По Дарвину
Кризис выявил инвестиционные приоритеты крупных промышленных компаний. Две трети проектов оказались устойчивы к явлениям экономической нестабильности, правда, сроки реализации растянулись.Более 13,5 млрд долларов - такова стоимость 45 инвестиционных проектов, начало реализации которых приходится на 2010 год. Это на 15% больше, чем в прошлом году: тогда на территории Большого Урала было запущено 27 проектов, но общая сумма составила 11,8 млрд долларов. Всего, по планам, за 2009 - 2012 годы начнется реализация ста проектов объемом более 50 млрд долларов. Уже четвертый год аналитический центр «Эксперт-Урал» подводит итоги анализа инвестиционной активности в основных отраслях промышленности Большого Урала и обслуживающей инфраструктуре (энергетика, транспорт). Основа исследования - крупные заявленные в открытых источниках проекты стоимостью более 10 млн долларов.
Динозавры и мамонты
Новостей, как водится, две - хорошая и плохая. Начнем с последней: примерно треть проектов, заявленных на момент предыдущей волны исследования, не пережили кризис. Компаниям пришлось отказаться от реализации 22 проектов на общую сумму более 9 млрд долларов (оговоримся: проекты, по которым отсутствовала информация об объеме инвестиций, оценивались по нижней границе - 10 млн долларов). Меморандумы о намерениях и инвестиционные предложения в выборку не входили. Мы брали только достоверные фактурные заявления об инвестпланах, так что невыжившие проекты имели под собой реальную почву. В стадии глубокой заморозки на неопределенное время - еще 73 проекта стоимостью около 26 млрд долларов.
С одной стороны, это правильно - выживает сильнейший, в нашем случае - более эффективный и целесообразный. Как отмечает первый заместитель генерального директора Уралхиммаша Андрей Мошняков, «проекты выбирались по приоритетности, главным критерием служила их неотложность, связанная с наличием узких мест в производстве и необходимостью выполнения договорных обязательств перед заказчиками». Но с другой стороны, серьезное удорожание кредитных ресурсов и резкое падение спроса на продукцию легко поставит под сомнение эффективность любого проекта. «Основной риск в реализации инвестпроектов - недостаточное финансирование, - продолжает Мошняков. - Практически все инвестиционные проекты, реализуемые в настоящее время на предприятии и запланированные на следующие два года, осуществляются за счет заемных средств, предоставляемых нашим стратегическим партнером Газпромбанком. В отсутствие заемных средств все проекты скорее всего были бы свернуты».
Рекордсмен-«отказник» (и по абсолютным показателям, и по отношению замороженных проектов к общей сумме) - металлургия. В плачевном положении разом оказались многие предприятия в уральских моногородах. Амбициозные проекты развития трубного и сталепрокатного производств пришлось заморозить или отказаться от них вовсе. Энергетика также в числе наиболее пострадавших. Прежние инвестиционные программы разрабатывались на волне промышленного подъема. Сейчас, когда мощности недозагружены, а потребность в электроэнергии сократилась, очевидно, что и планы не могли остаться неизменными. Корректировку провели и утвердили: после двухлетнего обсуждения в августе правительство наконец одобрило новые инвестобязательства.
По количеству и сумме недополученных проектов с большим отрывом лидирует Свердловская область. На втором и третьем месте почти с равным результатом - Челябинская и Оренбургская области. Почти 40% (в денежном выражении - чуть меньше половины) проектов, не переживших кризис, - сферы greenfield.
Выжившие
Хорошая новость заключается в том, что инвесторы оживились. Объем инвестиций, заявленных только в 2009 - 2010 годах, превысил 15 млрд долларов. Причем в 40% случаев, а это 28 проектов, началась активная фаза реализации.
