По понятиям ВТО
Александр Муранов |
Вступление России в ВТО неизбежно, и касается оно не только экономики. Эта организация занимается в том числе регулированием оказания юридических услуг между субъектами своих членов. Поэтому для российских юристов крайне важно знать, какие обязательства берет на себя наша страна в этой связи. Переговоры по вопросам оказания юридических услуг закончились четыре года назад, но их обсуждение и дискуссия по поводу того, каких последствий ожидать российским юристам от вступления страны в ВТО, начались только сейчас, да и то в очень узких кругах: федеральной палате адвокатов и ассоциации юристов России. Чиновники отнеслись к переговорам крайне равнодушно и полностью игнорировали интересы российских специалистов, оказывающих платные юридические услуги. Власть не сделала попытку защитить находящийся в стадии формирования российский рынок юридических услуг от иностранных компаний, которые уже сегодня агрессивно его осваивают.То, что эти вопросы не начали широко обсуждаться сразу по завершению переговоров, конечно, беда юридического сообщества. Но упрека заслуживают и государственные органы: информация о том, какие именно обязательства планирует взять на себя страна, появилась только этой весной. Складывается впечатление, что министерство экономического развития и торговли специально стремилось к тому, чтобы юристы не знали о них.
Вкратце суть обязательств. ВТО выделяет четыре вида оказания юридических услуг. Первый — трансграничная поставка (например, из Франции в Россию по факсу, электронной почте). Второй — оказание услуг на территории стран-членов ВТО российским лицам, специально прибывшим в эти страны для получения юридических услуг. На эти два вида услуг Россия обязуется не вводить никаких ограничений. Третий способ предполагает учреждение лицами из стран-членов ВТО коммерческих присутствий в России (под этим понимается возможность для иностранцев приобретать статус адвоката или индивидуального предпринимателя, учреждать российские коммерческие организации, филиалы иностранных юрлиц, адвокатские кабинеты, коллегии адвокатов и т.д.). Причем Россия берет на себя обязательства никак не ограничивать права этих лиц на учреждение коммерческих присутствий на своей территории. Конечно, и сегодня у иностранцев есть такие права. Однако пока Россия не является членом ВТО, она может их ограничивать. После вступления в ВТО в свете тех обязательств, которые берет на себя страна, это станет невозможным.
Четвертый способ заключается в оказании услуг на территории России иностранными физическими лицами, направляемыми для этих целей в нашу страну. В отношении этого способа Россия оставляет за собой право вводить любые ограничения: это связано с жесткой миграционной политикой, которой государство придерживается достаточно давно.
Есть еще два ограничения, о которых нельзя не сказать. Во-первых, Россия вправе не позволять лицам из стран-членов ВТО становиться российскими нотариусами или вести деятельность в России в качестве иностранных нотариусов. Во-вторых, если захочет, она сможет запретить иностранным юристам оказывать услуги по российскому праву, разрешив — только по праву той страны, где иностранные специалисты получали квалификацию, а также по международному публичному и международному частному праву. Но это ограничение легко нейтрализуется: любое физическое или юридическое лицо из стран-членов ВТО, учреждая в России коммерческую организацию, может нанять российских юристов и такая компания без ограничений будет оказывать любые юридические услуги по российскому праву, поскольку ее сотрудники получили квалификацию в России.
Вступление России в ВТО постепенно изменит лицо юридического рынка страны.
Во-первых, увеличится присутствие иностранных юристов и иностранных юридических фирм (они придут вслед за своими бизнесменами), что, естественно, подогреет конкуренцию. Вообще важное отличие европейских и американских юристов от российских в том, что первые очень мобильны и готовы идти за бизнесом своей страны в любые уголки мира, где он будет развиваться. Российские же юристы пока не готовы отправиться за отечественными компаниями даже в СНГ.
Во-вторых, сфера оказания юридических услуг станет более коммерциализированной и будет больше напоминать другие виды бизнеса: появится больше рекламы юридических услуг, маркетинговых исследований рынка, рейтингов компаний и юристов.
В-третьих, спрос на юристов и их услуги возрастет, соответственно доходы юристов увеличатся. Не исключено: в конце концов это приведет к тому, что встанет вопрос об изменении налогообложения нашей деятельности. Параллельно усилятся требования к социальной ответственности юридического бизнеса.
В-четвертых, если российские юристы сами не будут справляться с проблемой коррупционного посредничества, им в этом помогут иностранные юридические фирмы, действующие в стране. Например, в США существует очень мощное антикоррупционное законодательство, направленное в том числе против иностранных чиновников. И после того, как Россия вступит в ВТО, такое законодательство может начать применяться по отношению к нашей стране по инициативе иностранных юристов.
В-пятых, расширение клиентской базы юристов, в том числе за счет иностранных лиц, приведет к более частому использованию регулирования в связи с противодействием отмыванию доходов, полученных нелегальным путем. На мой взгляд, в далеком будущем институт адвокатской тайны в России постепенно будет размываться под давлением такого регулирования.
ВТО бросает вызов российским юристам. Поэтому им необходимо учиться быть конкурентоспособными, повышать свою квалификацию и уровень сервиса. Если же качественных изменений не произойдет, правила на юридическом рынке страны начнут определять иностранцы.