Дым над водой

Башкирский филиал Российского авторского общества (РАО) выиграл в суде дело о неправомерном использовании музыкальных произведений уфимским рестораном-клубом «Стиляги». На первый взгляд, решение рядовое: ежегодно российские суды рассматривают сотни подобных исков. Привлекает внимание штраф - 1,25 млн рублей (первоначальный размер требований РАО - 1,9 млн рублей за 18 произведений Deep Purple, Scatman John, Vanilla Ice и Lady Gaga). По нашим данным, это самая большая сумма, отсуженная РАО у уральских рестораторов. Совладелец клуба «Стиляги» Марат Миргаязов заявил, что обороты заведения не позволяют исполнить судебное решение, и если оно вступит в силу, заведению придется закрыться (ежемесячный оборот клуба не более 300 тыс. рублей).

Башкирское отделение РАО в 2012 году развило невиданную активность. Оно подало в суды десять исков на клубы, кафе и рестораны, которые не отчисляют обществу деньги за использование музыки. Общая сумма претензий - более 5 млн рублей. Крупнейший иск - на 2,3 млн рублей РАО предъявило в июне этого года к уфимской компании «Ресторатор» (управляет клубом «Проспект»).

Последний раз на Урале мощное противостояние РАО и рестораторов наблюдалось в начале 2000-х. Тогда в Екатеринбурге предприниматели объявили обществу бойкот, длившийся пять лет. Они создали НП «Бизнес-сообщество против РАО», привлекли на свою сторону муниципальные власти. Однако противостояние все-таки закончилось победой РАО и прекращением бойкота.

Директор Башкирского филиала РАО Виктор Зимин отмечает, что лишь треть заведений общепита в Уфе (всего их, по данным городской администрации, около 2 тысяч) имеют договор с обществом. Размер ежемесячной платы - от 5 до 15 тыс. рублей (в зависимости от числа посадочных мест и стоимости входа).

В других городах Урала ситуация с легитимностью проигрывания музыки в ресторанах и клубах не лучше. В Екатеринбурге не более половины заведений имеют договор с РАО, в Челябинске - не больше трети.

Владельцы клубов и ресторанов объясняют нежелание сотрудничать с РАО непрозрачностью организации: бизнесмены не уверены, что деньги доходят до авторов.

РАО действительно не раз себя дискредитировало. Самые яркие примеры - иск к организаторам концерта Deep Purple в Ростове-на-Дону за то, что музыканты со сцены исполняли свои же песни (но у организаторов не был заключен договор с РАО), иск к ветеранам Великой Отечественной войны, которые на бесплатном концерте в Самаре исполняли фронтовые песни, а также иск к Свердловской филармонии за исполнение Баха и Моцарта.

Материалы по теме

Моби-next

Цельная наука

Почувствовать другого

Ничто современное Перми не чуждо

Будущее одной иллюзии

В рот мне ноги