Кредитная фабрика
Использование банками федерального уровня розничных технологий кредитования малого бизнеса приведет к еще большей конкуренции в этом сегментеАналитический центр «Эксперт-Урал» подвел итоги второй волны исследования кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) на территории Урала. На первом этапе нами проанализирована динамика объема выдачи кредитов этому сегменту на основе данных Банка России. Но официальная статистика не позволяет ответить на все вопросы, поэтому мы провели собственное анкетирование участников этого рынка. Задача — выявить особенности динамики и условий кредитования за 2011 год и первую половину 2012 года.
Счет на договор
Согласие заполнить предложенные анкеты дали 28 банков. Год назад в нашем проекте участвовало сопоставимое число игроков (на этот раз некоторые отказались от участия в исследовании, сославшись на снижение объемов кредитования). Сразу оговоримся, что большая часть банков, участвующих в исследовании, работает на территории трех субъектов федерации — Свердловской, Челябинской и Тюменской областях, поэтому выявленные нами тенденции можно считать характерными именно для них.Общие выводы таковы. Совокупный портфель кредитов МСБ по данным на 1 июля 2012 года составил 180,5 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года — прирост 24,5%. С существенным отрывом по размеру портфеля лидирует Уральский банк Сбербанка России (51,5 млрд рублей). Пелотон выглядит так: ВТБ24 (18,8 млрд рублей); Запсибкомбанк (17,3 млрд рублей); СКБ-банк (почти 15 млрд рублей), Ханты-Мансийский банк (около 14 млрд рублей). У остальных банков портфель кредитов не превысил 10 млрд рублей.
Разрез по территориям следующий — наибольший портфель кредитов МСБ сосредоточен в Свердловской (более 49 млрд рублей), Челябинской (36,8 млрд рублей) и Тюменской (включая ХМАО и ЯНАО; 40,8 млрд рублей) областях. Прирост за год (с 1 июля 2011 года) — 34% у Тюменской области, 16% — у Челябинской, 13% — у Свердловской.
Количество действующих договоров — еще один важный показатель, который невозможно увидеть в официальной статистике, однако именно он в наибольшей степени характеризует спрос на кредиты со стороны сегмента. На 1 июля 2012 года общее количество заключенных участниками проекта договоров составило 95 тысяч. Самый большой объем — у ВТБ24 (18,7 тыс. договоров), на второй позиции — СКБ-банк (17 тысяч), третье место — у Уральского банка Сбербанка России (16,7 тыс. договоров).
В целом среди участников исследования прирост кредитных договоров за год составил 41%. Результат лучше 50% показали Тюменская (56%) и Курганская (67%) области.
За первое полугодие-2012 количество заключенных договоров превысило 35 тысяч — на 23,7% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Больше всего договоров у Уральского банка Сбербанка России (6 тысяч), ВТБ 24 (5,9 тысячи) и СКБ-банка (5,3 тысячи).
Еще один параметр исследования — условия предоставления кредитов. Они сильно разнятся как по территориям, так и по отдельным группам банков. Ставки по кредитам на год могут колебаться от 11 до 30%. Как отмечает начальник управления кредитования «Башкомснаббанка» Руслан Шайхутдинов, в связи с ужесточением требований регулятора в этом году наблюдается небольшой рост процентных ставок.
Полна коробочка
Часть банков продолжает работать с малым бизнесом на индивидуальных условиях, однако все большее число игроков ориентируется на простой «коробочный» продукт. Внедрение в практику кредитования малого бизнеса розничных технологий, пожалуй, — наиболее явная тенденция сезона.— Требования рынка — быстрый, понятный, удобный кредит, максимально прозрачные условия. Именно им отвечает «коробочный» подход к формированию продуктовой линейки, — объясняет популярность этой технологии заместитель начальника кредитно-инвестиционного департамента Запсибкомбанка Татьяна Маркова.
— Перенос розничных технологий на сферу кредитования МСБ — вполне ожидаемый и логичный процесс. Данные технологии позволяют банку снизить стоимость оформления, уменьшить операционные риски, увеличить скорость выдачи кредита, — подтверждает директор Свердловского регионального филиала Россельхозбанка Александр Парамонов.
Отдельные региональные банки эти технологии применяли давно. По словам руководителя дирекции малого и среднего бизнеса УБРиР Елены Сорвиной, на «коробочные» продукты приходится до 80% продаж:
— Показатели прироста по нашему банку опережали среднерыночные, что достигнуто благодаря активной территориальной экспансии и продажам «топового» кредитного продукта банка — скорингового беззалогового кредита.
