Мягкие факторы
Природные условия и выгодное положение уже не являются ключевыми факторами привлекательности в глазах иностранных инвесторов. Регионам отдается предпочтение, если их администрации демонстрируют открытость и готовность работать по единым правилам.Чтобы понять, какие факторы способствуют притоку долгосрочных финансовых ресурсов в регионы, а какие, наоборот, сдерживают, компания КПМГ провела собственное исследование на основе изучения экономики 12 регионов России. О результатах рассказывает директор КПМГ Наталья Дятлова.
- Наталья, какие источники финансовых ресурсов при нынешней внешней конъюнктуре могут использовать бизнес и государство при реализации крупных проектов?
- Для бизнеса это прежде всего долговое финансирование, привлечение прямых иностранных инвестиций. Государство может рассчитывать на средства, полученные в результате приватизации принадлежащих ему активов, а также на различные механизмы государственно-частного партнерства.
- С долговым финансированием сейчас, в общем, проблем нет: оно в большей степени зависит от качества активов самой компании, ее способности заинтересовать инвестора. А как вы оцениваете процесс привлечения прямых иностранных инвестиций?
- Общая картина выглядит следующим образом. В целом, по данным World Bank, UNCTAD, The Economist Intelligence Unit, к 2010 году Россия стоит на 11 месте среди стран по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций. Более 70% их приходится на пять регионов, включая Москву, Санкт-Петербург, 40% - на добывающий сектор. При этом за последние четыре года около половины регионов смогли привлечь на свои территории более 100 млн долларов инвестиций. От чего зависит успех или неуспех каждого конкретного региона?
Мы видим два типа факторов. Первый мы называем «жесткими», на них зачастую сложно повлиять: это географическое положение, наличие или отсутствие природных ресурсов, количество рабочей силы, научно-техническая база, размер доступного рынка потребительских и промышленных товаров, инфраструктура. Второй тип - «мягкие»: заинтересованность администрации региона, управление ожиданиями инвесторов, налаженный административный процесс, успешный опыт реализации проектов с участием иностранных инвесторов, развитая правовая среда, финансовое и налоговое стимулирование. Как показывает практика, сегодня при принятии инвестиционного решения естественные преимущества уже не являются ключевыми, регионы, обладающие меньшим изначальным потенциалом, но сумевшие отладить процессы и показать, что они готовы работать открыто, становятся предпочтительными для инвесторов.
Инвестор чаще всего рассматривает регион с точки зрения долгосрочной перспективы, а исполнительная власть в регионах нередко этого делать не умеет. Инвестор ожидает четких правил игры, но на уровне регионов мы видим постоянные сюрпризы: даже право на налоговые льготы, которые устанавливают регионы, в некоторых случаях приходится отстаивать в суде.
- Можно ли снять эти ограничения через создание особых экономических зон и индустриальных парков?
- Тема популярная и интересная: почти каждый регион поставил цель создать у себя индустриальный парк. Правда, мало кто знает, что это такое. Чаще всего речь идет о площадке, на которой должна быть развита инфраструктура и созданы необходимые административные и правовые условия. Это так, потому что у инвестора снижаются издержки на доступ к земельным участкам, инфраструктуре. Но достаточно ли этого? Для индустриального парка необходим еще один важный признак - профессиональное управление. В международной практике существует три типа основной модели управления индустриальным парком. Первый - эти функции выполняет специализированная управляющая компания, то есть профессиональная организация. Второй - управление берет на себя якорный инвестор или арендатор. Третий - собственники на территории парка сами договариваются, как им управлять. В этом случае управление носит несколько хаотичный характер, поэтому два первых варианта более эффективны и повышают «классность» индустриального парка.
- В России есть примеры построения индустриальных парков в соответствии с международным опытом?
- К сожалению, ни один из индустриальных парков классическому пониманию не отвечает.
- Какие выводы вы получили в ходе исследования работы механизма государственно-частного партнерства?
- Почему вообще возникло ГЧП? Потому, что система госзаказа предполагает 100-процентное государственное финансирование, но вопросы профессиональной эксплуатации и ответственности она не решает. В проекте ГЧП ответственность за эксплуатацию присутствует с самого начала. Это позволяет повысить эффективность проекта, снизить себестоимость, освободить бюджетные средства, распределить риски. Но для этого необходим определенный механизм, команда, прежде всего в исполнительных органах власти, которая занимается только этими проектами, потому что такие проекты сложно структурированы и требуют комплексного подхода. И здесь опять работают «мягкие» факторы - наличие у региона инвестиционной стратегии, квалифицированной местной команды и заинтересованности администрации. Без этого, как показывает практика, не обойтись.