Отжать лимоны на оленину
Ямальский агропром развивают и диверсифицируют. Цель — обеспечение продовольственной независимости региона.С амые вкусные лимоны растут на Ямале, в Новом Уренгое, уверяет тот, кто пробовал. А самый ценный мед, арктический, получают в Надымском районе. Округ, территория которого относится к зоне экстремального проживания (среднегодовая температура — минус три градуса), демонстрирует амбициозные стремления к ускоренному росту и развитию агропромышленного комплекса. Молоко, мясо, помидоры, огурцы, картофель — все это можно и нужно производить на Ямале, уверены власти региона. Сегодня округ закрывает 74% потребности в рыбе, 30% — в мясе, 4% — картофеле, 1% — молоке. Задача-минимум — быстро обеспечить нужды социальных объектов: детских садов, школ, больниц. Задача-максимум — выйти на стопроцентное снабжение собственными качественными и экологически чистыми продуктами питания.
За последние пять лет объем валового производства сельхозпродукции увеличился на 53% и достиг 2 млрд рублей. В прошлом году на развитие арктического агропрома регион направил 5 млрд рублей. Благодаря этой поддержке обеспечено производство мяса всех видов до 8,3 тыс. тонн, молока до 2,1 тыс. тонн, рыбы — 7,6 тыс. тонн, картофеля и овощей — 1 тыс. тонн, дикоросов заготовлено 60 тонн. В текущем году деньги выделены те же, ждут роста на 2%. Впервые помимо традиционных оленеводства и рыбодобычи предусмотрены субсидии в новые отрасли — картофеле- и овощеводство, заготовку дикоросов. В ближайшие годы построят и реконструируют 11 животноводческих комплексов, пять птицеферм и шесть свиноводческих ферм, тепличные комплексы.
Со стороны кажется, что на Ямале миллиарды просто в землю закапывают. Собственный картофель, например, золотой — при себестоимости в 50 рублей за кило продают его по 20 рублей за счет компенсации из окружного бюджета. И сено золотое, и комбикорма для коров: их везут издалека на баржах да по зимникам. Почему здесь поддерживают 14 направлений АПК, да еще подчеркивают необходимость расширять нетрадиционные сектора?
Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин поясняет, что арктический регион озабочен обеспечением максимальной продовольственной безопасности, доступности продуктов питания и стабильности цен. Здесь опасаются, что со вступлением России в ВТО сельское хозяйство страны, особенно северное с его спецификой, будет уязвимо: требования снижения господдержки в АПК могут негативно сказаться на конкурентоспособности местных производителей. Дмитрий Кобылкин внес в федеральную повестку вопрос о необходимости изменений закона о сельском хозяйстве. В частности, нужно определить критерии регионов, непростых для ведения сельского хозяйства, в их число и предлагается внести Ямало-Ненецкий автономный округ.
Ямальцы ищут новые подходы и возможности развития отрасли за счет инноваций и внедрения высокотехнологических производств глубокой переработки, применения новых логистических схем, развития малых хозяйств, создания кластеров.
Стриги доход с оленя
Одна из самых активно развивающихся региональных отраслей — оленеводство. В ЯНАО самое крупное (53% от общероссийской численности и 35% от мирового поголовья) стадо одомашненных северных оленей — 700 тыс. голов. Более половины находится в частных хозяйствах, остальное в собственности сельхозпредприятий. По итогам прошлого года здесь произведено на 10% больше оленьего мяса, чем в 2011 году, — 2250 тонн. На экспорт отправляется до 500 тонн оленины. Остальная продукция распространяется в регионе, часть поставляется в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень и на юг Тюменской области.Инновационные проекты внедрения безотходных технологий переработки продукции оленеводства реализуются на базе компактных производств. Основной ориентир — способность выпускать качественную продукцию с высокой добавочной стоимостью. Все новые ямальские комплексы оснащены низкотемпературным и быстрозамораживающим оборудованием, соответствуют европейским стандартам сертификации. Это позволяет поставлять продукцию зарубежным партнерам (в Германию и Финляндию) по выгодным ценам. Основной объем мяса, до 50%, перерабатывается на высокотехнологичном комплексе «Ямальские олени» в Яр-Сале (Ямальский район). До 2012 года оно было единственным поставщиком оленины в страны Евросоюза. Предприятие выпускает 60 наименований продукции.
В настоящее время на базе МП «Ямальские олени» завершено строительство цеха по переработке крови северного оленя. Современное оборудование и новые технологии позволят собирать ежегодно 80 тонн этого продукта для использования в медицине. В настоящее время выпускается новый продукт из дефибринированной крови «Пантогематоген Северный», планируется перерабатывать ценное эндокринно-ферментное и специальное сырье для фармацевтической промышленности. Заметим, что при реализации безотходных технологий оленеводство весьма прибыльно.
На Тазовском и Гыданском полуостровах ведется строительство ряда аналогичных «Ямальским оленям» комплексов
глубокой переработки. Уже сданы в эксплуатацию два убойных комплекса в Антипаюте (Тазовский район) и Усть-Юрибее (Ямальский район). Реализация проектов позволит значительно увеличить объем производимой продукции за счет привлечения к сдаче мяса не только крупных, но и малых хозяйств. В Салехарде в этом году запустили новый цех мощностью 2 тонны в смену по переработке оленьего мяса в колбасу и деликатесы премиум-класса.
