Картошку все мы уважаем
Немногочисленное уральское фермерство проредят ВТО, снижение господдержки и китайцы.Cколько стоит картошка на Урале? Цена определяется ситуацией в других регионах, такова специфика овощных рынков. В октябре уборку урожая в центре страны осложнили постоянные дожди, мешавшие выводить технику на поля. Аграрии опасались, что с приходом заморозков часть продукции там и останется. Дальний Восток смыло. Недобор урожая по стране прогнозировался в 15 — 20%. На фоне дождей и наводнений цены прыгнули. Этого не должно быть: с началом уборки в сентябре наблюдалось обычное сезонное снижение, и тренды прошлых лет показывают, что оно, как правило, длится до ноября. Для сравнения: в прошлом году с сентября по ноябрь оптовая цена держалась в среднем 6,2 рубля за кило картофеля. В этом году цена стартовала с 8 рублей за кило, а потом резко взлетела до 12 рублей. Посыпались прогнозы, что к Новому году стоимость картофеля может достигнуть 25 — 27 рублей, разница с прошлым годом будет минимум в два раза. Госдума принялась рассматривать законопроект, который дает картошке и овощам статус социально значимых продуктов: торговую наценку в магазинах могут ограничить 15%.
Не позволим позволять себе
Власти Свердловской области тут же поспешили заявить, что в регионе дефицита и резких скачков цен не будет — уборочные работы во второй декаде октября завершились, урожайность выше прошлогодней на 15%, в среднем 15 тонн с гектара. В крупных сельхозпредприятиях и небольших крестьянских фермерских хозяйствах заготовлено 207,5 тыс. тонн картофеля (в прошлом году — 170 тыс. тонн), эти объемы позволяют области полностью обеспечить потребности.Но одно дело — картофель вырастить. Другое — реализовать так, чтобы не остаться в убытке. Последнее для сельхозпроизводителей, когда на рынке много игроков, не менее важно. И в этих условиях качественное хранение играет огромную роль.
В области надеялись, что во время уборки оптовая цена будет среднерыночная, 7 — 8 рублей за кг. Но она опустилась ниже, до 6 — 6,5 рубля. Закупщики позволяли себе демпинговать, потому что знают: не у всех хозяйств, особенно фермерских, достаточно хранилищ, чтобы держать урожай до весны и продавать потом дороже. Поэтому производители засыпают на хранение только семенной картофель, а остальной вынуждены отдавать за бесценок.
К ноябрю оптовая цена поднялась: на немытый картофель до 10 — 13 рублей кило в 25-килограммовых сетках. Эта цена интересна производителю, который надеется на прибыль, и еще не пугает потребителя, даже если сеть накинет 50%. То есть в рознице картофель — до 18 рублей за кг.
Вырастили — сохраним
В этом году в Свердловской области наконец-то начали решать давнюю и острую проблему сохранения урожая овощей. Овощехранилищ здесь — лишь 74% от потребности, из-за этого ежегодно в сентябре — октябре во время уборки около 50 тыс. тонн картофеля аграриям приходится сбывать по дешевке перекупщикам из других субъектов РФ. А в апреле — июле, когда свой урожай съеден, а до нового еще далеко, также ежегодно взлетали цены. Например, этим летом стоимость килограмма местного картофеля в торговых сетях выросла втрое — до 39,9 рубля с 12-ти в начале года, импортный продавали за 50 рублей и дороже. В будущем в регионе намерены обеспечить стабильные цены на картофель, избежать резких сезонных скачков. Для этого в программу развития АПК до 2015 года правительством якобы заложены средства на строительство овощехранилищ с холодильными и вентиляционными системами в Красноуфимском, Богдановичском, Тугулымском и Белоярском районах. Это позволит сохранять качество продукции до нового урожая. Сейчас на разных стадиях, от проектирования до завершения строительства, шесть крупных объектов всего на 16 тыс. тонн. Строительство современного типового хранилища с холодильным оборудованием емкостью 3 тыс. тонн обойдется в 48 млн рублей, в том числе холодильная установка потянет на 16 млн рублей. Сколько возьмут на себя частные инвесторы и бюджет — фигура умолчания. Обеим сторонам при этом понятно, что размер госпомощи будет определяться развитием непростой экономической ситуации в стране, состоянием регионального бюджета.На поддержку рассчитывает в частности ООО «Картофель» (ТМ «Свежая страна»): динамично развивающаяся компания могла бы производить гораздо больше, признается ее глава Игорь Картузов, но не хватает качественного хранения. Сегодня у «Картофеля» таких мощностей на 5 тыс. тонн, но фирма хотела бы освоить 10 тыс. тонн и более. Предприниматель готовит площадку, чтобы в следующем году начать строительство овощного центра на 12 тыс. тонн в Сысертском районе. Там будет все что положено: вентиляция, охлаждение, увлажнение, подача воздуха, камера со специальной газовой средой и прочее. Первая очередь проекта потребует 70 млн рублей: всю сумму самому «Картофелю» не потянуть, надеются привлечь банк или иных инвесторов. Если денег все же не хватит, пойдут по пути сокращения затрат на оборудование в ущерб качеству хранения. Окупится проект за восемь лет при наличии господдержки, за 10 — 12 лет — без нее.
