Условия для комфортного бизнеса
Для диверсификации моногородов одних денег недостаточно. Важно, чтобы предприниматели увидели перспективы для бизнеса именно в этом городе. Это правило в полной мере относится к Нижнему Тагилу, убежден заместитель главы администрации города по стратегическому развитию и инвестициям Юрий КузнецовВторой по значимости город Свердловской области - Нижний Тагил - испытывает типичные проблемы российского моногорода: зависимость от крупных градообразующих предприятий, крайне слабый бюджет, пессимистично настроенное население. О том, как можно преодолеть эти проблемы, мы беседовали с заместителем главы администрации Нижнего Тагила по стратегическому развитию и инвестициям Юрием Кузнецовым.
Четыре рубля на рубль
- Юрий Григорьевич, в кризис 2008 года, когда стало ясно, что моногорода оказались в чрезвычайно сложной ситуации, Нижний Тагил одним из первых городов откликнулся на инициативы федерального правительства, в кратчайшие сроки разработав комплексный инвестиционный план (КИП). Как мы знаем, в него вошли 15 инвестиционных проектов, а общий объем инвестиций, который город может привлечь благодаря их реализации, оценивается в 74 млрд рублей. Как идет реализация КИПа сейчас?
- Действительно, наш Комплексный инвестиционный план был одним из первых утвержден правительством России и город получил средства из федерального бюджета на инфраструктурную составляющую инвестиционных проектов. В сущности, мы были первопроходцами в разработке таких документов. Сегодня на основе тагильского КИПа сделано методическое пособие по подготовке инвестиционных планов для моногородов. Источники финансирования проектов КИПа мы изначально планировали по следующему принципу - на один рубль бюджетных средств (в основном федерального и областного бюджетов) четыре рубля частных инвестиций. Рубль, вложенный в инфраструктуру, должен привлекать четыре рубля на развитие бизнеса.
К примеру, только в один проект создаваемого химпарка «Тагил» частный инвестор - ЗАО «УралМетанолГруп» - вкладывает порядка 14 млрд рублей. Речь идет о строительстве завода по производству метанола мощностью 600 тыс. тонн в год. Администрация города из средств федеральной программы поддержки моногородов профинансировала в проекте химического парка «Тагил» только реконструкцию очистных сооружений, то есть инфраструктурную составляющую, остальное будут делать частные инвесторы. Другой крупный инвестиционный проект - это строительство логистического центра - финансируется по такой же схеме. Из средств этой же программы был реконструирован южный въезд в город, чтобы избежать перегруженности трассы, а собственно логистический центр, который как раз находится на въезде в Нижний Тагил, построен на частные средства. Всего же по программе поддержки моногородов мы уже получили более 1,5 млрд рублей.
В этой связи я хотел бы акцентировать внимание еще вот на каком вопросе.
Получить бюджетные средства по федеральной программе, конечно, очень хорошо, но это для нас не стало главным эффектом от участия в программе. Главный эффект - имиджевый. Мы смогли позиционировать Нижний Тагил как город, открытый для инвестиций. На этой волне мы уже получили новых инвесторов. Например, в городе сейчас идет строительство Центра инновационных медицинских технологий (инвестор - Владислав Тетюхин, бывший директор ВСМПО), объем инвестиций - 3,9 млрд рублей. Это будет больница, оборудованная по последнему слову техники. На этой же волне появился проект современного диализного центра (инвестор - Александр Петров, президент холдинга «Юнона»). В пойме реки Тагил планируем строительство крупного торгово-развлекательного центра площадью 150 тыс. кв. метров, который должен привлечь покупателей не только из Нижнего Тагила, но и замкнуть на себя весь север области.
Психология и экономика
- Нижний Тагил - классический город-завод. Можно ли в таком индустриально ориентированном образовании сделать заметной роль малого предпринимательства?
- Вообще, вопрос диверсификации экономики Нижнего Тагила - задача сложная, поскольку более 85% объемов всей выпускаемой здесь продукции производится на трех крупных связанных с производством и обработкой металла предприятиях - УВЗ, НТМК и ВГОК. Отсюда сильная зависимость экономики города от состояния этих предприятий. Я считаю, что снизить зависимость за счет развития малого бизнеса можно в том числе и путем вывода из структур этих крупных холдингов каких-то непрофильных (например общественное питание) или вспомогательных (поставка запчастей, проведение ремонтов и т. д.) функций на аутсорсинг. Это выгодно и крупному бизнесу. Они сокращают издержки, численность работающих (как правило, сотрудники сохраняют свою работу на прежних местах, но уже в другой организации), повышают за счет снижения издержек производительность. Да, в рамках программы поддержки моногородов нам удалось выделить на создание рабочих мест в сфере малого бизнеса в 2009 году более 200 млн рублей, в результате численность работающих в малом бизнесе выросла на 22,4% в сравнении с 2008 годом. Но пока эти меры не в состоянии в корне изменить ситуацию. И дело не только в экономике. На мой взгляд, есть один важный фактор - привычка жителей к патерналистской роли крупного предприятия. В сознании многих людей есть стереотип: лучше устроиться, например, на НТМК, выполнять понятную и достаточно хорошо оплачиваемую работу и спокойно строить свою жизнь, чем заниматься бизнесом, где фактор риска и степень личной ответственности значительно выше.
