В еде — наша сила

В еде — наша сила

Внутреннему рынку зерна нужна новая модель ценообразования, способная обеспечить не только простое воспроизводство, но и позволить сельхозпроизводителям расширять бизнес, переходить к грамотным технологиям управления, а стране — увеличивать базу производства продовольствия.

1 Международный аграрный форум «Инновации в агробизнесе (растениеводство)» прошел 31 июля — 1 августа в Тюмени. Инициировали и провели его группа компаний «Агро-Интел» (Россия) и международная корпорация «Смоленцев и Партнеры» (Канада) при поддержке Канадской деловой ассоциации в России и Евразии (CERBA), а также руководства Тюменской области и Тюменской областной думы.

Организаторы надеются, что форум будет ежегодным. О необходимости такой коммуникационной площадки говорил и агробизнес, и работающие с ним консультационные, финансовые, инвестиционные, страховые компании, производители сельскохозяйственной техники, селекционеры, операторы зернового рынка. Тюмень выбрана местом проведения мероприятия потому, что в регионе отмечается высокая активность АПК, а в райцентре Заводоуковский, где прошел второй день мероприятия, действует целый конгломерат инновационных растениеводческих компаний.

Несмотря на громко заявленный формат, состав участников был тематически сужен. Это позволило сосредоточиться на обсуждении вопросов государственного регулирования рынка растениеводства; анализе развития мирового и российского рынков зерна, переработки зерновых и бобовых культур; обеспечении сельскохозяйственного производства качественными семенами; перспективах сотрудничества и кооперации производителей сельскохозяйственной продукции России, Канады, Белоруссии, Украины, Казахстана; управленииагробизнесом; обмене инновационным опытом.

Что с зерном

Прежде всего форум развеял миф о том, что с едой плохо, поэтому продукты дорожают. Президент российского зернового союза Аркадий Злочевский пояснил: ресурсов достаточно, а 80 млн человек на планете голодает потому, что у них нет средств заплатить за продовольствие. По прогнозу, производство зерновых в 2008 — 2009 годах в мире достигнет 1,7 млрд тонн, что равно потреблению. Критическая ситуация прошлого сезона, когда спрос на пшеницу превышал предложение, преодолена: ряд стран активно наращивает производство зерна, цены пошли вниз.

С мирового рынка ушел один из крупнейших потребителей — Индия: здесь собран огромный урожай.
Россия экспортировала в прошлом году рекордное количество зерна (13,5 млн тонн), вошла в пятерку крупнейших мировых производителей. Отечественная пшеница конкурентоспособна на мировых рынках в основном изза низкой цены, обусловленной высокими рисками обеспечения контрактов. Риски во многом вызваны инфраструктурными проблемами: нехваткой элеваторов, портов, вагонов (в обороте под зерном их всего 12,5 тысячи). Они и в этом сезоне будут оказывать самое большое влияние на ценообразование.

Поскольку в этом году предполагается к вывозу уже 18 млн тонн, пресс хорошего урожая (по предварительным оценкам, Россия соберет не прогнозировавшиеся 85, а более 95 млн тонн зерна) будет еще сильнее давить на инфраструктуру. «Не экспортировать зерно нельзя, — утверждает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. — Сейчас мы полностью закрываем потребности внутреннего рынка, излишки пшеницы оцениваются на грядущий сезон в 15 — 20 млн тонн. Если они останутся на внутреннем рынке, цены будут падать, а производители — разоряться». Поэтому в нынешнем сезоне возрастает роль государства в ценообразовании: экспортные возможности игроков будут зависеть от наращивания госзапасов — объемов закупок в интервенционный зерновой фонд. Ту часть зерна, которую не закупит государство, придется везти за рубеж. 

Что с ценами

На форуме говорили, что до сих пор правительство пользуется неэффективной моделью ценорегулирования. Изъян ее в том, что она не способствует расширенному воспроизводству в АПК, увеличению посевных площадей (на 25 млн га). Фактически пшеница третьего класса закупается даже на 300 — 400 рублей за тонну дешевле интервенционных цен, и без того, как правило, низких и не влияющих на рынок. А главное, эта модель совершенно не обеспечивает очевидную необходимость — производить как можно больше продовольствия, чтобы увеличивать влияние России на мировую политику. Между тем продовольственный рынок, как и рынок энергетики, становится все более политизированным, то есть превращается в фактор влияния на политические процессы.

— Это наш российский потенциал, — подчеркнул Аркадий Злочевский, — мы предусматриваем реализацию этой задачи в русле стратегии развития до 2020 года, которая сейчас разрабатывается Минэкономики РФ. Чтобы воплотить ее в жизнь, зерновой союз выдвигает свои требования правительству. Во-­первых, нужен национальный проект по растениеводству, который будет также масштабно и комплексно стимулироваться, как сегодня животноводство. Во­вторых, нужны определенные правительством критерии доступа к бюджетным средствам, чтобы обеспечить высокий уровень технологий производства в АПК. Надо стимулировать самое эффективное производство, формировать такое соотношение себестоимости продукции и продажной цены, которое обеспечит не только простое воспроизводство, но и развитие отрасли.

Рентабельность для простого воспроизводства в растениеводстве составляет сегодня 40%. Для расширенного воспроизводства, увеличения площадей посевов и улучшения показателей урожайности аграриям надо иметь рентабельность 70%. Этот коридор на форуме предложили застолбить в нормативной базе, тогда никаких проблем со сбытом продукции не будет.

Камень в огород

Не менее рыночной конъюнктуры волновала участников форума и проблема управляемости в АПК. Крупный бизнес, лет шесть уже инвестирующий в село значительные средства, убедился: мало создавать огромные холдинги, скупать под них земли и напичкивать импортной техникой. Большинство холдингов в России сегодня — это набор бывших колхозов и совхозов с прежней инфраструктурой и технологией производства. В таком виде они не способны обеспечить эффективный возврат вложенных средств. Компании с наделами более 10 тыс. га оказываются неуправляемы. Поэтому многие инвесторы пересматривают бизнес-схемы. Два года назад занялась этим и группа компаний «Агро Интел», сумевшая затем увеличить товарооборот более чем в два раза. Производство зерна на одного работника в компании составляет 800 тонн в год, в то время как в среднем по Тюменской области — 168 тонн. Участники форума рассмотрели в качестве образчика ее инновационный опыт внедрения новых технологий управления. (В одном из ближайших номеров «ЭУ» намерен рассказать в деталях, как именно «Агро Интел» сумел выйти на новый уровень ведения бизнеса.)

Как отметил академик МАИ, председатель совета директоров МК «Смоленцев и Партнеры» Константин Смоленцев, проблема управляемости в АПК трудно разрешима изза кадрового голода в агросекторе: не хватает руководителей, способных наладить технологии управления, обеспечить качественный рывок. И, судя по всему, кадровый кризис, если ему не найти кардинальное разрешение, будет нарастать: 95% выпускников вузов не идут работать в АПК, да и само сельскохозяйственное образование застряло где­то на уровне начала 90х. Западный агросектор с тех пор ушел далеко вперед

Таблица. Баланс  зерна в России в 2008-2009 годах ( прогноз), млн тонн 

 По данным  Министерства сельского хозяйства РФПо данным  Российского зернового союза
Запасы на начало года11,410,4
Производство8595,1
Внутреннее потребление70                                       67-70
Экспорт1518
   
Источник: Российский зерновой союз 

 

Материалы по теме

Птичьи бега

Предлагают торопиться

На них пахать надо

Надувные шторы для коровника

Переписная кампанейщина

Против ветра