Фермер Алексей Бондарев в деревне Космаково Сысертского района осенью прошлого года построил хранилище на 2 тыс. тонн картофеля. И сразу «почувствовал разницу»: за лето картофель не потерял товарных свойств, никаких тебе ростков и дряблых клубней. Чему предприниматель несказанно рад: он выращивает около 1,8 тыс. тонн, и ранее, чтобы закрывать долгосрочные контракты с потребителями — больницами, интернатами, общепитом, школами, вынужден был в июле — августе докупать на оптовом рынке картошку по 15 — 20 рублей, так как своей в хорошем товарном виде к этому времени уже не было. Сегодня у фермера отпускная цена картофеля по контрактам 10,5 рубля за кг. Неожиданно для себя получил через Фонд поддержки предпринимательства Свердловской области финансовую поддержку — половину стоимости вентиляционного оборудования, обошедшегося ему в 2,5 млн рублей. Планирует поставить в хранилище еще и холодильное оборудование. Окупаемость проектов в сельском хозяйстве, говорит Алексей Бондарев, трудно посчитать конкретно. Цены по году и год от года сильно пляшут. Но он рассчитывает, что года за три проект, экономно реализованный хозспособом миллионов за 10, окупится. Заложив урожай в период уборки, когда цены резко снижаются, и грамотно сохранив его до апреля — мая, можно неплохо заработать, даже если себестоимость увеличится за счет хранения на 3 рубля за кило. С холодильником, правда, проект потяжелеет на 3,5 млн рублей. Хранение наладил, но расширяться особо некуда — земель в окрестности немного. Планирует бороться за повышение урожайности, коли площадей нет.
ВТО косит
Кроме проблем с хранением производители овощной продукции всерьез озабочены проблемой номер два — снижением уровня господдержки после вступления страны в ВТО. По ним это ударило сильнее, чем по другим секторам, например, зерну. Производство картофеля стоит в среднем 150 — 200 тыс. рублей на один гектар при урожайности 25 тонн картофеля с гектара. Средняя себестоимость килограмма — 7 рублей. Раньше овощеводы получали компенсацию затрат на приобретение семян, удобрений, средств защиты, топлива, сейчас эту поддержку федеральное и областное правительство убрали и деньги направили на погектарную поддержку. Выдаваемая компенсация на гектар стала совсем незаметна, даже 1% затрат аграриев не покрывает. Кто не покупал семена, средства защиты и удобрения, выиграли. А крупные агропредприятия — в больших минусах.Глава АПК «Белореченский» Виталий Дунин подсчитал, что получил 386 рублей на «среднесписочный га» (овощи и картофель) от областного бюджета и столько же от федерального, в сумме 772 рубля (18 евро) поддержки на 250 тыс. рублей затрат на га. С гектара он получает 25 тонн при себестоимости кг картофеля в 10 рублей. Сезон хранения добавляет к стоимости 3 — 4 рубля на кг. Поддержка снизилась значительно против того, что получал производитель в предыдущие годы.
— Я был во Франции, — рассказывает Виталий Дунин, — там фермеры получают по 456 евро на га. Как с ними конкурировать? Во всем мире сельское хозяйство — высокодотируемый сектор экономики. Поддержку российского АПК надо в разы увеличивать. По овощам, мы посчитали, она должна составлять не менее 3 тыс. рублей на га.
Снижение скажется на бизнесе: придется компенсировать за счет повышения цены на продукцию. Если рынок не позволит — снизят заработную плату. Потому что это одна из значительных статей: на зарплату с налогами приходится до 40% себестоимости. Когда картофель можно реализовать выше себестоимости, как в этом году, — крайние меры не понадобятся, поясняет Виталий Дунин. Но если, не дай бог, выдастся урожайный год, соберут 35 тонн с га и продукции на рынке будет в избытке, цена опустится до 5 — 6 рублей за кг. Тогда белореченцам, чтобы не торговать с убытком, как в 2010 — 2011 годах, придется решаться на непопулярные меры.
