В отдельно взятой стране

Сколково - важный сигнал о переходе отечественной экономики на инновационные рельсы. Однако инноград может замкнуться на себе. Регионы между тем начинают рассматривать особую зону как конкурента в битве за инвестиции.

Пару недель назад на страницах журнала мы анализировали исследование инновационной активности крупных предприятий, проведенное весной 2010 года Российской экономической школой, Российской корпорацией нанотехнологий, Российской венчурной компанией и PricewaterhouseCoopers (см. «На радость или на зависть», «Э-У» № 32 от 16.08.10). В качестве основных барьеров, препятствующих инновациям, респонденты называли преимущественно фундаментальные проблемы развития экономики. А в результате обсуждения результатов исследования эксперты пришли к выводу, что создание особых экономических зон вполне может стать действенным в такой ситуации. Тем самым была подтверждена правильность создания правительством РФ иннограда «Сколково». Однако в процессе формирования иннограда есть и обратная сторона - об этом мы беседуем с экспертами PricewaterhouseCoopers Бо Паркером и Хаземом Галялем.

Для чего

- Ваше мнение о Сколково?

Бо Паркер
 Бо Паркер

Бо Паркер (Б.П.): Окончательно разработанного проекта закона нет, пока мы можем говорить лишь о заявлении. И само заявление о том, что реализуется такой огромный проект, в первую очередь важно как сигнал - российская экономика собирается переходить на инновационные рельсы.

- Зачем создается Сколково?

Б.П.: В мае 2010 года мы опросили ряд компаний и выяснили, что основными причинами, препятствующими инновациям, являются излишняя бюрократизация, таможенные барьеры и недостаток финансирования. Все это не способствует созданию среды для реализации инновационных инициатив. Учитывая российскую действительность (в первую очередь размеры страны), будет очень сложно решить проблемы одним махом. Так что чем меньше предприятие, место реализации проектов, как Сколково например, тем проще задача создания благоприятной среды для реализации инноваций.

Это будет тепличная зона, где можно организовать компанию за день, получить визы за час, где ничего не нужно платить за импорт технологий, где есть финансирование новых перспективных идей и куда можно привлекать транснациональные компании для работы. Таким образом, могут быть созданы оптимальные условия для обмена опытом и идеями, а для российских компаний - доступа к глобальной базе клиентов.

- Какова роль Сколково в российском инновационном процессе в целом?

Б.П.: Конечная цель Сколково - не инновации. Главное - создать хорошо оплачиваемые рабочие места в высокотехнологичных отраслях. Выбранный способ достижения этих целей - организация многочисленных успешных компаний в среде Сколково. Для этого нужно сосредоточить в одном месте критическую массу инженеров и научных работников.

Хазем Галяль (Х.Г.): Действительно успешным проект Сколково можно будет считать лишь тогда, когда принципы политики, апробированные в нем, будут растиражированы и реализованы в регионах.

- Значит, подобные иннограды должны создаваться во всех регионах?

Х.Г.: Нет, копировать не получится, это и не нужно. Сколково должно стать образцом для правительств в регионах, стремящихся создать эффективную экосистему: она подстегнет успешное создание и рост компаний, сосредоточенных на инновационных продуктах и услугах, и в ней будут отработаны модели государственного участия и регулирования всего процесса. А по мере создания работоспособных моделей в Сколково вы начнете переносить их на всю экономику.

- А есть ли механизмы распространения этих моделей? Их внедрение - тоже непростая задача.

 Хазем Галяль
 Хазем Галяль

Х.Г.: Это один из самых сложных вопросов. Вообще говоря, если вы создаете особую экономическую зону (чем, по сути, является Сколково), она должна быть очень хорошо встроена во всю экономику. Не делайте такую зону, если остальная экономика не сможет от этого выиграть, например, благодаря организации новых рабочих мест. Если в результате создания такой зоны не возникает положительного эффекта, выходящего за ее пределы, то все вложенные усилия окажутся бесполезными.

- То есть Сколково может стать самостоятельной зоной, никак не связанной с остальной российской экономикой?

