В свободном полете
По словам Андрея Шторха, официального представителя ГК «Ренова» (компания владеет половиной акций Кольцово через дочернюю структуру), Михаил Максимов перед майскими праздниками написал заявление об отпуске с последующим увольнением по собственному желанию. Теперь его отставку должен утвердить совет директоров Кольцово (заседание намечено на середину мая), а после — собрание акционеров.
Кто и за что
Аналитики не склонны считать, что Михаил Максимов ушел с поста по собственному желанию. Наиболее вероятным инициатором отставки могла быть Росавиация. Источник, близкий к Кольцово, сообщил «Э-У», что доход от хозяйственной деятельности аэропорта и дружественной ему компании «Авиапрад» очень низок: «Виктора Вексельберга (контролирующего “Ренову”. — Ред.) не интересуют эти копейки. Фактически для “Реновы” Кольцово — это социальный проект, финансируемый для того, чтобы не трогали более крупный бизнес компании в Екатеринбурге».
С ним согласен эксперт по авиаперевозкам Сергей Лукьянов: «“Ренове” все равно, кто будет управлять Кольцово, а вот Росавиации надоел конфликт между аэропортом и “Уральскими авиалиниями”, в который этой структуре периодически приходилось вмешиваться».
Напомним, разногласия между УАЛ и Кольцово возникли несколько лет назад. Генеральный директор авиакомпании Сергей Скуратов неоднократно обвинял руководство аэропорта в монопольном установлении высоких цен на топливо. После того, как Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области возбудило дело против Кольцово, в декабре 2006 года цены были снижены на 35%.
Отношения между компаниями осложнились в прошлом году — после появления в аэропорту второго базового перевозчика «Авиапрада». В ноябре 2006 года руководство Кольцово попыталось перераспределить самые рентабельные слоты на московское направление в пользу «Авиапрада». Сергей Скуратов назвал эти попытки «беспределом глупости» (см. «Крутое пике», «Э-У» № 43 от 20.11.06), юристы авиакомпании обратились с жалобой в Федеральную антимонопольную службу России. Тогда региональные власти выступили на стороне УАЛ.
Последний скандал разразился в конце апреля 2007 года, когда утренние рейсы УАЛ в Турцию аэропорт перенес на вечер, мотивируя это ограниченной пропускной способностью. При этом, как подчеркивали в авиакомпании, самое удобное время досталось «Авиа-праду». Сергей Скуратов обратился в министерство транспорта РФ с просьбой заставить аэропорт обслуживать
Михаил Максимов |
Руководство УАЛ комментировать увольнение Михаила Максимова и перспективы взаимоотношений с Кольцово отказалось. В пресс-службе аэропорта «Э-У» заявили, что увольнение генерального директора — неподтвержденная информация (ранее звучала формулировка «слухи»), каких-либо официальных документов на этот счет там не видели.
Сергей Лукьянов сообщил «Э-У», что считает Михаила Максимова очень талантливым менеджером:
— Это выдвиженец Вексельберга. Он получил очень хорошее образование: окончил Государственную финансовую академию при правительстве РФ, Институт учета и анализа хозяйственной деятельности. В 31 год стать генеральным директором аэропорта — большое достижение. Максимов очень амбициозный человек, ему, безусловно, хотелось показать собственникам, что он способен руководить большими проектами. И, на мой взгляд, он сделал Кольцово одним из лучших аэропортов России после Домодедово, Внуково и Шереметьево. Он развил инфраструктуру аэропорта. Посмотрите, сколько иностранных перевозчиков стало летать из Екатеринбурга. Конечно, губернатора Росселя он раздражал — потому что раздражал УАЛ, официального перевозчика правительства Свердловской области.
В 2005 году за кандидатуру Михаила Максимова проголосовало 99,68% акционеров аэропорта.
Теперь исполняющим обязанности генерального директора назначен бывший генеральный директор ЗАО «Иркутскпищепром» (контролируется «Реновой») и технический директор Кольцово Кирилл Шубин. По прогнозам Сергея Лукьянова, вероятнее всего, он и займет пост главы аэропорта.
Следовать утвержденному курсу
По словам Андрея Шторха, смена руководства никак не отразится на планах реконструкции Кольцово. Аэропорт будет развиваться: достроит третью взлетно-посадочную полосу, реконструирует терминал внутренней авиации.
В вопросе дальнейших взаимоотношений перевозчиков и Кольцово мнения участников рынка и аналитиков разошлись. Представитель одной из авиакомпаний, работающих в аэропорту, на условии анонимности заявил «Э-У»: недовольство тем, что «Авиапрад» получает преференции от Кольцово, существует. «Но смена руководителя ситуацию не изменит. Отношение к перевозчикам должна изменить “Ренова”, новый директор все равно будет следовать установкам собственника. Например, конфликт с УАЛ усилиями топ-менеджера не решить», — сообщил источник.
Сергей Лукьянов между тем считает, что со сменой Михаила Максимова разногласия Кольцово с УАЛ будут устранены: «Конфликт основан исключительно на личностных отношениях Максимова и Скуратова. Многие говорят, что только смена собственника поможет его решить, но это не так. Для “Реновы” не имеет значения, какие взаимоотношения существуют между аэропортом и базовыми перевозчиками». По словам эксперта, вместе со сменой Максимова наступит охлаждение аэропорта к «Авиапраду».
Генеральный директор ЗАО «Авиапрад» Елена Прохорова в беседе с «Э-У» сказала, что между аэропортом и компанией существует договор, и он не будет пересматриваться в связи со сменой топ-менеджера. Помощь авиакомпании со стороны Кольцово она назвала слухами.
Таким образом, смена руководства вряд ли повлияет на стратегию развития аэропорта. Как заявлял ранее Михаил Максимов, Кольцово будет стремиться стать хабом. При этом новый топ-менеджер может способствовать разрешению споров между его предприятием и авиаперевозчиками.