Разлетелись
Фото - Константин Зубов |
В итоге, по утверждению директора фирмы «Ява Экспресс» Олега Аксельрода, этим летом оказалось достаточно много «горящих» путевок, по многим направлениям пришлось корректировать количество предложений, снимать самолеты: «Пожалуй, радость от того, что сезон наконец закончился, превышает удовлетворение от полученной прибыли».
Воздушная тревога
В этом году туристический рынок Екатеринбурга увеличился, по оценкам операторов, на 3 — 6% (самые оптимистичные называют 10%). Это немного: лет пять назад он рос со скоростью 15 — 20% в год. Директор туристической фирмы «Теz tour» Игорь Авдокушин видит причину в «откладывании спроса»: «Сегодня турфирмы конкурируют не только между собой, но и с автосалонами, лечебницами, квартирными агентствами. Первый спрос на путешествия у россиян удовлетворен, теперь средний класс предпочитает тратиться на товары длительного пользования. Новый всплеск спроса на туризм можно ожидать года через два-три».
Еще одна причина — отсутствие конкуренции между авиаперевозчиками. «Мы зависим от чартерных рейсов, — рассказывает директор компании “Мир” Сергей Бузько, — летаем туда, куда нас “везут” авиакомпании, за ту цену, которую они диктуют. Если бы конкуренция переместилась от туроператоров к авиакомпаниям, это ознаменовало бы новый расцвет туризма». Коммерческий директор компании «Уральские авиалинии» Кирилл Скуратов парирует:
«В Екатеринбурге самое дорогое авиационное топливо. Примерно 50% от стоимости билета составляет стоимость керосина». Но так или иначе на чартерных направлениях летают самолеты всего четырех перевозчиков: «Уральских авиалиний», «ВИМавиа», «Кавминводы» и «Владивостокавиа». Этого мало. Усиление конкуренции ожидается ближайшие пару лет: летом на рынок пассажирских авиаперевозок пришла екатеринбургская компания «Авиапрад», прежде занимавшаяся грузами, прогнозируется приход еще нескольких игроков.
Вы не бывали на Таити? И не будете
Ежегодно из Екатеринбурга отправляются на отдых 300 — 450 тыс. туристов. На туристическом рынке работают чуть более сотни операторов и 450 туристических агентств, однако значительную долю рынка держат около двухсот. Основная часть игроков — местного происхождения, но с каждым годом приходит все больше инорегиональных, московских операторов и международных туристических холдингов. В этом году появились немецко-турецкая GTItravel, международные «Анекстур» (основное направление — Турция) и Pakgroup (основное направление — Европа).
Международные и московские операторы («Pegas touristik», «Natalie tours», «Теz tour», «Ривьера» и др.), как правило, занимаются массовыми туристическими направлениями и сосредоточены на одном-двух. С апреля по октябрь главное — Турция: до 75% общего объема продаж. Около 10% — ЮгоВосточная Азия, еще меньше — Европа (Италия, Испания) и Египет. Зимой (этот рынок в пять раз меньше летнего) пальма первенства переходит к Египту, Арабским Эмиратам, ЮгоВосточной Азии. Активный отдых (экскурсии, спорт) предлагает рождественская Европа: Прага, Германия, Австрия, Италия, Испания. Около 5% — путевки на горнолыжные курорты. Новые направления и индивидуальные туры в реестре предложений составляют не более 10 —15%. «На массовые направления в нашей компании приходится около 80% путевок», — говорит коммерческий директор компании «Orangetour» Светлана Столярова.
«Развивать что-то новое просто не выгодно, московские и международные фирмы выигрывают за счет объемов продаж уже раскрученных направлений, — считает Сергей Бузько, — но зато могут выкупить в отеле большее количество мест по более низкой цене, что положительно отражается на количестве предложений по данному направлению». Некоторые международные фирмы с иностранным капиталом вообще предлагают отдохнуть в собственных отелях: «У нас есть несколько в Турции, — говорит Игорь Авдокушин, — в следующем году мы будем строить отель в Москве. Конечно, это снижает стоимость путевки и служит дополнительной гарантией для туриста».
Местные игроки, напротив, делают ставку на индивидуальные, нестандартные туры и новые направления. «Для нас действует правило: 20% клиентов приносит 80% прибыли, — рассказывает Олег Аксельрод, — например, одному клиенту продашь путевку в Турцию, имеешь с этого 20 долларов, другой постоянный клиент ездит по всему миру пять раз в год — с него получаешь 200 долларов».
Сложность в том, что на раскрутку нового маршрута требуется много времени. «Как правило, любое новое направление начинается как индивидуальный тур для состоятельных людей, — рассказывает директор екатеринбургского представительства компании “Natalie tours” Олег Хигер. — Так, лет восемь назад путевки в Таиланд могли себе позволить только очень богатые клиенты. А на днях я зашел в магазин горнолыжного снаряжения, застал там оживленную дискуссию между покупателями и продавцами: обсуждали со знанием дела отдых в Таиланде. Это направление стало действительно массовым. То же произошло с египетским курортом Шарм-эльШейх, первые путевки на который начали продавать лет шесть назад».
В этом году среди новых направлений можно назвать Сицилию, Черногорию. С прошлого года популярен остров Крит, в два раза выросли продажи по Хорватии. О пуске нового маршрута на Гоа (Индия) заявили «Orangetour» и «Санрайз».