Инвестиционные декларации следуют одна за другой. Для примера: на Южном Урале и в Пермском крае, вероятно, построят животноводческий, птице- и свинокомплексы, комбикормовый завод, в Югре появится птицефабрика и плодово-овощной комплекс. К 2015 году РусГидро возведет в Башкирии Нижнесуянскую ГЭС мощностью до 400 МВт, ряд мини-ГЭС и наладит сборку гидроэнергетического оборудования. Китайцы организуют производство большегрузных автомобилей на миасском заводе «Урал». Уральский электрохимический комбинат станет базой для реализации проекта обогащения казахстанского урана. Кроме того, появился ряд инвесторов, готовых вкладываться в проекты меньшего, чем предполагает исследование, масштаба. Так, в 2009 году курганский «Синтез» ввел в эксплуатацию цех по производству собственных полусинтетических антибиотиков (стоимость первого этапа - 120 млн рублей), а сейчас готовит производство низкомолекулярного фракционированного гепарина. В Свердловской области заработал мукомольный завод производительностью около 100 тыс. тонн в год (стоимость проекта 268 млн рублей). Российско-германское СП «СМС-Челтек» открыло предприятие по ремонту и нанесению никелевого покрытия на медные плиты кристаллизаторов МНЛЗ (объем инвестиций превысил 3,5 млн долларов). ГК «Роснано» на 40% профинансирует проект создания в Уфе серийного производства прецизионных экологически чистых электрохимических станков нового поколения (стоимость 285 млн рублей). Пермский «Протон-ПМ» и Пермский государственный технологический университет стали победителями в конкурсе совместных (предприятия + высшие учебные заведения) проектов создания высокотехнологичных производств: на разработку испытательного стенда для газотурбинных установок мощностью до 40 МВт они получат субсидии до 100 млн рублей в год на срок до трех лет (стоимость проекта - 266 млн рублей). Металлообрабатывающее предприятие «Гермес-Урал» (Екатеринбург) запустило первый энергоблок мини-ТЭЦ на базе когенерационной установки мощностью 496 кВт: выходящий из кризиса бизнес все чаще рассматривает малую генерацию как способ сократить издержки.
Но вернемся к проектам, вошедшим в исследование.. На данный момент в экономике Большого Урала в стадии реализации находится 214 проектов, объем инвестиций - более 77 млрд долларов. Хотя мы допускаем, что ряд из них лишь номинально числится в этом статусе (существенное сокращение финансирования и вялотекущий режим), все же многие проекты разморожены и по большинству видно, что работа идет. Не принимая в расчет нефтегазовые регионы, безусловный лидер по размеру вложений - Свердловская область (38 проектов, более 9 млрд долларов). В Курганской области, напротив, практически нет крупных проектов. Здесь активны те самые инвесторы среднего звена, оставшиеся за рамками исследования. Например, в прошлом году совместное российско-германское предприятие «БАУЭР машины - Курган» начало строительство завода буровых машин (предполагаемые вложения 4,5 млн евро). В отраслевом разрезе наиболее инвестиционно емкие на текущий момент сектора - нефтегаз, энергетика, химическая и нефтехимическая промышленность.
На вопрос, как повлиял кризис на реализацию инвестпрограмм, самый популярный ответ, который мы получаем от предприятий, - это сдвиги сроков и пересмотр графиков финансирования. Старт некоторых перенесен, финансирование начавшихся сокращено, что привело к удлинению сроков реализации (в среднем почти на два года). Комментирует заместитель генерального директора по экономике и финансам «Сибур-Химпрома» Надежда Бородулина: «Проекты ранжированы по степени важности, эффективности, приоритету, стадии реализации и объему вложенных средств. Часть мелких сдвинута на более поздние сроки.
По текущему крупному проекту "Стирольная цепочка" (включает строительство и расширение трех взаимосвязанных производств - этилбензола, стирола, вспенивающегося полистирола мощностью 220, 135 и 50 тыс. тонн в год соответственно; объем вложений - порядка 330 млн долларов. - Ред.) сроки не менялись, но некоторые платежи по согласованию с подрядчиками перенесены». Есть и обратные примеры, но, скорее, в качестве исключения. «Контракт на поставку в рамках проекта реконструкции производства кальцинированной соды заключен до кризиса, в июле 2008 года. Кризис ускорил реализацию, так как не потребовалась разгрузка для замены первой очереди фильтров (они уже были разгружены)», - рассказывают специалисты «Соды».
Среди проектов, переживших кризис, 83 успешно завершены. Общая сумма вложений - минимум 12 млрд долларов. Некоторые удалось закончить с помощью господдержки. Части проектов помогла финишировать высокая степень готовности на момент начала кризиса. Сроки окупаемости выросли по сравнению с запланированными. Заместитель генерального директора по инвестициям аэропорта Кольцово Антон Федотов отмечает: «Кризис повлиял в основном на текущую деятельность (в том числе капитальные ремонты зданий). Инвестиционные проекты, которые были начаты до кризиса, закончены, но с удорожанием за счет повышения стоимости привлекаемых ресурсов, с небольшим удлинением сроков окупаемости».
