно из последних исследований, которые провел Всемирный банк, констатирует: в России начался спад промышленного производства, и этот спад обладает большей глубиной по сравнению с другими странами БРИКС. Мы считаем, что в этих условиях государство должно не спасать тех, кому плохо, а помогать тем, кто способствует диверсификации экономики, демонстрирует более высокие показатели производительности. Иными словами, поддерживать надо сильных, тех, кто способен создать новую конкурентную среду, — подтверждает координатор региональных программ Всемирного банка Михаил Бунчук.

Большая часть таких предпринимателей поставила бизнес на ноги самостоятельно, без протекции, которую имеют крупные холдинги с государственным участием. Они считают такое положение дел вполне естественным, многие говорят, что поддержка от власти им не нужна, главное — не мешать.

Между тем некоторые проекты при ра­зумной поддержке государства могли быть реализованы быстрее, а фактор времени в ситуации мощной глобальной конкуренции чрезвычайно важен. Готовы ли предприниматели к сотрудничеству с государством и если да, то в каком формате? Чтобы получить ответ на этот вопрос, АЦ «Эксперт-Урал» совместно с компанией Ernst & Young провели специальное исследование. Итоги были представлены на конференции «Точки роста экономики Большого Урала», прошедшей в Екатеринбурге в ноябре этого года.

На тройку

Итак, мы задались целью понять, как средний бизнес оценивает меры государственной поддержки на территории Урала и Западной Сибири. В исследовании предложили участвовать 351 компании: с представителями 12 провели глубинные интервью, а 303 отправили анкеты. Заполнили анкеты только 25 компаний: как выяснилось, большая часть их получивших не пользуются господдержкой и не видят смысла ее обсуждать.

В 21 компании ответили, что пользовались мерами поддержки бизнеса, предложенной государством. Выведенный средний балл эффективности господдержки — 3,07 из 5 (см. методику). В числе наиболее эффективных названы меры по развитию инноваций, наименее эффективных — поддержка выхода на новые рынки. Сравнительно высокий средний балл заработали меры по развитию инфраструктуры и содействию координации бизнеса. Высокий средний балл (выше 4) получили финансовые меры поддержки и одна из группы нефинансовых — поддержка торговых представительств страны за рубежом.

Интересно, что по результатам анкетного опроса самой востребованной является административная поддержка бизнеса, однако наши респонденты в большинстве считают, что власти уделяют ей недостаточно внимания и плохо реализуют свои функции. Начальник управления уральского филиала управляющей компании «Полиметалл» Павел Сенников:

— Наша компания занимается добычей золота и серебра. Как и любые недропользователи мы заинтересованы в восполнении минерально-сырьевой базы, но пресловутые административные барьеры удлиняют этот процесс. Поясню на конкретном примере. Есть центральный участок месторождения, у которого в процессе эксплуатации обнаруживается спутник. Чтобы вовлечь его в разработку, мы должны два года убить на оформление всех разрешительных документов. А времени ждать нет. Запасов сырья на рудных месторождениях у золотодобывающих предприятий региона хватит в лучшем случае на 20 лет. Для нас поддержка государства заключается в том, чтобы оно качественно и в максимально короткие сроки выполнило свои функции.

Самой эффективной, то есть дающей бизнесу реальный результат, участники исследования называют финансовую помощь — налоговые льготы и различные виды компенсации затрат (субсидии, гранты, софинансирование). Вместе с тем в личных интервью большинство руководителей назвали величину этого вида поддержки несущественной для их бизнеса. Безусловно, есть исключения: некоторые предприниматели активно следят за программами государственных органов власти и делают все для того, чтобы получить финансирование. Пример приводит генеральный директор ОАО «Уралхимпласт» Дмитрий Воробьев:

— В 2009 году мы начали проект реконструкции очистных сооружений в Нижнем Тагиле, находящихся на балансе нашей
компании. В тот момент Минэкономразвития подготовило программу помощи моногородам. Узнав об этом, мы подали заявку и получили из бюджетов трех уровней 340 млн рублей. Это позволило завершить проект буквально за полтора года.

