Взаимное притяжение
Екатеринбург быстрыми темпами завоевывает имидж центра деловой активности Урала.
Аугустин Чисар Фото: Андрей Порубов |
С открытием головных офисов, территориальных штабквартир частных, государственных, иностранных компаний, финансовых структур сюда переносятся и центры принятия деловых решений. В целом для региона — чрезвычайно благоприятная тенденция, так как вместе с офисами и работающими в них менеджерами на Урал перетекает часть добавленной стоимости.
Одним из важнейших факторов, стимулирующих эту тенденцию, является развитие на Среднем Урале консульской инфраструктуры. Открытием иностранных дипмиссий на протяжении двух с лишним лет целенаправленно и последовательно занимается министр внешнеэкономических связей Свердловской области Виктор Кокшаров. 42летний чиновник нового поколения, свободно владеющий английским и немецким языками и деловым протоколом, убежден: именно консульская инфраструктура позволяет региону делать качественные скачки в развитии. Благодаря наличию дипмиссий снижаются издержки российского бизнеса на установление международных контактов, растет бизнестуризм, который, будучи подкреплен ростом выездного туризма, ведет к открытию новых прямых авиарейсов, приходу международных авиаперевозчиков, еще больше снижающих затраты предпринимательства. В итоге Екатеринбург стал самым крупным после Москвы и СанктПетербурга городом по количеству дипломатических миссий. В этом году к уже работающим генконсульствам США, Великобритании, Чехии, Киргизии, консульству Болгарии и торгпредству Украины добавились генконсульство Германии, торгпредство Венгрии, почетные консульства Австрии и Армении. В будущем году (соответствующие решения уже приняты) заработают генконсульства Китая, Франции, Вьетнама и Азербайджана, а также торгпредство Дании и Нидерландов. Последним государством в уходящем году, решившим также открыть консульство в Екатеринбурге, стала Словакия.
Об интересе к региону рассказывает Чрезвычайный и Полномочный посол Словакии в России Аугустин Чисар, в декабре посетивший Свердловскую область.
Виктор Кокшаров Фото: Андрей Порубов |
— Последний раз я был на Урале в 1979 году. Тогда на месте ХраманаКрови стояла деревянная церквушка. Это был сильный регион с точки зрения оборонки и науки. В 1993 году, когда в странах Восточной Европы была неразбериха, я тоже наблюдал за тем, что здесь происходило: фабрики не имели возможности реализовать продукцию. Сейчас область сильно изменилась — мы часто слышим про ее успехи, здесь сосредоточены большие промышленные мощности. Отдельно о культуре: у нас даже маленькие дети знают сказку «Малахитовая шкатулка». Я читал сказы Бажова в восемь лет.
— Что вы хотите предложить Среднему Уралу?
— У нас много интересных курортов: лечебных, лыжных, рядом с которыми соседствуют горячие источники. Вот представьте себе — днем катаетесь на лыжах, а вечером под звездами купаетесь в 40градусных источниках (мечтательно закатывает глаза). Мы можем предложить даже охотничьи туры, хотя я лично не люблю уничтожать флору и фауну.
— Сейчас в Братиславу можно долететь только через Москву. Планируете ли вы открыть авиасообщение с Екатеринбургом?
— Из Москвы самолет к нам летает пять раз в неделю. Все зависит от потока туристов. Например, из СанктПетербурга в этом году было организовано 14 чартерных рейсов в Словакию. В день посольство Словакии выдает до 700 виз. Маршрут из Екатеринбурга будет успешен, пока Словакия не войдет в Шенгенскую зону, а когда мы будем в Шенгене (с 2008 года), многим выгоднее будет летать в Австрию, а оттуда добираться до Братиславы, это всего 50 км.
— В 2004 году Словакия вступила в Евросоюз. Как это повлияло на темпы развития вашей страны?
— Боитесь ВТО (смеется). Уже третий год пошел, как мы в ЕС. В 2009 году войдем в еврозону. Многое улучшилось. Появилась возможность свободного передвижения: на заработки в другие страны поехала наша молодежь. Сейчас словаки хорошо зарабатывают в Англии, Ирландии, Германии, Австрии. Дети могут учиться за границей без особых проблем.
— А минусы есть от вступления в ЕС?
— Пусть они лучше говорят про минусы (улыбается и показывает на подчиненных). Если серьезно, то проблемы есть. Например, раньше мы сами решали, сколько и какой продукции нам производить, а теперь это делает ЕС. Введены квоты для производства. Одно время у нас была высокая безработица. Сейчас безработица на уровне 12%. Это стандарт для ЕС. В России эти показатели гораздо лучше. Но такого, как у вас, когда в одном отделе магазина сидят пять продавщиц и ничего не делают, у нас быть не может. В Словакии эту работу будет выполнять один человек. Но в остальном у наших стран много общего. Мы очень долго дружим и будем дружить в рамках ЕС.