Опыт соседей по лагерю
Арпад Секей |
— Г-н Секей, каковы ваши первые впечатления от посещения региона?
— У вас очень динамичный рост по сравнению с Западной Европой (там он в рамках погрешности, 1 — 2%), да и по сравнению с нами (4%). Но вам нужно следить за тем, чтобы рост был пропорциональным.
— В чем вы видите диспропорции?
— Прежде всего в субсидировании тарифов для населения. Эта проблема характерна не только для России, мы тоже не решили ее до конца в области поставок газа. В первичном энергетическом балансе Венгрии газ занимает более 45% — это почти самая высокая доля в мире. Все венгерские правительства, невзирая на состав и политическую ориентацию, поощряли развитие сетей природного газа. В итоге сегодня 75% домашних хозяйств отапливаются газом. Такого нет даже в таких странах, как Нидерланды, которые полностью покрывают свои потребности в газе. А у нас собственного газа уже не хватает.
Мы, как и Россия, прошли тяжелый путь трансформации нашей экономики, и многие наши проблемы схожи. Но есть направления, где мы за время реформ добились больших успехов: это водоснабжение, энергосбережение, муниципальное управление. С учетом этого опыта наши специалисты могут оказаться для России полезнее, чем, например, американцы.
— Каковы сегодня основные направления экономического сотрудничества между нашими странами?
— Венгерский бизнес присутствует в России давно. Компания MOL вложила в месторождение в Ханты-Мансийском автономном округе уже около 250 млн долларов. Фармацевтические фирмы Gedeon Richter и Egis инвестировали в дистрибьюторскую сеть и производство по России более 100 млн долларов. В этом году произошел прорыв в финансовой сфере: венгерский банк OTP приобрел за полмиллиарда долларов российский Инвест-сбербанк. Интерес к работе в крупнейших российских городах, в том числе и Екатеринбурге, проявляет одна из крупнейших девелоперских компаний Венгрии.
Этим возможности нашего сотрудничества не исчерпываются. Есть другие направления. Например, сельское хозяйство: Венгрия еще в советское время была известна своими специалистами в этой области, мы можем культивировать такие сорта кукурузы, пшеницы, которые даже в ваших условиях дадут хороший урожай. Или медицина: в Челябинске планируется построить совместное предприятие по производству вакцины от птичьего гриппа. Переговоры на этот счет сейчас идут между Челябинской областью и венгерским министерством здравоохранения.
С нашей стороны в проекте участвует компания Servolab. Общий объем необходимых инвестиций мы оцениваем в 30 млн долларов.
— Нормальное сотрудничество невозможно без коммуникаций. Вернется ли в наш регион авиакомпания Malev?
— Сейчас как раз идет процесс приватизации Malev. Один из претендентов, кстати, — российская авиакомпания Krasair. Но независимо от того, кто выиграет тендер, восточное направление станет одним из приоритетных. В Западной Европе открывать новые рейсы практически невозможно, там воздушное пространство в буквальном смысле забито. Развиваться там можно только путем увеличения заполняемости рейсов.
До сих пор Malev не был активен на восточном направлении. Вот пример: по моим сведениям, Чешские авиалинии летают в Россию 38-ю рейсами в неделю, тогда как наш оператор всего семь раз. Такая частота полетов не соответствует уровню наших экономических отношений, подобно узкому горлышку она препятствует развитию наших двусторонних связей.
Благодарим министерство внешнеэкономических связей Свердловской области за организацию интервью.