Заместитель директора компании ПРОМКО Вадим Черкайкин также считает, что программы поддержки бизнеса позволили ускорить запуск производства:

— В 2010 году правительство Свердловской области разработало программу поддержки инноваций в малом и среднем бизнесе. Мы подали заявку и получили 1,1 млрд рублей на реализацию проекта производства стальных шаров методом безоблойной горячей штамповки: эта продукция позволяет нашим потребителям повышать производительность труда. Мы поняли, что поддержку
от государства получить можно. В этом году в рамках программы поддержки промышленности Свердловской области мы также участвовали в конкурсе и получили субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инновационных проектов в размере 6,4 млн рублей.

Вместе с тем руководители многих предприятий утверждают, что лучше было бы, если бы государство не выделяло деньги напрямую, а снимало административные барьеры. Финансовая поддержка — это разовые суммы, не решающие хронических проблем, а компаниям нужно постоянное взаимодействие с властью.

Результаты оценки других мер поддержки очень разные: одни предприниматели говорят, что эти меры работают очень хорошо, другие, наоборот, считают их малоэффективными. К ним относится, например, консультационная помощь предпринимателей общественными объединениями. Так, генеральный директор ОАО Кондитерская фабрика «Пермская» Борис Швайцер делится положительным опытом: «Когда мы стали искать партнеров в Европе, я обратился в Пермскую торгово-промышленную палату и удивился, насколько качественно выстроена там такая услуга — я очень быстро получил нужную информацию».

Среди мер господдержки, представленных в анкетах, отметим несколько получивших особенно низкие баллы. К ним относится, например, административная поддержка, эту группу тянут вниз баллы за плохую помощь предпринимателям в реализации инвестпроектов. Председатель совета директоров ОАО «Мета­фракс» Армен Гарслян рассказывает, как долго добивался от региональной власти содействия в строительстве газопровода через Соликамско-Березниковский промышленный узел: «Я все время доказывал, что этот проект нужен региону. Но дело сдвинулось с мертвой точки только после вмешательства федерального центра. Как только было заключено соглашение о строительстве газопровода, “Мета­фракс” тут же подписал контракт на увеличение мощности производства метанола. Поэтому я считаю, реальная помощь государства — вовремя услышать бизнес».

Большие претензии бизнес предъявляет к власти и в части создания инфраструктуры: это существенно повлияло бы на реализацию многих проектов. Попытки решить эту задачи через создание сетей индустриальных парков у наших рес­пондентов оптимизма не вызывают. Может быть, потому что нет удачных примеров создания индустриальных площадок.

Дайте информацию

Ответ на вопрос, что мешает бизнесу обращаться за поддержкой государства, дали все 25 компаний. Одним не нравится сложный процесс сбора документов, другим — узкий коридор требований, когда компания не подходит по критериям, необходимым для получения господдержки. Наибольшим препятствием при получении господдержки, как выяснилось, является недостаток информации.

— Информация на сайтах госорганов обновляется нерегулярно, отсутствуют рассылки с обновляемым перечнем мер поддержки, подробная информация о гос­поддержке в СМИ, нет достоверных данных о размере поддержки для среднего бизнеса: традиционно эта информация подается совместно для малого и среднего бизнеса, хотя размер и характер поддержки должны различаться, — перечисляет генеральный директор ЗАО «Форвард» (торговая сеть «Полушка») Сергей Смолягин.

В ходе личных интервью многие наши участники исследования выделяли среди препятствующих факторов отсутствие политики по поддержке конкуренции.

В целом итоги нашего исследования показали, что средние компании хотя и относятся настороженно к принятию помощи со стороны государства, оценивают эффект мер поддержки высоко. Мы надеемся, что конкретные предложения, собранные нами в ходе исследования, помогут скорректировать программы и инструменты развития среднего бизнеса в регионах.

Дополнительная информация.

Пользуйтесь 

Игорь ТеущаковВ законодательстве достаточно федеральных и региональных налоговых льгот, и именно средний бизнес может применять их эффективно, убежден генеральный директор компании Ассоциация «Налоги России» Игорь Теущаков.

