Формула эффективности
Иллюстрация - Сергей Айнутдинов |
Виктор Кокшаров |
Теперь об экспертах. Это самая важная составляющая проекта. В работе приняли участие 55 экспертов из большинства областей Большого Урала: банковские топ-менеджеры, аналитики и кредитники; инвестиционщики; аудиторы и консультанты; руководители отраслевых ассоциаций; журналисты деловых СМИ. То есть те, кто по роду деятельности обязан отслеживать решения, принимаемые уральскими компаниями. Критериев разработали семь, в том числе три отражали риск, еще три — потенциальную отдачу, один — неординарность. Каждое решение, попавшее в рейтинг, оценивали минимум четыре эксперта.
Принимаясь за проект, мы прекрасно понимали его ограничения. Во-первых, само название — «менеджерские решения». Сторонний наблюдатель справедливо заметит: решения-то не менеджерские — большинство из них принималось собственниками. Не спорим. Но в российской действительности деление на собственников и менеджеров весьма условно. Собственников, не влезающих в текущий и уж тем более стратегический менеджмент, можно найти разве что в сегменте недвижимости, и то с трудом. В этом смысле правильнее назвать проект «Решения менеджеров-собственников».
Далее. Какой бы качественной ни была оценка экспертов, они не в состоянии предугадать, к чему приведет реализация решения через пару-тройку лет. Есть масса примеров — от печально известного проекта Iridium, обернувшегося многомиллиардными убытками, до слияния ЮКОСа с Сибнефтью. Тем не менее оценка имеет смысл: она отражает видение перспектив компании деловыми кругами в режиме реального времени, а значит, ее текущую стоимость. Кроме того, отслеживая динамику масштаба решений, изменение горизонтов планирования, можно оценить стратегии компаний и отраслей.
Сергей Воробьев |
И самое важное — количество удачных проектов, инициированных уральскими предпринимателями, свидетельствует: в регионе есть люди, готовые брать на себя ответственность за судьбу территории. Конечно, любое решение — лишь верхушка айсберга. Под водой остается огромная работа от рождения идеи, через длинный путь оценки рисков, согласования интересов, к собственно объявлению о том или ином проекте. А главное — за решением стоят люди, взявшие на себя риск и ответственность. Мы оценивали решения только тех компаний, которые держат «голову» (основные управленческие кадры) на территории региона. И стремительный рост количества крупных проектов — следствие того, что таких людей на Урале становится все больше, поднимается их профессиональный уровень. Генеральный директор и управляющий партнер Ward Howell International Сергей Воробьев: «Мы начинаем работать в регионе как раз потому, что здесь есть центры принятия решений и есть топ-менеджеры».
Итак, посмотрим, что показала третья волна исследования.
Самые «дорогие»
Рекордом по «дороговизне» стало решение о выкупе Магнитогорским металлургическим комбинатом пакетов акций у Стальной группы «Мечел» и государства — 1,7 млрд долларов. Свыше 800 млн долларов планирует потратить на модернизацию производства Салаватнефтеоргсинтез. Примерно столько же потребуется компании КИТКэпитал на реализацию программы строительства 40 торгово-развлекательных центров в городах России, пять из которых уже находятся в разной стадии готовности.
УГМК намерена вложить 350 млн долларов в совместную с правительством Башкортостана программу развития цветной металлургии в республике, предусматривающую строительство Хайбуллинского ГОКа и цинкового завода; еще порядка 150 млн долларов компания инвестирует в Гайский ГОК и Медногорский медно-серный комбинат в Оренбургской области, Садонский ГОК в Северной Осетии.
В список решений с наибольшим вложенным ресурсом также входит размещение «Новатэком» кредитных нот на 300 млн долларов.
В целом среди решений стоимостью более 100 млн долларов половина приходится на модернизацию производства в металлургии.
Самые неординарные
Придавать этому критерию какой-то глубокий смысл не следует. Неординарность — не более чем субъективная оценка «неожиданности» решения для экспертов. Тем не менее косвенно она свидетельствует о нестандартности, смелости мышления менеджеров и собственников.
Самое неординарное решение, поразившее воображение аналитиков, — покупка концерном «Калина» пакета 61,9% акций немецкой косметической компании Dr. Scheller Cosmetics AG за 21 млн долларов. Весьма неожиданным считают также покупку группой ВСМПОАвисма завода по выплавке титана в США, строительство гостиницы класса люкс УГМК совместно с Bouygues Batiment International, покупку Группой ЧТПЗ Первоуральского новотрубного завода, облигационный заем Уралвагонзавода.
Стоит отметить, что половина неординарных решений относятся к организации нового бизнеса, расширению или модернизации мощностей, причем в основном в металлургии и машиностроении.
Самые эффективные
По оценкам экспертов, наибольшую отдачу должно принести решение УГМК инвестировать в развитие Гайского и Садонского ГОКов, а также Медногорского медно-серного комбината. Правда, и риск этого решения выше среднего.
Высокоэффективны решения о реорганизации сотового бизнеса компании Уралсвязьинформ, образовании Русской медной компании, выходе на IPO концерна «Калина», модернизации Карабашмеди (принадлежит Русской медной компании), а также соглашение о стратегическом партнерстве между «Уральской сталью» и Группой ЧТПЗ для совместного выпуска труб большого диаметра и продвижения на рынок новых видов трубной продукции и марок сталей. Причем риск последних двух решений, по оценкам экспертов, минимален.
