Вези, пока везет
Ураган Катрина, пронесшийся по побережью американских штатов Луизиана, Алабама и Миссисипи 29 августа, отодвинул снижение цен на нефть — в Мексиканском заливе добывается около четверти всей нефти США. 1 сентября цена на российскую нефть марки Urals достигла исторического максимума — 61,58 доллара за баррель. Нефтегазовая промышленность России, в частности Урала, получила импульс к дополнительному росту экспортных доходов.
Объем экспорта Уральского региона за 2004 год, по данным рейтинга, достиг 44,7 млрд долларов. Рост по отношению к предыдущему году составил 47%. Товарная структура экспорта изменилась: нефтегазовая промышленность и черная металлургия увеличили доли (на 7 и 5% до 40% и 31% соответственно) за счет сокращения остальных секторов (см. список 1). В суммарном объеме экспорта (с учетом подразделений холдингов — см. список 1 и список 2) продукция ТЭК выросла до 61%. Основным фактором подъема экспортных доходов уральских компаний остается мировая конъюнктура.
Разгон
Подъем цен на нефть марки Urals на мировом рынке начался в 2002 году и с тех пор только ускоряется: средняя цена 2003-го увеличилась по сравнению с 2002-м на 14%, а 2004-го относительно 2003-го — на 25%. В лидерах экспорта продукции нефтегазовой промышленности Урала — ТНК-ВР и ЮКОС: на них приходится около 67%. Еще 21% совокупного экспорта принадлежит Сургутнефтегазу.
Второй год подряд растут мировые цены на продукцию черной металлургии. Средняя цена трубной заготовки в прошедшем году по сравнению с 2003-м выросла на 51%, горячекатаного листа — на 72%, холоднокатаного — на 46%. Лидер в этой отрасли — Магнитогорский металлургический комбинат: на него приходится около 60% экспортных поставок, причем за год объем увеличился на 61%. Еще около 23% обеспечили в совокупности Нижнетагильский металлургический комбинат (входящий в Евразхолдинг) и «Мечел».
На продукцию химической и нефтехимической промышленности в совокупном экспорте компаний обоих списков приходится 7%. Более половины зарубежных поставок — общий вклад Салаватнефтеоргсинтеза (27%), Уралкалия (14%) и Сильвинита (12%). Еще 21% экспорта — доля башкирского нефтехима в лице Уфанефтехима, Уфимского и Ново-Уфимского нефтеперерабатывающих заводов.
Вслед за ценами на нефть росла и стоимость нефтепродуктов: за десять месяцев 2004 года на европейских товарных биржах цена автомобильного бензина поднялась на 65,4%, дизельного топлива — на 80,2%, мазута — на 35,7%. В итоге экспорт Салаватнефтеоргсинтеза вырос на 257%.
В 2004 году наблюдалось оживление на мировом рынке калийных удобрений: поднялся спрос, за ним и цены (см. интервью с главным инженером компании ОАО «Сильвинит» Ростямом Сабировым). Экспорт Сильвинита возрос на 27%, Уралкалия — на 65%. Оба предприятия под влиянием мировой конъюнктуры нарастили объемы производства хлористого калия — 15 и 20% соответственно. На экспорт идет основная часть продукции всех трех лидеров отрасли.
Стабильно растут цены на продукцию цветной металлургии. Средняя цена меди на Лондонской бирже металлов в 2004-м по сравнению с 2003-м поднялась на 45%, никеля — на 44%, цинка — 27%, ферротитана — 22%, алюминия — 20%. Основные экспортно-ориентированные игроки — предприятия СУАЛа (алюминиевый комплекс; 41% в совокупном объеме двух списков), холдинг УГМК (медные предприятия; 26%), ВСМПО-Ависма (один из крупнейших мировых производителей титана; 10%) и два никелевых комбината — Уфалейникель и Южуралникель (оба по 4%). Все предприятия существенно нарастили объемы поставок: входящие в СУАЛ на 40%, УГМК — на 113%, ВСМПО — на 44%, Южуралникель — на 61%, Уфалейникель — на 264% (основная причина — остановки производства продолжительностью до месяца в 2003 году).
Отклонение
В общем объеме экспортных поставок федеральных подразделений и самостоятельных компаний продукция машиностроения составляет около 2%. Ведущие игроки отрасли представлены в рейтинге самостоятельных предприятий (их доля 4%). Основной вклад в экспорт (40%) внесли Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО; авиадвигатели) и Уралвагонзавод.