— В последнее время Россия по ряду позиций очень серьезно продвинулась в глазах мирового сообщества с точки зрения предпринимательского климата. Одна из сфер, в которой точно есть положительные тенденции, — налогообложение. Возьмем хотя бы возврат НДС. Есть проблема, которая актуальна прежде всего для среднего бизнеса, который занимается экспортом. Сейчас существует такой порядок: экспортер, претендуя на право возмещения НДС, должен собрать необходимые документы и предоставить их в налоговый орган не позднее 180 дней со дня отгрузки товара. Плюс он должен пройти камеральную проверку, на что уходит еще три месяца и только после этого он получает возможность возместить НДС из бюджета. Конечно, это несправедливо и предприниматели говорят об этом много лет. В принятой на ближайшие три года концепции развития налоговой политики, правительство Российской Федерации согласилось с аргументами бизнеса, пообещав исправить ситуацию, предоставив возможность возмещения НДС при экспорте в общеустановленном порядке.

Я считаю, что средний бизнес у нас сейчас может грамотно управлять себестоимостью через использование налоговых льгот, имеющихся в законодательстве.

Прежде всего это, конечно, налог на прибыль. Подавляющее большинство производственных предприятий сегодня занимаются внедрением новых технологий, они имеют право отнести льготы по научно-исследовательским разработкам (НИОКР) на себестоимость. Конечно, там много тонкостей, в частности эти расходы можно отнести на себестоимость только в тот момент, когда научные исследования или разработки завершены. Существует достаточно большой перечень научных исследований и опытно-конструкторских работ, утвержденный постановлением правительства РФ № 988, предусматривающий возможность списания такого рода расходов с коэффициентом 1,5.

Второй механизм, который можно использовать научно-исследо­вательским предприятиям, — ускоренная амортизация. Основные средства, используемые исключительно в научно-технической деятельности, могут амортизироваться с коэффициентом 3. Соответственно, предприятие может списать стоимость приобретенных такого рода основных средств в расходы по налогу на прибыль в три раза быстрее, чем это предусмотрено нормативами.

Третий инструмент — налоговые инвестиционные кредиты. Я часто слышу от клиентов жалобы на высокую стоимость банковских кредитов, и мало кто из них владеет информацией о наличии такого инструмента, как налоговый инвестиционный кредит. Он дается на срок от одного года до пяти лет, но не более 50% причитающейся к уплате суммы в размере стоимости оборудования или расходов на НИОКР. Да, для этого необходимо подготовить определенный пакет документов, вести строгий порядок отчетности, но это окупается. Все налоговые обязательства в виде платы за такого рода кредит в данном случае привязаны к ставке рефинансирования, которая составляет 8,25%. Ни в одном банке средний бизнес по такой цене сейчас деньги не найдет.

У предприятий есть возможность использовать и региональные льготы, например, по налогу на имущество: льгота предоставлена компаниям, в балансе которых за отчетный период произошел прирост имущества (такой механизм действует в Свердловской области). По сути это означает, что стоимость нового оборудования при использовании данной льготы не облагается налогом на имущество. Очень часто клиенты говорят нам, что районные налоговые инспекции иначе трактуют законодательство и не учитывают такие льготы. Для этого есть суд: жалуйтесь, у вас есть на это право.

Согласно статистике, в прошлом году этой льготой воспользовалось около 1,5 тысячи предприятий на общую сумму 1,5 млрд рублей.

Я думаю, предпринимателям следует знать, что есть льготы и по транспортному налогу, например, им не облагаются автобусы с требованиями экологического класса 4 и 5.

В целом налоговое законодательство в России сейчас довольно стабильное, уровень администрирования налогов высокий, и этот фактор, на мой взгляд, можно отнести к положительным мерам государственной поддержки бизнеса.

Партнер исследования EY

Дополнительные материалы

Эффективность мер государственной поддержки среднего бизнеса в Урало-Западносибирском регионе

Государственная поддержка среднего бизнеса на территории Урала и Западной Сибири

Материалы по теме

Без приплода

«Средний бизнес в новом цикле экономического роста. Модели и решения».

«Газель» бывшей не бывает

Созидательные разрушители

Условия для комфортного бизнеса

Потеря управления