Слабые, но контуры
...«2009 год будет тяжелым, переживут его не все. Большую его часть мы проведем в состоянии неопределенности. Потом появятся более-менее внятные ориентиры цены денег, стоимости металлов, нефти, оценки горизонтов планирования инвестиционных проектов. Затем начнется рост, не исключено - в самых неожиданных сегментах»... Это прогноз «Эксперт-Урала», сделанный два года назад, в самый пик развития кризиса. Итоги четвертой волны исследования инвестиционной активности в промышленности и обслуживающей инфраструктуре Большого Урала, проведенного аналитическим центром «Эксперт-Урал», показали: мы практически попали в точку.Безусловно, самой инвестиционно емкой на территории региона остается нефтегазовая отрасль. И это надо воспринимать как данность, причем воспринимать позитивно: грамотная модернизация нефтянки способна подтянуть смежные отрасли, что даст в итоге мощный эффект для экономики. Но мы обращаем внимание на другой факт: за два кризисных года проекты, связанные с расширением уже действующих мощностей, прежде всего металлургических предприятий, начали сдавать позиции. Зато в регионе появились реальные проекты, направленные на создание продуктов с высокой добавленной стоимостью. Если это перерастет в долгосрочный тренд, экономический ландшафт имеет шанс измениться.
Что отрадно, именно сейчас для этого есть благоприятные условия.
На стадии экономического бума бал правили проекты в сфере ТЭКа, металлургии, машиностроения. Мы говорили тогда: их реализация приведет к росту напряженности на рынке труда из-за нехватки квалифицированных кадров, а сдерживающим фактором будет недостаток энергетических мощностей, транспортной инфраструктуры и дешевых финансовых ресурсов. Благодаря кризису часть этих «ограничителей» отпала, причем естественным образом.
Инвесторы имеют уникальную возможность набрать квалифицированную рабочую силу, выброшенную сырьевыми компаниям на стадии спада, причем по приемлемой стоимости. Менее заметной стала напряженность в энергетике: во-первых, сказалось снижение инвестиционной активности наиболее энергоемких отраслей - черной и цветной металлургии, во-вторых, энергетики наконец утвердили собственные инвестиционные программы, сняв неопределенность в наличии энергомощностей.
Иллюзий нет: многие сдерживающие инвестиционную активность в промышленности факторы, о которых мы говорили на пике роста, сохранились. Это и слабая транспортная инфраструктура, и низкая производительность труда, и отсутствие мобильности граждан. Надо думать над решением этих проблем, но уже в расчете на создание новой индустриальной экономики. Тем более что ее ростки в регионе есть.