С точки зрения финансовых результатов 2004 год для обоих предприятий был неудачен: объем экспорта УМПО вырос всего на 1%, Уралвагонзавода — снизился на 50%. Моторостроители экспортируют авиадвигатели в рамках договоров поставки российских истребителей в Индию и Китай. На снижении экспортной выручки сказалось падение курса доллара (потери приблизительно 8 — 10%) и переориентация на производство гражданской продукции (на экспорт идет в основном военная продукция). Уралвагонзавод также наращивал производство гражданской продукции: в 2003 году прирост составил 169%, в прошлом доля увеличилась еще на 28,6%.
Долю гражданской продукции оборонные предприятия увеличивают для собственной стабильности: с сокращением гособоронзаказа их финансовое благополучие напрямую зависит от экспорта военной продукции, а значит, резко возрастают политические риски. В результате Уралвагонзавод, завершив в апреле прошлого года поставку танков в Индию, стал основным изготовителем полувагонов для РЖД до 2010 года (сумма контракта 4 млрд долларов). На базе ММПП «Салют» (Москва) и УМПО в 2003 году создана корпорация «Газотурбинные двигатели». В середине июля на УМПО началось производство одноразовых шприцев, существенная часть которых будет поставляться в Бразилию.
Торможение
Маятник конъюнктуры мировых рынков между тем теряет амплитуду. Средняя цена нефти марки Urals с начала 2005-го поднялась еще на 39%. Но прогнозируется замедление роста мирового спроса на нефть: он не превысит 1,8% (в 2003-м — 2,6%, в 2004-м — 4,8%). Кроме того, добыча нефти в России замедляется: в январе — июле текущего года она увеличилась на 2,6%, тогда как в аналогичном периоде 2004-го — на 10,3%. На объеме экспорта это пока не скажется. Но уже 2006-й чреват потерей динамики роста нефтяных экспортных доходов.
В черной металлургии рецессия наступит уже в этом году: средняя цена трубной заготовки за первое полугодие-2005 по сравнению с уровнем 2004 года сократилась на 5,3%, горячекатаного листа — на 0,6%, холоднокатаного — пока увеличилась на 5,2%.
Рост потребления стали в странах Европы, СНГ и участниках NAFTA (Северо-Американского соглашения о свободной торговле, заключенного между США, Канадой и Мексикой), по прогнозам, будет незначительным и даже сократится (в частности, в США, втором потребителе стали в мире после Китая, ожидается спад на 3,5%). Сокращение компенсируется ростом потребления в Центральной и Южной Америке (8,6%), странах Азиатско-Тихоокеанского региона (6,5%), Африки (4,2%) и Ближнего Востока (5,4%). Но и здесь темпы местами также ниже уровня 2004 года.
Почти треть стали в мире потребляет Китай. Однако «великий дракон» активно наращивает собственное производство: по данным Международного института чугуна и стали, в 2004 году рост составил 23%, по итогам января — июля 2005-го — 28%. Поэтому Китай будет снижать объем ввоза: если в 2003 году он увеличился на 25%, то в прошлом — уже только на 13%, а на текущий и следующий год прогнозируется 11 и 9% соответственно. Это может негативно сказаться на мировых ценах. В итоге экспорт черной металлургии по результатам 2005 года рискует уменьшиться. В прошедшем году выплавка стали в России уже сократилась. Производители делают ставку на внутренний рынок (см. интервью с генеральным директором ОАО «ММК» Геннадием Сеничевым).
Мировые цены на продукцию цветной металлургии, несмотря на замедление темпов роста (алюминий — 7%, медь — 16%, никель — 13%, цинк — 22%), остаются на высоком уровне. Спрос на цветные металлы по-прежнему превышает предложение. Подъем мирового авиастроения положительно скажется на показателях экспорта ВСМПО-Ависма: титановый холдинг может увеличить поставки для Boeing и Airbus. В целом экспорт отрасли останется в 2005 году существенным, но из-за стабилизации цен и опережающего роста в нефтегазовой промышленности доля цветной металлургии в совокупном экспорте уральских предприятий грозит сократиться.