40% решений с эффективностью выше средней приходится на организацию нового бизнеса, расширение и модернизацию мощностей. Высокой эффективностью также отличаются подавляющее большинство вошедших в рейтинг решений о слиянии и поглощении. Если рассматривать отраслевую структуру, то половина их приходится на металлургию.
Самые рискованные
Наиболее рискованным и при этом далеко не самым эффективным решением эксперты посчитали продажу собственниками контрольного пакета акций Челябинского авиапредприятия авиакомпании «Сибирь». Риск выше среднего у решения Уралвнешторгбанка о выводе на рынок первой на Урале программы экспресс-кредитования населения и проекта строительства Русской медной компанией рудника на Чибачийском месторождении.
И здесь больше половины решений с риском выше среднего приходится на расширение и модернизацию производства. При огромных финансовых затратах и значительных сроках окупаемости риски инвестпроектов также возрастают.
Решения о выходе на рынок капитала, проведении реструктуризации, большей части слияний и поглощений оценены экспертами как не слишком рискованные.
Решения с минимальным и умеренным риском составляют 74% списка. Решений, которым присуща отдача выше средней и риск не выше умеренного, — 44%. Исследование показало, что существует большое количество решений, которые при достаточно высокой отдаче не являются высокорискованными.
От количества к качеству
Выводы, полученные по итогам исследования 2004 года, свидетельствуют о серьезных качественных сдвигах в стратегии уральских предпринимателей.Во-первых, предприниматели оперируют и, следовательно, рискуют, втрое большими суммами по сравнению с 2003 и 2002 годами. Средняя стоимость решений, попавших в рейтинг, два года держалась на уровне чуть более 50 млн долларов, а в 2004м резко выросла до 175 млн долларов. Общая стоимость решений рейтинга2004 при этом превышает 6,3 млрд долларов.
Во-вторых, заметно изменилась отраслевая структура рейтинга. Лидируют попрежнему металлурги, доля приходящихся на эти компании решений осталась на прежнем уровне (40% от общего числа решений), но внутри этого сегмента резко, с 12 до 20%, выросла доля цветной металлургии — за счет роста инвестиционной активности УГМК и нового игрока на российском медном рынке — Русской медной компании. Решения финансового сектора составили всего 10%, тогда как в рейтинге 2004 года на них приходилась четверть. Основная причина — массовая распродажа банков в 2003 году, в результате которой собственно уральских банков осталось существенно меньше (напомним, что в рейтинг попадают только решения уральских компаний). В два раза выросла доля решений в сфере машиностроения за счет ОПК и автомобилестроения.
Ираклий Кирия |
Втретьих, меняется качественная картина: слияния и поглощения уступают место новым инвестпроектам и управленческим инновациям. На первый план выходят решения об организации нового бизнеса, расширении и модернизации мощностей: сборка KIA Spectra на Иж-Авто, инвестпрограмма УГМК на ГОКах Башкортостана и Оренбургской области общей стоимостью около полумиллиарда долларов, строительство электростале-плавильного комплекса стоимостью свыше 100 млн долларов на ММК, инвестиции Уралвагонзавода в сумме 50 млн долларов в развитие казахстанскороссийского проекта вагоносборочного завода, программа модернизации на Салаватнефтеоргсинтезе, инвестиции в развитие сырьевой базы цинкового завода Группы ЧТПЗ и многие другие.
Если в 2003 году на сделки слияния и поглощения (Mergers & Acquisitions, M & A) приходилось 38% решений, то в 2004 году их доля снизилась более чем в полтора раза (до 22%). «Структура уральских сделок M & A соответствует мировой практике: наибольшую долю занимает горизонтальная интеграция в рамках одной отрасли, — свидетельствует Павел Хмелев, менеджер отдела консультационных услуг по сделкам компании Ernst & Young. — Риск принятия неправильного решения в этом случае, как правило, меньше, нежели в сделках M & A другого типа».
В 2004 году начинается интенсивное «упорядочение» собранных активов: переход на единую акцию группы ВСМПОАвисма; ребрендинг бизнеса группы Никойл и УралСиба; оформление Русской медной компании; реорганизация и решение о ребрендинге сотового бизнеса Уралсвязьинформа. «Отрадно, что в структуре менеджерских решений резко выросла доля решений о реструктуризации, которая свидетельствует о борьбе за внутреннюю эффективность, — замечает Сергей Воробьев. — Львиная доля этих решений связана с приобретением плохо управляемых компаний, где первичное устранение недостатков управления быстро дает огромную прибыль».
Почти пятая часть всех решений, представленных в рейтинге, приходится на решения, обеспечивающие доступ к рынку капитала (размещение облигаций, получение крупных кредитов западных и российских банков). Они помимо основной несут очень важную репутационную нагрузку. Согласно прогнозам экспертов, в обозримой перспективе в структуре таких решений произойдут изменения. «В прошедшие три года был бум облигационных займов, как рублевых, так и еврооблигаций. Сейчас наступает бум первичных размещений — IPO», — говорит директор екатеринбургского филиала инвестиционной компании «Тройка Диалог» Ираклий Кирия.
Подводя общий итог, можно констатировать: уральские менеджеры в основном закончили период раздела активов. В результате часть из них отошла от дел, продав бизнес другим, по преимуществу столичным компаниям; часть, наоборот, сумела создать центры местного или федерального масштаба, вокруг которых уже сформированы мощные промышленные, финансовые, торговые активы. С прошлого года эта группа сконцентрировалась на модернизации мощностей, организации новых производств, управленческих инновациях.
Опрос экспертов проводился Агентством маркетинговых решений «Оранж Маркетинг Групп» при Высшей школе экономики РАН.