Сейчас эти методы приобретают массовый характер и, главное, их перенимают сильные федеральные игроки. Елена Сорвина прогнозирует еще большее ужесточение конкуренции в сегменте МСБ, а Олег Попков, управляющий директор департамента МСБ ВУЗ-банка, считает, что те банки, которые не смогут в полной мере соответствовать ожиданиям клиентов и будут излишне усложнять процесс получения предпринимателем кредитов, вообще рискуют лишиться своей доли рынка кредитования МСБ.
Дополнительная информация.
Движение и риски
«Кредитные фабрики» резко толкнули вверх рынок МСБ. Однако у этой тенденции есть и обратная сторона — рост просроченной задолженности, указывает заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев— Термин «кредитная фабрика» придумал Сбербанк. Другие игроки рынка подхватили терминологию и начали строить аналогичные программы. Согласно нашим опросам, 64% банков заявили, что до конца 2012 года будут иметь «кредитные фабрики». Именно такая тенденция дала мощный толчок для роста сегмента МСБ в первом полугодии 2012 года. Это произошло за счет выхода на рынок крупных банков: доля рынка МСБ банков из топ-30 без учета Сбербанка России выросла за первое полугодие с 30 до 36%. Благодаря внедрению таких технологий у этой группы банков, наконец, появилась возможность увеличить скорость рассмотрения заявок, чего от них так давно ждали клиенты.
Вместе с тем у безусловно положительной тенденции есть и обратная сторона — ухудшение качества кредитных портфелей банков из-за невозможности глубокой оценки рисков. Уровень проблемной задолженности по портфелю малого бизнеса в крупных банках вырос до 12%, а за этот год, скорее всего, достигнет 15%. Это очень высоко — выше, чем по ипотеке и потребительскому кредитованию. Такого размера просрочки по МСБ не было даже в кризис 2008 года. Причем просрочка растет в основном у крупных банков топ-30.
Вторая, на наш взгляд, не очень приятная тенденция — снизилась доля кредитов малым и средним компаниям на инвестиционные цели. Доля «коротких» кредитов составила 56%, тогда как в 2011 году она была 35%, а инвесткредитов — 11% и 18% соответственно. И это понятно. В основном в рамках программ с применением технологий «кредитных фабрик» банки выдают кредиты краткосрочные и востребованные преимущественно торговым бизнесом, которому нужны ресурсы до года и объемом не больше 3 млн рублей.
В 2012 — 2013 годах «кредитные фабрики» останутся локомотивом роста рынка, однако из-за продолжающейся тенденции увеличения стоимости ресурсов общие темпы кредитования малого бизнеса будут относительно невысокими. Мы ожидаем уровня 22 — 25%.
Каждый на своем поле
Банки федерального уровня все глубже будут погружаться в розничные технологии работы с малым бизнесом, убежден заместитель директора регионального центра «Уральский» по малому бизнесу Райффайзенбанка Роман Горулев— Банки из топ-30 в последние годы действительно стали активнее применять технологии «кредитных фабрик». Это отчасти связано с тем, что темпы роста корпоративного кредитования снижаются: банки ищут новые ниши и более активно идут в малый и средний бизнес. Имея обширную сеть подразделений по всей России, делать ставку на развитие данного сегмента, применяя лишь классические методы оценки заемщика, — экономически невыгодно. Поэтому в дальнейшем, считаю, рынок будет развиваться по трем возможным направлениям и их сочетаниям. Первое — «коробочные продукты», то есть быстрые кредиты для микробизнеса. Второе — применение упрощенных подходов к оценке финансового состояния клиента. Эта технология очень хорошо работает в международной практике: банки принимают решение на основании официальной отчетности, которая отражает реальное состояние бизнеса. В России, к сожалению, доля «белой отчетности» меньше, и это не позволяет банкам выдавать кредиты быстро и просто. Тем не менее эти технологии будут развиваться. Третье направление — стандартный анализ на индивидуальных условиях. Такая система оценки нужна при финансировании клиентов уровня среднего бизнеса, которым нужны ресурсы и для пополнения оборотных средств, и для реализации инвестиционных проектов.
Отдельно хотелось бы сказать о финансировании малых предприятий, которые делают инновационную продукцию. Тема насколько модная, настолько и болезненная. Сейчас в адрес банков раздается много упреков, что они не кредитуют инновации. И здесь я бы хотел отметить следующее. Мы, честно говоря, не видим какого-то большого спроса со стороны инновационного бизнеса на кредитные продукты. Поверьте, на бум банковский сектор точно отреагировал бы. И мы понимаем, почему так происходит. Инновационный сектор — это поле игры венчурных фондов. Другое дело, что их, к сожалению, в России не так много, и проблемы скорее связаны именно с недостатком венчурного капитала.
Банки, безусловно, будут финансировать инновационный бизнес, но в тех отдельных случаях, когда речь идет о предприятии, уже зарекомендовавшем себя на рынке, имеющем источник погашения кредита, которым служит существующий бизнес. Это то, что банки умеют делать действительно хорошо.