Ждать
Обвал сырьевых цен и протекционистские меры государств-импортеров вызвали огромное сокращение экспортных доходов Урала и Западной Сибири. Но это не привело к изменениям ни в продуктовой структуре уральского экспорта, ни в географии поставок.За минувший 2009 год объем экспорта сотни крупнейших предприятий Урала и Западной Сибири колоссально упал: до 25,7 млрд долларов против 37 миллиардов годом ранее. Сокращение - минус 30% в денежном выражении. Похожая картина с доходами от экспорта и у основных федеральных компаний, расположенных на территории Урало-Западносибирского региона: 30,1 млрд долларов выручки за 2009 год против 50,7 миллиарда в 2008-м. Это минус 40,6%. (Отметим, что в выборке топ-40 «федеральных филиалов» на лидера рейтинга Холдинг ТНК-ВР приходится три четверти экспортных доходов). Для сравнения заметим, что за 2009 год суммарно промышленный выпуск Большого Урала в натуральном выражении сократился на 7,7%, в финансовом выражении - на 9,7%. На таком фоне 30-процентное сокращение доходов от экспорта выглядит ошеломляюще.
Цены
Важная причина резкого сжатия экспортных доходов в 2009 году - обвалы цен на мировых сырьевых рынках. Падение коснулось всех основных товарных статей уральского экспорта: углеводородов, цветных и черных металлов, химической продукции. А вот характер обвала и динамика последующего восстановления были разными.
Раньше всех цены упали на нефть - основное экспортируемое Россией (и Западной Сибирью в частности) сырье. Дна падения мировые котировки Urals (40 долларов за баррель) достигли в декабре 2008 года, затем цены снова поползли вверх. И несмотря на то, что к заоблачным предкризисным значениям в 90 - 100 долларов за баррель им подобраться не удалось, с лета-2009 их уровень не опускался ниже 60 долларов. Это достаточно комфортно как для нефтедобытчиков, так и для отечественной бюджетной системы, живущей за счет экспортной пошлины на углеводороды и поступлений от налога на добычу полезных ископаемых.
Почти не уступили по скорости спуска нефтяным котировкам мировые цены на медь. Низшая точка зафиксирована также в декабре 2008 года: тогда на Лондонской бирже за тонну красного металла предлагали менее 3 тыс. долларов, хотя еще за полгода до этого цена подбиралась к 9 тысячам. Однако медные цены почти сразу пошли вверх, и к концу 2009 года приблизились к докризисному уровню (в первом квартале 2010-го, по нашему мнению, можно было говорить о полном восстановлении). Тем не менее эксперты и участники рынка до сих пор сомневаются в стабилизации (подробнее см. «Дно пройдено», с. 40).
Менее оптимистичную траекторию продемонстрировали мировые цены на алюминий и прокат черных металлов: в начале 2009 года они «лежали на дне», затем начали восстанавливаться, но очень неуверенно и медленно, в итоге к концу 2009-го сумели реабилитироваться только наполовину.
Особняком стоят цены на хлористый калий, экспортируемый в больших объемах прикамскими Уралкалием и «Сильвинитом». Острую фазу кризиса в конце 2008-го - начале 2009 года мировая калийная отрасль встретила рекордными ценами: с начала 2007 года ее продукция подорожала более чем в пять раз - до тысячи долларов за тонну. Взятая высота продержалась несколько месяцев, однако объемы продаж уменьшились почти до нуля, и цены поползли вниз. Как результат, к концу 2009 года цены на спотовых рынках на хлористый калий упали до 400 долларов за тонну, а в декабре экспортный трейдер Уралкалия и Беларуськалия Белорусская калийная компания заключила соглашение на поставку 1,2 млн тонн хлоркалия в Китай и вовсе по 350 долларов за тонну.
В результате экспортная выручка уральских компаний от нефти и нефтепродуктов снизилась в 2009 году на 43% к уровню 2008-го, доходы от экспорта меди и медных изделий - на 26%, от экспорта черных металлов - на 46%, от экспорта минеральных удобрений - на 65%.
Протекционизм
Сокращение доходов от экспорта не всегда говорит о таком же сокращении объемов выпуска соответствующих отраслей. Например, падение нефтедобычи и нефтепереработки в натуральном выражении на Большом Урале в 2009 году не превысило 3%, при том что отрасль целиком экспортоориентированная, а ее доходы от внешних поставок за соответствующий период снизились на 43%. Очевидно, что мировая потребность в нефтепродуктах не сократилась пропорционально падению цен.