— Тех игроков, что давно закрепились на овощных рынках и натерпелись всякого, уже ничем не испугать, они умеют держать любой удар, — прогнозирует Игорь Картузов. — Сложно придется новым игрокам, что рассчитывали в бизнес-планах на прежние субсидии. Отсутствие нормальной господдержки сдерживает развитие, вот что плохо. Зато рынок очистится от дутых проектов. Сомневаюсь, что фермеры будут сворачивать картофель. Вместо импортного трактора купят отечественный — в принципе несмертельно.
Но фермеры картофель уже сворачивают. Причем те, у кого и урожаи-то высокие, по 35 тонн с га. Например, глава крестьянско-фермерского хозяйства из Богдановичского района Анатолий Жигалов посчитал, что без поддержки заниматься овощами ему становится менее выгодно, чем зерном. Поэтому посевные площади под картофелем сокращает, расширяя зерновые. Овощной рынок становится все более конкурентным, на нем укрепляются крупные отечественные агрофирмы и зарубежные производители. Выбор товаров от этих игроков сети обуславливают приемлемой для них ценой, качеством и правильной упаковкой, стабильностью и широким ассортиментом поставляемой продукции. В отличие от этих сильных игроков небольшому хозяйству всегда было сложно, а теперь станет совсем невозможно приобрести линии, чтобы мыть и фасовать овощи для поставок в сети, повышать таким образом конечную стоимость продукции. Малым хозяйствам большинство передовых технологий ведения бизнеса экономически недоступно. Остается довольствоваться узкими низкобюджетными потребительскими нишами для реализации продукции: школы, больницы, воинские части.
Зрелый демпинг
Помимо высокотехнологичных конкурентов, местных фермеров все более теснят китайцы, отвоевавшие со своей серой несертифицированной продукцией уже, по некоторым оценкам, до 10% рынка.— У нас очень большая проблема с китайцами, — говорит Анатолий Жигалов, — они заполонили овощной рынок, демпингуют: мы капусту продаем по 4 рубля, а они вплоть до рубля. То же с картофелем. Из-за них снижаются закупочные цены. И их присутствие на рынке с каждым годом увеличивается.
По соседству с «Белореченским» в Белоярском районе тоже расположились поднебесные китайские фермеры. Объемы картофеля у них незначительные, но демпингом они рушат рынок.
— Самое страшное даже не это, — отмечает Виталий Дунин. — Эти мелкие производители картофеля не сертифицированы, потому не имеют права применять средства защиты растений (пестициды), удобрения. У них нет для работы с агрохимией современной техники и прочей базы, как у высокотехнологичных компаний. Но они каким-то хитрым образом их все-таки применяют, иначе им не вырастить урожай по бросовым ценам 3 рубля за кг при всей интенсивности ручного труда. Мы находимся под жестким контролем Роспотребнадзора, в то же время никакого контроля китайской продукции нет. Но она есть на рынке! Попадает она туда, например, так: перекупщик покупает у меня, допустим, 100 кг картофеля, получает наш сертификат для реализации продукции кому бы то ни было. Затем он приобретает серую китайскую продукцию, прикладывает к ней все тот же наш сертификат и везет ее в детский садик, в школу, в больницу, в магазин. На картофеле же не написано, откуда он. Все посевные земли, их использование должны быть на строгом учете и контроле муниципального управления сельского хозяйства.
Тема актуальна для всех территорий региона: в Сысертском районе китайцы специализируются на тепличных культурах, картофеле. Скороспелые обильные урожаи сомнительного качества реализуют под видом азербайджанской и прочей продукции.
— Наша продукция проверяется санэпидстанцией. У нас все прозрачно, ведь мы не временщики — лицо свое терять не хотим, — говорит Алексей Бондарев. — Плохо, что фермеров больше не становится, их место в буквальном смысле занимают китайцы. Официально земли у них нет, но наши местные фермеры берут участки якобы для себя, а пускают работать иностранцев.
Что делать с китайским нашествием, пока неизвестно. Проблема защиты рынков АПК, как внешних, так и внутренних, не была решена на федеральном уровне ни до вступления в ВТО, ни после того. Китайцы лишь тому подтверждение. Видимо, картошка с ядохимикатами не попадает на столы принимающих такие решения.
Так что же будет с ценами на картофель в регионе и с нами, потребителями? Прогнозы игроков рынка довольно оптимистичны. Ситуация, на их взгляд, стабильна. Оптовая цена еще может подняться к Новому году до 15 рублей и на этом остановится. Правда, не исключена возможность периодических скачков. На сегодня самая высокая отгрузочная цена на качественный мытый фасованный картофель от местного производителя — 20 рублей при средней 16, в магазине добавьте 30%, то есть 26 — 27 рублей за кг. Немытый и по 10 рублей еще спокойно можно найти. Пока не придут морозы.