Билеты пахнут керосином
Авиатопливо в уральских аэропортах дорожает рекордными темпами: сказывается рост отпускных цен нефтяных компаний и дефицит керосина на российском рынке. В свою очередь поднять цены на билеты планируют авиакомпании
Шумиха поднялась в конце ноября после заявления гендиректора торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (Москва) Евгения Островского: цены на авиационное топливо с середины октября выросли примерно на 30%, рынок испытывает серьезный дефицит авиакеросина. Российские участники рынка называют более оптимистичные цифры, но в целом с оценкой тенденции соглашаются. Многие эксперты указывают: подобного скачка не было со времен топливного кризиса 2004 — 2005 годов. Впрочем, по словам аналитика Альфа-Банка Андрея Федорова, рост был вполне ожидаем, просто долго откладывался: цены на авиатопливо не так подвержены колебаниям, как цены на нефть.
В Екатеринбургском Кольцово нам подтвердили: с 1 декабря цены на авиатопливо увеличены на 16%. Генеральный директор компании «Аэрофьюэлз Групп» (Москва, владеет сетью заправочных комплексов в десятках российских аэропортов, в том числе в Кургане, Перми и Уфе) Владимир Спиридонов сообщил о повышении на 3 тыс. рублей за тонну (в среднем 10 — 15%). Топливный комплекс аэропорта Баландино (Челябинск, принадлежит компании «Лукойл-Аэро») поднимает цены примерно на 15%.
Почему оно дорожает
Аэропорты и операторы топливозаправочных комплексов, объясняя причины роста, кивали на нефтяников: те подняли отпускные цены. Представители нефтяных компаний от комментариев поначалу отказывались или утверждали, что цены не повышают. Пресс-секретарь Роснефти Николай Манвелов подчеркнул, что госкомпания цены на керосин не меняет: «Цены на авиатопливо, которое продает Роснефть, определяются на основе тендеров. Их регулирует рынок в результате столкновения спроса и предложения». В пресс-службе Лукойла позже все-таки признали, что компания увеличивает цены на авиакеросин на 15%. А вот в ТНК-ВР от комментариев отказываются до сих пор.
Виновата в повышении, по мнению представителя Лукойла, неблагоприятная конъюнктура: на рынке дефицит, другие компании поднимают цены, и Лукойл отставать не намерен. О нехватке авиатоплива говорят все участники рынка, но в причинах расходятся.
Один из возможных факторов: нефтяники предпочитают увеличивать объемы производства дизельного топлива в ущерб выпуску авиакеросина. Такую точку зрения высказывают Евгений Островский и Андрей Федоров. «Авиатопливо — незначительная фракция нефти, она составляет менее 7% от общего объема перерабатываемого сырья, — объясняет Федоров. — Благодаря гибкости технологических процессов переработчики могут уменьшить выпуск авиакеросина за счет увеличения выхода смежных фракций, например, дизельного топлива. Последнее пользуется большим спросом: это связано с ростом автопарка. Поэтому производить и продавать его выгоднее». В Лукойле это объяснение опровергают, указывая: компания с каждым годом увеличивает объемы производства авиакеросина. Представитель Роснефти сообщил, что его компания объемы выпуска авиатоплива не меняет.
Более серьезная причина — общий дефицит мощностей российских нефтеперерабатывающих заводов. Сейчас НПЗ имеют избыточные мощности первичной переработки сырой нефти: в среднем они загружены на 70 — 90%. А мощностей по производству конечных продуктов, в первую очередь моторных топлив, не хватает: их только порядка 23%, втрое меньше, чем в США.
— Российские НПЗ требуют значительной модернизации, — рассказывает Андрей Федоров. — Они значительно уступают европейским по коэффициенту сложности процессов, имеют устаревшее оборудование и ограниченные мощности. Для модернизации требуются серьезные капиталовложения, но нефтяные компании в них не заинтересованы. Вложив деньги в производство и улучшив качество продукции, они премии за него на российском рынке не получат: наши стандарты значительно ниже европейских. Да, теоретически сейчас загрузить заводы большим количеством нефти можно. Но проблема в том, что, увеличив загрузку первичных мощностей, компании получат избыток мазута. А перспективы у рынка мазута плохие: спрос на него сокращается.
Кто за это заплатит
Рост цен на авиатопливо в первую очередь отразится на цене пассажирских билетов: расходы на керосин составляют от 25 до 50% (в зависимости от типов самолетов) всех затрат авиакомпаний. Подъем перевозчики обещают уже в ближайшие месяцы, хотя оценить его в цифрах пока не готовы. Определенную роль сыграет сезонное уменьшение пассажиропотока зимой: снижение прибыли авиакомпаниям придется возмещать за счет увеличения стоимости билетов. Наиболее значительное повышение ждет международные направления: на них расходы на топливо составляют наибольшую долю затрат.В пресс-службе компании «Аэрофлот — Российские авиалинии» (Москва) указывают, что вырастет топливный сбор: сейчас он составляет 10 — 30 долларов. Повышение цен пообещали и в компании UTair (Сургут): «Безусловно, мы будем реагировать на вызовы рынка. Конечно, повышение будет — мы не можем работать себе в убыток». Приблизительный размер повышения наш собеседник назвать затруднился, объяснив, что он зависит от условий конкретного рейса. Осторожную позицию заняли компании «Авиапрад» (Челябинск) и «Уральские авиалинии» (Екатеринбург). Пресс-секретарь «Авиапрада» Ольга Хлебодарова заявила, что повышение цен на авиабилеты будет незначительным, а в пресс-службе «Уральских авиалиний» пообещали, что цены поднимать не будут.
На заявления авиаперевозчиков уже отреагировали туристические компании. По словам представителей нескольких туроператоров, им придется пересмотреть заказы по некоторым направлениям, чувствительным к цене авиабилета, — в первую очередь международным.
Как отмечает Андрей Федоров, рост авиаперевозок в России — один из самых высоких в мире (в среднем 9,3% в год). Поэтому вполне возможно, что повышение цен на топливо не будет последним. Аналитики прогнозируют: в среднесрочной перспективе мы столкнемся с дефицитом всех видов моторных топлив, в том числе авиакеросина.
Решить проблему нехватки перерабатывающих мощностей на государственном уровне пытаются давно. В августе глава министерства природных ресурсов РФ Юрий Трутнев предложил выдавать лицензии на нефтяные месторождения только тем компаниям, которые будут готовы строить дополнительные перерабатывающие мощности (см. «Фракционный смотритель» , «Э-У» № 34 от 17.09.07). Инициатива пока не одобрена: сомнения в ее перспективах высказывали и аналитики, и представители нефтяных компаний. Строительство крупных НПЗ нефтяникам пока не по карману: Лукойл и Сургутнефтегаз от подобных проектов отказались, Роснефть «рассматривает возможность» создания завода в Находке. Мини-НПЗ проблему не решат: они не смогут обеспечить достаточную глубину переработки нефти. Поэтому прогноз очевиден: нынешний дефицит авиакеросина может перерасти в системный топливный кризис