Тем не менее основным инструментом поддержания ориентированных на экспорт отраслей в кризисный обвал стала интенсификация внутреннего спроса. Активнее всех в мире по этому пути продвигался Китай, попытки предпринимались и в нашем отечестве. Самой успешной (и важной для производителей-уральцев) в России, пожалуй, оказалась поддержка производителей черных металлов. В результате уральский чермет, в последние годы ориентированный на экспорт, по итогам 2009 года сократил выпуск продукции только на 18%, в то время как объем экспортных доходов сжался вдвое.
К поддержке национальной экономики за счет интенсификации внутреннего спроса обратились и в основных странах-импортерах российской продукции. А эта мера, к сожалению, идет рука об руку с протекционистской таможенной политикой. В итоге отечественные экспортеры в 2009 году стали чаще наталкиваться на заградительные пошлины. Особенно высоки таможенные преграды оказались для цветных и черных металлов в Европе, Китае и США. И даже снижение в РФ некоторых экспортных пошлин (для уральцев, скажем, очень существенным было обнуление пошлины на экспорт катодной меди) ситуации окончательно не выправило.
В целом приходится констатировать: экспортоориентированная отечественная экономика раунд посткризисного восстановления за счет протекционизма и внутреннего спроса проиграла. По итогам 2009 года валовой продукт нашей страны упал на 7,9%, в то время как основные импортеры российской продукции в экономическом смысле чувствовали себя лучше: Китай - плюс 8,7%, Казахстан - минус 1,5%, Еврозона - минус 4,1%. Чтобы поддержать экспортеров, теряющих рынки сбыта, внутреннего спроса оказалось недостаточно.
Инициатива
В начале экономического кризиса летом и осенью 2008 года среди высказываний отраслевых экспертов и макроэкономистов нередко можно было встретить тезисы об «очистительном эффекте» грядущих экономических трудностей. По нашему ощущению, с началом лета 2009 года (когда отчетливо стала проявляться фаза посткризисного восстановления) интенсивность разговоров о положительном влиянии кризиса на экономику поугасла.
Отраслевая, продуктовая и территориальная (страны-импортеры) структура рейтинга уральских экспортеров по итогам 2009 года практически не изменилась в сравнении с предкризисными показателями. Переориентировались на другие продукты или иные рынки сбыта лишь единицы. Остальные до конца года находились в состоянии оцепенения. Поэтому, на наш взгляд, основное отличие экспортных показателей Урало-Западносибирского региона в кризисный год от докризисного состояния заключается лишь в сокращении объема выручки (количественный показатель). Качественных сдвигов не произошло.
В принципе продемонстрированная отечественной промышленностью тактика выживания в кризис «затянуть пояса и ждать» имеет право на существование. С высоты настоящего момента (середина сентября 2010 года) можно сказать, что-де ничего смертельного с экспортоориентированной экономикой Большого Урала не произошло, хотя и было сложно. Между тем практика пассивного пережидания чревата тем, что на каждом повороте мировой экономической конъюнктуры нас как национальный хозяйственный комплекс будут обходить все новые и новые экономически подвижные и инициативные конкуренты.
В подготовке материала принимала участие Елена Лыжина
Дополнительный материал:
Дно пройдено
Менеджеры компаний-экспортеров рассчитывают на увеличение мирового спроса: почти все они вернулись к реализации инвестиционных программ, начатых в период экономического бума.
Исполняющий обязанности генерального директора компании «Сильвинит» Владислав Баумгертнер:
- В 2009 году мировой калийный рынок был практически парализован, спрос на экспортных направлениях упал почти в два раза, до менее 30 млн тонн с 55 миллионов в 2008 году. В этих условиях «Сильвинит» был вынужден примерно на 30% сократить объемы производства: мы выпустили всего 3,5 млн тонн калийных удобрений. Сегодня можно утверждать, что мировой рынок прошел дно падения и начал постепенное восстановление. В 2010-м началось оживление на рынках главных стран-потребителей: в первом полугодии наша компания поставила 2,5 млн тонн калийных удобрений, что почти в два раза больше аналогичного периода 2009 года. По оценкам, спрос в 2010 году достигнет 50 млн тонн.
Фундаментально отрасль минеральных удобрений имеет хорошие перспективы: в условиях роста населения и сокращения пахотных земель повысить эффективность земледелия можно только за счет внесения большего количества удобрений. Так что отраслевые эксперты прогнозируют восстановление докризисных объемов мирового калийного рынка уже к 2011 году, а в 2012 году спрос может превысить докризисный максимум и достичь 60 млн тонн.