В прошлом сентябре произошло существенное для всей российской цветной металлургии событие: созданием управляющей структуры закончилось оформление Русской медной компании. Тем не менее в ближайшей перспективе этот холдинг на объемы экспорта Урала влиять не будет: 15-процентные экспортные пошлины — существенный барьер для вновь образованной компании. Кроме того, ее металлургический комплекс только начинает развиваться. Приоритетом для РМК пока является внутренний рынок потребления цветных металлов. Но он еще слишком узок, поэтому в целом российские производители вынуждены предпочитать экспорт.
Ситуация с экспортом продукции машиностроения на Урале во многом определяется контрактами Уралвагонзавода и УМПО. По словам заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий (неправительственного научно-исследовательского центра, специализирующегося на анализе ситуации в военно-промышленном комплексе России) Константина Макиенко, сейчас доля гражданской продукции в общем объеме производства Уралвагонзавода приближается к 90%. А основную роль в формировании экспортных доходов играет военная продукция. Закрепление на мировом рынке, в особенности европейском, — стратегическая цель компании. Но новых крупных контрактов на поставку вооружения завод не заключил. Значит, по итогам текущего года можно ожидать дальнейшего снижения экспорта.
УМПО в апреле прошлого года выиграло тендер на экспорт 180 реактивных двигателей в Индию на сумму более 200 млн долларов. Поставки должны начаться уже в этом году, что может отразиться на экспортной выручке-2005. Кроме того, в ближайшее время УМПО приступит к выпуску авиадвигателей для Су-35. Потенциальные покупатели — Китай, Индия, страны Африки.
Из-за эскалации цен на нефть, поднимается и стоимость нефтепродуктов: это благоприятно отразится на экспорте уральских компаний нефтехимической промышленности. На рынке калийных удобрений также ожидается рост. С учетом того, что уральские компании отрасли наращивают производственные мощности, а основная их продукция идет на внешние рынки, можно ожидать подъема экспортных доходов. Однако есть риск: расширение производства опережает рост потребления, это может негативно сказаться на динамике цен.
Итак, благоприятная конъюнктура продолжает бег, начатый два года назад. Правда, его темп падает. Предприятия региона пока имеют время и деньги, чтобы повысить конкурентоспособность товара на внешнем рынке. Уральский экспорт сохранит или чуть снизит динамику: его основа — продукция нефтегазовой промышленности — востребована. Однако ускоренный рост цен на продукцию ТЭК на фоне стабилизации по другим отраслям увеличит диспропорцию экспортной структуры. А это означает рост рисков, неизбежный при опоре экономики на единственную отрасль.
Дополнительные материалы:
Феномен глобального масштаба
Ирина Крючкова
Михаил Попов |
— Как вы оцениваете работу российской газовой отрасли в 2004 году?
— Итоги года для нее позитивны. Это обусловлено совокупностью ряда внешних и внутренних факторов: подъемом цен на энергоносители, вводом в эксплуатацию нескольких крупных месторождений, ростом добычи газа на новых промыслах. В целом по России добыча газа увеличилась на 2,1% до 633,5 млрд кубометров. При этом независимые производители показали более высокую динамику.
— Ваш прогноз цен на нефть?
— Мы не ожидаем существенного падения цен на международных рынках в 2006 году. Добывающие мощности практически всех государств-экспортеров работают на пределе, а спрос растет, особенно в странах Юго-Восточной Азии. Значит, цены останутся на достаточно высоком уровне. Это положительно скажется на бизнесе «Новатэка». В прогнозах внутренних цен на газ мы основываемся на концепции, изложенной в Энергетической стратегии России до 2020 года: по ней, внутренние цены будут постепенно увеличиваться до примерно 60 долларов к 2010 году.
— Какие тенденции работали на внешнем и внутреннем рынках в 2004 году?
— По данным независимых экспертов, потребление энергии в мире в 2004 году выросло на 4,3%. Это самый значительный подъем, а в объемных показателях — самый большой рост годового потребления энергии в мире с 1984 года. Быстро прогрессирующий спрос на все виды энергии стал причиной роста цен на рынке энергоносителей в 2004 году. Этот фактор российская нефтегазовая отрасль может использовать для накопления инвестиционного потенциала. А он необходим: мы видим постепенное истощение разрабатываемых месторождений и растущую капиталоемкость разработки новых промыслов.