Куда уплывает рыба
Второе место по значимости в агропромышленном комплексе автономного округа занимает рыболовство. Но рыбные запасы «уплывают». На Ямале остро стоит проблема браконьерства, реальна угроза исчезновения популяций муксуна, щекура, пыжьяна. Специалисты отмечают: происходит резкое сокращение запасов рыбы, в прошлом году добавилась проблема аномально низкого уровня воды в водоемах Ямала. Добыли более 6 тыс. тонн рыбы, но это на 1,5 тысячи меньше, чем в 2011 году. Выправить ситуацию могут только скоординированные, системные действия государства и рыбодобывающих предприятий.В округе занялись строительством заводов по воспроизводству рыбы. Возле поселка Харп (Приуральский район) до конца года планируется запустить рыборазводный завод: инвестиционный проект искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в условиях Арктики будет реализован за счет компенсационных мероприятий, направляемых на сохранение Обской и Тазовской экосистем. Ежегодный дополнительный вылов первоначально составит 100 тонн муксуна (чтобы выйти на вылов в полном объеме, понадобится восемь лет). Завод станет базой для научных исследований и отработки новых технологий по воспроизводству ценных видов рыб, реабилитации водоемов арктического региона, подготовке научных кадров для рыбной отрасли. Аналогичный завод будет работать в поселке Самбург Пуровского района. К 2020 году выход сиговых на Ямале хотят стабилизировать на уровне 10 — 12 тыс. тонн в год, муксуна — на уровне 1 тыс. тонн.
Кроме того, в рамках целевой программы развития и модернизации рыбной отрасли Ямала в 2011 году построено за 120 млн рублей рефрижераторное промыслово-перерабатывающее судно «Нум», единственное в Обь-Иртышском бассейне судно класса «река — море»
в своей категории. Добытые за сутки 10 тонн рыбы здесь подвергают шоковой заморозке при минус 40°C и загружают в трюмы-холодильники вместимостью 300 тонн. «Нум» стал основной рыболовецкой базой «Гыдаагро» (Тазовский район). Гыданский полуостров — одна из самых отдаленных и труднодоступных территорий автономного округа. Это обстоятельство вызывало сложности при доставке рыбы и оленины в свежем виде в центральную часть ЯНАО. Благодаря «Нуму» повысилась эффективность работы ямальских рыбаков: девять бригад вылавливают почти по 16 тонн рыбы в день, которую можно транспортировать как на перерабатывающие предприятия Ямала, так и в другие регионы. Значительная ее часть доставляется на переработку на модернизированный Салехардский рыбоперерабатывающий комбинат. В настоящее время на верфях Тюмени завершается строительство аналогичного судна, которое позволит увеличить объемы рыболовства на Ямале, а в дальнейшем — транспортировать продукцию в европейские страны.
В рамках государственных программ выделяются серьезные средства на модернизацию промыслового флота и поддержку рыбаков. Но этого недостаточно: требуется изменить организацию промысла на участках, перераспределить квоты между пользователями, ужесточить нормы государственной и общественной охраны водных ресурсов.
Несладкая, но ягодка
Помимо модернизации традиционных секторов АПК на Ямале создают новые. Чтобы обеспечить ямальцев своими овощами, планируется создание как больших тепличных хозяйств круглогодичной эксплуатации (например, в Салехарде, где до конца года готовятся запустить комплекс на 2 га; в Губкинском, Ноябрьске, Надыме, Новом Уренгое, Муравленко), так и небольших сезонных теплиц в Мужи, Яр-Сале, Тарко-Сале, Тольке, Красноселькупе, Тазовском. Реализация этих проектов позволит к 2017 году производить почти 2,5 тыс. тонн овощей и зелени.К тому же сроку на основе государственно-частного партнерства построят современные животноводческие комплексы в Новом Уренгое, Ноябрьске, Салехарде, Надыме, Муравленко, Тарко-Сале, Аксарке, Тазовском, Панаевске, Мужи и Яр-Сале. В итоге дойное стадо достигнет 2 тыс. голов, а производство молока — 10,5 тыс. тонн (при потребности 34 тыс. тонн). С нуля будут развивать проекты свиноводческих и птицеводческих ферм в Муравленко, Лабытнанги, Губкинском, Надыме и Тарко-Сале общей мощностью до 400 тонн мяса в год.
А вот как на Ямале решат задачу обеспечения на 100% своим картофелем, пока не очень понятно. Сегодня в округе под картофелем всего 63 га. В прошлом году заготовлено 70 тонн в Красноселькупском районе и 150 тонн в Шурышкарском. Потребность достигает 40 тыс. тонн. Для обеспечения таких объемов необходимо подготовить 2,5 тыс. гектаров посевных площадей. Ответы даст, видимо, разрабатываемая целевая программа, ее цель — к тому же 2017 году обеспечить потребность населения в картофеле на 70%.
Лимоны лимонами, но северяне чтут и свои дикоросы. Планируется собирать до 45 тонн всевозможных дикорастущих ягод. В поселках Пельвож и Ямгорт построят два цеха для заготовки, обработки, заморозки, упаковки и дальнейшей реализации продукта. Затем подобные комплексы появятся на территории всего округа. Кроме того, в Губкинском и Лабытнанги предусмотрены два небольших завода глубокой переработки дикоросов: они будут выпускать морсы, джемы для внутреннего рынка и заграницы.