- Уже давно обсуждается идея придания Нижнему Тагилу статуса второго административного центра, а также центра горнозаводской агломерации. Что это даст городу?
- Придание городу более высокого статуса автоматически ведет к установлению более высокого коэффициента доходной части бюджета. В этом смысле плюсы для города очевидны и, разумеется, мы эту идею поддерживаем. Но это не мотиватор. Это просто признание реальных заслуг и роли Нижнего Тагила в жизни Свердловской области, а не системная реформа. По факту, Тагил уже давно является столицей территории, которая сегодня объединена в Горнозаводской управленческий округ. А вот создание межмуниципальной агломерации - это уже новый шаг в развитии. К этому подталкивает сама жизнь. Могу с уверенностью сказать, что в будущем, когда в особой экономической зоне «Титановая долина» под Верхней Салдой предприятия заработают на полную мощность, не меньше половины работников этих предприятий будут тагильчане. Но сегодня налоги мы платим по месту работы, значит, жители одного города, где они живут и пользуются всеми бюджетными услугами, налог будут платить в бюджет другого города.
А дороги между городами, по которым будет происходить и уже происходит так называемая суточная миграция, строительство крупных торговых центров, крупных театрально-концертных центров, больниц, в которые будут ходить не только тагильчане. Решать такие вопросы вполне можно и нужно в формате межмуниципальной агломерации и в рамках существующего законодательства. Нужны только политическая воля и мотивы для интеграции. Мне кажется, что сегодня мы слабо используем ресурс межмуниципального взаимодействия для развития.
Нет мотиватора
- Все признают, что муниципальные образования сегодня страдают от недостатка финансирования, этот уровень бюджетной системы получает меньше всего средств. В чем причина перекосов в межбюджетных отношениях?
- Многие крупные города, пожалуй, за исключением областных центров, имеют проблемные бюджеты. Это результат действующего принципа распределения бюджетных полномочий. Последние лет 15 в стране идет планомерная централизация финансовых ресурсов. На недавнем собрании Союза российских городов в Ростове-на-Дону эта тема была, что называется, «криком души». Нижний Тагил собственными доходами покрывает лишь 50% расходов. Остальное - это дотации из областного бюджета. Объем бюджетных средств в расчете на одного жителя Тагила ниже, чем, например, в Горноуральском городском округе (в прошлом Пригородном районе), Верхнем Тагиле, Кушве, хотя по объемам производства эти муниципалитеты несопоставимы с Нижним Тагилом. Мы постоянно поднимаем этот вопрос, неоднократно обращались к экс-губернатору Мишарину, будем обращаться и к губернатору Куйвашеву. Сегодня принцип формирования муниципальных бюджетов таков, что он не стимулирует местные администрации, скажем, создавать новые рабочие места. Нет мотиватора для проектов развития. Основной источник поступлений в бюджет - это НДФЛ. Мы, например, у себя на территории создали 100 новых рабочих мест, соответственно рассчитываем получить больше отчислений по НДФЛ. Но при этом на следующий год мы получим меньше дотаций. А в условиях, когда собственные доходные источники местного бюджета покрывают только половину расходов, это просто катастрофа. Замкнутый круг, который в конечном итоге приводит к отсутствию у муниципальных бюджетов возможностей для развития. Такой принцип распределения бюджетных полномочий необходимо менять.
Взять земельный налог и арендную плату за муниципальное имущество, это еще одна статья поступлений в местный бюджет. У нас сейчас есть несколько проектов, связанных в перспективе с ростом доходов от платежей за землю, но на первоначальном этапе необходимо, так скажем, затянуть потуже пояса, инвестировать в будущее, чтобы потом получить дополнительный доход. Но, во-первых, у бюджета нет уже возможностей для ужимания, он и так только покрывает текущие нужды и практически не имеет ресурса для развития, во-вторых - те же грабли: мы получили дополнительный доход, на следующий год - меньше дотаций. Парадокс: чем лучше поработал, тем меньше получил дотационных средств.
- Каким должен быть бюджет города, чтобы обеспечивать не только покрытие текущих нужд, но и возможность развития?
- Много денег не бывает. Но логика здесь следующая. Необходимо увеличивать собственные доходные источники, например, за счет создания новых рабочих мест, за счет формирования новых землепользователей, которые платят за землю в местный бюджет. Нужно довести их долю до 90%, а в перспективе выйти на 100%. Эти доходные источники должны быть закреплены на длительный период времени и увеличение доходов по ним не должно влиять на уменьшение дотаций. Тогда город сможет планировать долгосрочные программы развития, которые через несколько лет дадут экономический эффект. И обязательно нужно формировать бюджет развития, который должен составлять не меньше 30% от всего бюджета города.
- Какой вы видите перспективу города на ближайшие пять-десять лет?
- Если мы во главу угла поставим инвестиционную привлекательность города, выиграем конкурентную борьбу за инвестора, облегчим процедуру вхождения инвестора на территорию, то все получится. В этой связи задача минимум,