Увеличение спроса на энергоносители — феномен глобального масштаба. Причины его — особенно высокая динамика Китая: за последние три года спрос на энергоносители в этой стране вырос на 65%, она потребляет 13,6% мировой энергии. В остальном мире потребление выросло на 2,8%, и это самый высокий показатель с 1996 года.
— Как меняется соотношение внутреннего и внешнего рынков в объеме реализации компании?
— В 2004 году ОАО «Новатэк» 100% добываемого газа поставляло потребителям в Российской Федерации. Самые крупные из них расположены в Уральском федеральном округе и Поволжье: это Челябинская, Тюменская, Курганская, Пермская, Самарская области, ряд других регионов. Жидкие углеводороды реализовывались как за рубежом, так и внутри России. С пуском Пуровского завода по переработке конденсата (в него вложено 6 млрд рублей) в июне 2005 года мы начали поставки стабильного газового конденсата собственного производства на экспорт.
— Какие события повлияли на отрасль и компанию в 2004 году?
— Для ОАО «Новатэк» год ознаменовался рядом существенных событий. Во-первых, компания начала поставки газа по регулируемым ценам потребителям в Тюменской и Курганской областях. Во-вторых, в результате проведенной реорганизации мы смогли консолидировать миноритарные пакеты в наших основных добывающих компаниях. Кроме того, акции «Новатэка» начали котироваться на российских фондовых биржах. Все это заложило прочный фундамент успешного размещения акций среди международных инвесторов в июле 2005 года.
Игра на опережение
Елена Орлова
Геннадий Сеничев |
— Геннадий Сергеевич, каким был 2004 год для Магнитогорского металлургического комбината?
— Магнитка произвела 11,3 млн тонн стали и выпустила 10,1 млн тонн металлопродукции, из них 50% отправлено на экспорт. Благоприятная конъюнктура мировых рынков позволила достичь максимальных за последние годы экономических результатов. Но опережающий рост цен на сырье для металлургического производства стал сдерживающим фактором и негативно повлиял на показатели компании.
— Как отразилось изменение мировой конъюнктуры на отрасли и компании?
— Развитие металлургии носит ярко выраженный цикличный характер. Со второго квартала текущего года произошло ухудшение конъюнктуры металлургических рынков. Следствием стало снижение цен на металлопродукцию и уменьшение объемов производства многих ведущих игроков. Наряду с высокими ценами на железорудное сырье и коксующийся уголь это вызвало падение прибыли и рентабельности производителей. Впрочем, на сегодняшний день ситуация стабилизировалась. Серьезного улучшения конъюнктуры мировых рынков черных металлов следует ожидать не ранее 2008 года.
— Каких результатов планируется достичь в ближайшей перспективе?
— У нас есть основания для оптимистичных прогнозов: в этом году мы запустили новое сортовое производство, в будущем — начнем замену последних мартеновских агрегатов на электропечи. Это позволит снизить себестоимость нашей продукции, повысить ее качество, расширить номенклатурный сортамент и нарастить прибыль. Поэтому, несмотря на ухудшение конъюнктуры, позиции комбината прочны. В ближайшие годы мы планируем выйти на уровень производства 13,5 млн тонн стали и 12 млн тонн готового металлопроката в год.
— Внутренний или внешний рынок для вас в приоритете?
— Мы всегда связывали перспективы развития с внутренним рынком. В 2004-м впервые вышли на уровень продаж в 5 млн тонн металлопродукции, в этом году планируем сохранить позиции, а с будущего намерены продавать на российском рынке не менее 5,5 млн тонн проката независимо от объемов производства и конъюнктуры.
Но внешний рынок тоже важен. Основные для нас потребители — Китай, страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: на них приходится около половины экспортных поставок. Наша стратегическая задача — сохранение долговременной конкурентоспособности на мировом рынке металлопроката.
— Какие инвестиционные проекты выполнены в прошлом году и что запланировано на текущий?
— Продолжилась реализация проекта коренной реконструкции сортопрокатного производства, который подразумевает полную замену старых станов. Уже введены в эксплуатацию два новых стана компании Danieli. Пуск третьего сортового стана запланирован на апрель 2006 года. В 2004 году завершены строительство агрегата нанесения полимерных покрытий и комплексная реконструкция листопрокатного цеха. Общий объем инвестиций в капитальное строительство за 2004-й превысил 10 млрд рублей. В этом году планируется вложить более 14 млрд рублей. Реконструкция и модернизация производства на 80% финансируются за счет прибыли предприятия