Банковский M&A зашел не туда

Совет директоров Уралфинпромбанка обратился в Банк России с ходатайством об отзыве лицензии в связи с признаками несостоятельности. Кроме того, Главное управление банка России по Челябинской области временно запретило банку «Монетный дом» принимать платежи по налогам от клиентов (чтобы обезопасить бюджет от непоступления налогов, если у банка не окажется средств). Такой неожиданный поворот получили крупнейшие в регионе сделки покупки этих банковских активов группой московских предпринимателей летом этого года («Бывший топ-менеджер банка Ак Барс участвует в формировании нового холдинга», «Э-У» № 22 от 27.06.10).

До ноября общественность ничего не знала об этих предпринимателях. Все акции были оформлены на малознакомых физических лиц, а публичной фигурой выступал бывший топ-менеджер банка Ак Барс Руслан Гусаев. В интервью «Э-У» он заявил, что его партнеры строят серьезные планы по развитию банковского бизнеса в регионе, намереваясь купить несколько банков и сформировать на их базе мощный региональный холдинг. Ответственным за Урал и Сибирь (у группы на тот момент в собственности находился еще Донской инвестиционный банк) был назначен как раз Руслан Гусаев.

Однако мирные планы получили неожиданный поворот. Как выяснилось, реальным инвестором является некто Матвей Урин. Истина открылась, когда этот предприниматель был арестован после хулиганского нападения со своей охраной на московской трассе на гражданина Нидерландов. Вслед за этим Банк России отозвал лицензии московских «Славянского Банка» и «Традо Банка», фактически принадлежащих Урину, и начал проверять возможность увода активов через другие банки, в том числе «Монетный дом» и Уралфинпромбанк.

Пока проследить влияние этих событий на состояние банков сложно: подождем результатов декабрьской отчетности. По итогам ноября мы можем констатировать лишь отток средств со счетов: у Уралфинпромбанка вклады уменьшились с 3,7 до 3,1 млрд рублей, средства юрлиц - с 715 до 552 млн рублей, в «Монетном доме» - с 6,7 до 6,5 млрд рублей и с 1,5 до 1,3 млрд рублей соответственно. Серьезных сбоев в проведении платежей и системных проблем у банков пока нет.

Как неоднократно подчеркивал Руслан Гусаев, все сделки, которые он проводил, совершались полюбовно. Поэтому он попросил бывшего владельца Уралфинпромбанка Ильдара Губаева временно, до годового собрания акционеров, остаться на посту совета директоров и не стал менять менеджмент. Однако Губаев, очевидно, не пожелал нести ответственность за чужие действия и сам обратился в ЦБ с ходатайством об отзыве лицензии.

Материалы по теме

Конец экономике дефицита

Мы вас услышали

Больно не будет

На радость и на зависть

Учиться не дышать

Летел и таял