Чтобы быть в максимальной готовности, мы продолжили реализацию ключевых инвестпроектов. В прошлом году запустили в эксплуатацию комплекс нового шахтного ствола (общий объем инвестиций - более 2,6 млрд рублей), что позволит нам увеличить добычу руды на 4,5 млн тонн в год на втором рудоуправлении. Масштабной задачей для нас является greenfield-проект разработки нового Половодовского участка Верхнекамского месторождения: проводим здесь геологическое изучение, составляем проектную документацию. В 2013 году планируем приступить к строительству горнообогатительного комплекса. Реализация этого проекта позволит увеличить производительность на 2,5 млн тонн хлористого калия в год.
Генеральный директор УГМК Андрей Козицын:
- После обвала спроса в третьем и четвертом кварталах 2008 года мировое потребление меди в течение 2009 года восстанавливало докризисные позиции благодаря Китаю и Южной Корее: эти страны активно закупали металл в резервные фонды. Китай к концу 2009 года потреблял уже 30% мировой меди и в значительной степени определял цену на металл.
В структуре продаж нашей компании экспорт традиционно занимал большую долю, а учитывая, что в конце 2008-го - начале 2009-го внутренний спрос упал едва ли не до нуля, практически весь объем медной продукции реализовывался на экспорт. Надо отдать должное правительству России: оно приняло очень своевременное решение об отмене с 1 февраля 2009 года экспортной пошлины на катодную медь. Мы оперативно перестроились с катанки на катоды, увеличив их экспорт.
Очень важно, что в этом году компания восстановила объемы капвложений фактически до предкризисного уровня. До конца года на инвестиционные программы мы направим 1,5 млрд долларов, из них 70% пойдет в горное производство: расширение собственной сырьевой базы необходимо для увеличения производства катодной меди. Для этого на Уралэлектромеди строится новый цех электролиза, который должен заработать в 2012 году.
Ведущий менеджер по маркетингу ЗАО ТД «Уралтрубосталь» (Группа ЧТПЗ) Роман Томин:
- В трубной отрасли потребление на мировых рынках сократилось на 20 - 50%. Наиболее значительное падение было в первом полугодии-2009 (дно кризиса), а со второго, по нашим ощущениям, началось постепенное восстановление. Мы считаем, что 2010 - 2011 годы станут периодом роста спроса на всех промышленных рынках: экспорт труб из России в 2010 году увеличится на 35 - 40%, а в 2011-м - на 15 - 20%.
В период спада на внешних рынках Группа ЧТПЗ столкнулась с усилением протекционистских барьеров: например, в декабре 2008 года в Европейском Союзе были введены антидемпинговые меры в отношении импорта сварных труб в размере 20,5%, что привело к практически полному прекращению их экспорта с наших предприятий. Тем не менее в 2009 году Группа завершила два крупных инвестиционных проекта («Финишный центр» - цех по обработке труб для нефтегазовой отрасли; «Высота-239» - цех производства труб большого диаметра для магистральных трубопроводов) и реализует еще один - электросталеплавильный комплекс (завод по производству заготовки).
Заместитель директора внешнеторговой фирмы ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» Алексей Голенищев:
- В 2009 году спрос на машиностроительную продукцию в мире упал: это серьезно повлияло на внешнеторговую деятельность нашего предприятия. Самое значительное снижение мы наблюдали на рынках Восточной Европы, особенно прибалтийских государств: до кризиса они были крупнейшими потребителями продукции ЧТЗ среди европейских стран, а сейчас сотрудничество практически свернуто. Еще одна причина падения: выход и закрепление на рынках сильного конкурента - китайских производителей, имеющих поддержку со стороны своих государственных структур.
Одним из существенных факторов, реально поддержавших российских экспортеров на рынках стран дальнего зарубежья в 2009 году, стало подписание межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Куба о поставках продукции в счет выделяемой РФ кредитной линии. В настоящее время проект находится в стадии окончательного согласования, его реализация намечена на конец 2010 года. Подобные масштабные проекты оказывают серьезную поддержку экспортерам России, позволяя выходить на новые рынки сбыта.
Отраслевые эксперты считают, что спрос на дорожно-строительную технику будет расти, поэтому мы планируем увеличить объемы реализации. Факторы - общее оздоровление мировой экономики, а также расширение модельного ряда выпускаемой продукции. В качестве перспективных регионов рассматриваем страны Африки и Латинской Америки. С потребителями из стран Юго-Восточной Азии и арабского мира планируем расширить сотрудничество, в том числе за счет организации сборочных производств на зарубежных площадках.
Подготовил Глеб Жога