Перспектива
Рост инвестиционной активности отмечается не только в группе промышленных гигантов. Оживились и компании среднего бизнеса. В планах на ближайшие три года дать старт на территории Большого Урала 46 крупным проектам общей стоимостью 35 млрд долларов. Часть из них - отложенные, но не «умершие» во время экономической нестабильности: мы относили их к статусу запланированных только в случае, если после кризиса компания подтвердила и вновь анонсировала намерения. Но 70% - новые, посткризисные программы. Хороший знак, но еще не долгосрочный тренд. Есть опасность, что это результат выхода отложенного спроса на промышленные рынки, и как следствие - реализация отложенного инвестиционного спроса. В этом случае планы, даже подкрепленные фактами, могут остаться лишь планами. Основанием для взвешенных инвестиционных решений и коррекции инвестстратегии может стать только подтверждение тенденций в начале следующего года.
Дополнительные материалы:Методы и информация
Исследование инвестиционных проектов Урало-Западносибирского региона проведено аналитическим центром «Эксперт-Урал» на основании собственной методики. География: Свердловская, Челябинская, Тюменская, Оренбургская, Курганская области, Пермский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, республики Башкортостан и Удмуртия. Информационной базой исследования послужили: собственная информационная база АЦ «Эксперт-Урал», данные, предоставленные компаниями в рамках анкетирования, информация пресс-служб и официальных сайтов компаний, данные администраций десяти субъектов РФ и другие.
Цель исследования - проанализировать, какие инвестиционные проекты запускает и «размораживает» бизнес после кризиса, реализация каких проектов продолжалась, несмотря на кризисные явления, а от каких пришлось отказаться либо приостановить.
Мы рассматривали инвестиционные проекты в промышленности и поддерживающей инфраструктуре (энергетике, в частности генерации, и на транспорте). Планка стоимости - не менее 10 млн долларов. Если речь шла о серии технических мероприятий, объединенных общей целью (например, выпуск нового продукта), информация объединялась в один инвестиционный проект.
Анализ проводился по следующим проектам: реализуемые в настоящее время, завершенные в 2009 - 2010 годах, запланированные на конец 2010 - 2012 года, а также проекты 2008 года (текущие и запланированные), которые были приостановлены в связи с кризисом.
Первоначальная база проектов насчитывала около тысячи позиций. К рассмотрению принимались только открыто заявленные в доступных источниках. За рамками исследования остались инвестиционные предложения, заявления о намерениях (не имеющие под собой конкретной информации о сумме, сроках, месте реализации), сообщения о создании технопарков и бизнес-инкубаторов, социальные проекты, инфраструктурные проекты, прямо осуществляемые государством. В результате итоговая база содержит около 450 проектов. В ходе исследования мы столкнулись с огромным количеством противоречивой информации, за приоритет взяты данные компаний, заявленные в более поздний срок.
По каждому инвестиционному проекту рассматривалась и анализировалась следующая информация: описание сути и ожидаемых результатов (техническое решение, планируемые годовые объемы производства после выхода на проектную мощность и др.), отрасль, география проекта, общая необходимая сумма инвестиций (с разбивкой на собственные и привлеченные, а также сумма уже осуществленных вложений), время начала реализации (дата начала финансирования или последняя дата подписания договоров с подрядчиками), срок реализации (время от начала реализации проекта до запуска объекта в промышленную эксплуатацию), задержка по отношению к планируемым срокам реализации, срок окупаемости, степень проработанности (наличие ТЭО, бизнес-плана, рабочей документации, договоров с инвесторами и поставщиками и т.п.), информация об участниках (инициаторе, инвесторе, операторе, подрядчиках, поставщиках, проектировщиках и т.п.), мотивы инвесторов и цели проекта и прочее.
При расчетах проекты, по которым информация о сумме вложений оказалась закрытой или конфиденциальной, оценивались по нижней границе - 10 млн долларов. Пересчет рублей и евро в доллары производился в ценах текущего года: средний номинальный курс за период с начала года - 30,26 руб./долл., 0,76 евро/долл.
Список крупнейших проектов вы найдете в публикации «Эксперт-Урала» по итогам ежегодной конференции «Точки роста экономики Большого Урала: условия новой индустриализации» в конце ноября этого года.
Благодарим за участие в исследовании компании, приславшие данные о своих проектах