Турист под пальму, турагент — в тень
До «высокого» зимнего сезона (конец декабря — начало января) осталось полтора месяца, однако новогодние путевки на многие престижные направления уже разобраны. Еще не закрыты январские рейсы на Мальдивы, ОАЭ и в Таиланд, но круг предложений сужается. Прогнозировать спрос достаточно легко: большая часть свердловчан отправится в теплые страны. «Нашему человеку зимой требуются море, солнце, пальма, — выражает мнение коллег Олег Хигер. — Причем пальма ему просто необходима как символ тропиков. Видимо, такой стереотип с детства сформировался».
Но в этом году примерно вдвое вырос спрос на европейские направления (Чехия, Франция, Германия, Австрия, Италия, Испания) и активные туры на мировые горнолыжные курорты. Одна из причин — крепнущее благосостояние населения. Если несколько лет назад спрос распределялся примерно так: в трехзвездные отели ехали 40% туристов, а остальное приходилось на долю четырех-, пятизвездников, то теперь на три звезды ориентируются не более 10%. Наш турист стремится к более дорогому и качественному отдыху. Вторая причина — появление новых направлений (например, горнолыжных курортов Болгарии или, после нескольких лет затишья, Андорры) и регулярные рейсы в Европу. (О преимуществах регулярных рейсов см. «Туристический концлагерь»)
А вот давать прогнозы на следующий летний сезон — занятие неблагодарное. Одним из самых непредсказуемых факторов игроки рынка называют изменения в законодательстве. В начале сентября правительство РФ одобрило внесение поправок в закон «Об основах туристической деятельности в РФ»: они вводят финансовые гарантии деятельности туроператора. Кроме того, принято решение об отмене с 1 января лицензирования в этой сфере. Поправки прошли первое чтение в Госдуме. Прогнозы относительно перспектив российского и уральского туристического рынка разные. Ктото полон оптимизма: новые правила будут способствовать укрупнению игроков и гарантируют безопасность российского туриста за границей. Противоположное настроение: грядет передел рынка, международные туристические компании вытеснят «своих» операторов. Но все едины в том, что с принятием поправок для туроператоров и турагентств настанет время «юридического вакуума»: закон есть, а механизмов для его реализации — нет (см. «Туроператор в вакууме»).
Таким образом, выводы на предмет перспектив развития туристического рынка можно сделать следующие. Во-первых, требуется увеличение числа авиаперевозчиков: усиление конкуренции «в небе» приведет к снижению стоимости авиабилетов, и, как следствие — турпутевок, увеличит количество туристических направлений. Но если в грядущем усилении конкуренции игроки туристического рынка не сомневаются (Урал привлекателен для российских и международных авиаперевозчиков), то вот с законодательством ясности пока нет. Туристический рынок в любом случае будет развиваться и расширяться. Даже если законодательство «подрежет крылья» некоторым туристическим компаниям, часть игроков просто уйдет в тень, но работать не перестанет.
Дополнительные материалы:
Туристический концлагерь
Сергей Бузько |
— Ввиду отсутствия регулярных рейсов операторам приходится заказывать чартеры. Чем они неудобны? Во-первых, не дают возможности выбора: направления диктуют те, кто может оплатить чартерный рейс. Во-вторых, ограничивают сроки пребывания в какой-либо стране. Допустим, вы решили съездить не на 7, 14, 11 дней, а на 30. Путевка обойдется вам гораздо дороже, потому что придется платить за пустые кресла в самолетах на чартерной цепочке. Ведь туроператор должен оплачивать каждое: заказал 100 мест — плати, даже если удалось заполнить только 80 или 50. Грубо говоря, вам придется купить не один билет, а два-три. Получается какой-то туристический концлагерь: езжай, куда везут, на столько дней, сколько скажут.
При покупке билетов на регулярные рейсы экономятся время и деньги. У авиаперевозчиков рентабельность рассчитывается исходя не из 100% загрузки самолета, а из определенных нормативов. Например, на рейсе в Москву на Ту-154 порог рентабельности — 100 пассажиров. Деньги остальных 50 — чистая прибыль компании.
В Европе чартерными рейсами перевозят меньшую часть туристов, у нас — наоборот. Я уверен, что если бы у нас поставили летом ежедневный самолет на Анталию, количество турфирм, продающих путевки в Турцию, увеличилось бы вдвое: регулярные рейсы уравнивают шансы операторов, усиливают конкуренцию.
Подготовила Вера Морозова
Туроператор в вакууме
Светлана Столярова |
— Отмена лицензирования повлечет за собой возникновение большого количества мелких туристических агентств, деятельность которых ничем не будет регулироваться. Поправки к закону о туристической деятельности коснутся только туроператоров. Скорее всего, после принятия поправок с рынка уйдут мелкие региональные операторы.
Олег Хигер |
— У операторов есть серьезные опасения: считается, что поправки к закону задушат региональный туристический бизнес. Но надо понимать, что новые правила игры приняты для блага потребителя, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств наш турист за границей был защищен. Единственная реальная опасность: закон примут, а механизмы его реализации, как обычно, не продумают — как в ситуации с алкогольным рынком. Тогда с Нового года мы окажемся в юридическом вакууме.
Олег Аксельрод, директор компании «Ява Экспресс»:
Олег Аксельрод |
Подготовила Вера Морозова