Б.П.: Такая проблема потенциально существует, я говорил об этом в Госдуме несколько недель назад. Почти все мои комментарии, которые я сделал по поводу готовящегося законопроекта, как раз касались того, что в законопроекте ничего не сказано о том, каким образом деятельность Сколково будет интегрирована в российскую экономику, и как она связана со всем остальным процессом модернизации.

Например, в тексте законопроекта не сказано, что в Сколково будут входить масштабные производственные предприятия. То есть инноград будет в основном заниматься НИОКР. Однако цель Сколково заключается в создании множества рабочих мест, что требует разворачивания крупномасштабного производства в каком-либо российском регионе. Но как эти производственные мощности будут организованы вовне и как они будут взаимодействовать со Сколково - пока неясно.

Х.Г.: Безусловно, если Сколково окажется в полной изоляции, то весь проект можно будет считать неудачным.

В целом я вижу здесь сложность с нахождением баланса. С одной стороны, вам нужно изолировать эту зону, чтобы уничтожить негативные влияния и недостатки функционирования оставшейся базовой экономики. Но с другой стороны, с точки зрения создания новых рабочих мест (за пределами территории), привлечения к сотрудничеству внешних регионов, внешних инвесторов - это должна быть открытая и прозрачная структура. Если же она будет закрыта, то, во-первых, останется бесполезной, а во-вторых, задохнется без внешних вливаний, не сможет развиваться.

Всем пример

- Есть в мире примеры подобных экономических зон?

Б.П.: Нет, Россия - пионер в этой области. Что-то подобное было в Китае. До определенного момента деловая среда в этой стране была недружелюбна. И там создали специальные экономические зоны, пообещав зарубежным транснациональным компаниям, что те будут ограждены, если организуют сборку и производство собственной продукции на территории этих свободных зон. Успех был ошеломительный. Разница заключается в том, что уровень зарплат в России уже слишком высок для того, чтобы конкурировать с дешевой азиатской сборкой, а именно с этой деятельности начали в Китае. Чтобы добиться успехов в высоких технологиях, России необходимо начать с более высокой точки в цепочке создания стоимости, то есть там, где создается значительная стоимость через НИОКР и инновации. И это задача гораздо большего масштаба. Серьезная разница между инновацией и простой сборкой заключается в том, что для достижения рентабельности инноваций требуется больше времени; инвесторы должны быть уверены, что условия, в которых ведутся научные исследования и разработки, стабильны и предсказуемы. При сборке же можно относительно быстро вкладывать и изымать средства.

- А как же Силиконовая долина в США?

Х.Г.: Это не совсем сопоставимые проекты. Условно разделив экономику страны, можно говорить об особой экономической зоне (такой как Сколково) и об остальной экономике. Так вот в России особая зона делается для того, чтобы создать тепличные условия, чтобы оградить инноваторов от недостатков базовой экономики, от неблагоприятной деловой среды. Ни для кого не секрет, что в российской базовой экономике наблюдаются функциональные недостатки, которые в частности мешают российским инженерам и ученым разрабатывать инновации на родине. В Америке же базовая система изначально сама по себе нормально функционировала, там не отгораживались от неблагоприятной внешней среды, скорее, пытались создать критическую массу научных центров в одном месте.

- А что остается региональным властям, какова их роль в этом процессе со Сколково?

Х.Г.: Некоторые региональные власти начинают рассматривать инноград как конкурента, как новый центр, который отберет у них инвестиции и специалистов, - то, что они сами постоянно пытаются их привлечь. Мне кажется, это идет от неправильного понимания того, что Сколково как катализатор изменений может сделать для всей экономики страны. Ни при каких условиях особые экономические зоны, такие как Сколково, не должны становиться конкурентами для субъектов Российской Федерации.

Б.П.: Если регионы хотят участвовать в инновационном процессе, они должны создать систему поддержки инноваций на самом раннем этапе, например, технопарки. Это стадия, предшествующая развитию Сколково. Кроме того, они должны понимать, что со временем Сколково понадобятся специализированные производственные предприятия за его пределами, которые будут доводить инновационные продукты до масштабов производства.

Трубная металлургическая компания

Материалы по теме

Заведомо худшие условия

Худсовет

Учиться не дышать

СОБЫТИЯ - 2010

Деньги на инновации

Точки на полях