Капитализация инициативы

Капитализация инициативы Пермская ТПП создает проекты, которые становятся лучшими региональными практиками и тиражируются по всей стране

5 июня в Перми открылся Единый центр сопровождения контрактной системы. Проект создан при участии правительства Пермского края, Банка Москвы, Торгово-промышленной палаты РФ, Пермской торгово-промышленной палаты и Единой электронной торговой площадки. Предпринимателям помогают разобраться в нюансах контрактной системы в сфере закупок, решить технические вопросы включения в систему электронных торгов, а при необходимости - получить банковские гарантии для участия в них. Пермь стала первым городом в России, где появилась такая площадка. Первый заместитель президента-председателя правления Банка Москвы Александр Ястриб говорит, что эксперимент состоялся благодаря инициативе Пермской ТПП. До конца 2014 года аналогичные центры будут открыты в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Красноярске, Хабаровске и Московской области.

Это не первый случай, когда проекты Пермской ТПП выходят на федеральный уровень. Еще один показательный пример - развитие дуального образования как решение кадровой проблемы для промышленности (см.здесь).

Вместе с президентом ПТПП Маратом Биматовым мы анализируем опыт торгово-промышленных палат и рассуждаем о том, что должна делать такая организация, чтобы стать еще полезнее для бизнеса.

Подобрать ключ

Марат Биматов- Почему вы решили, что подготовка рабочих кадров для промышленности - это задача палаты?

- В 2012 году мы организовали деловую миссию в город-побратим Перми Дуйсбург (земля Северный Рейн - Вестфалия), где очень предметно познакомились с деятельностью ТПП Нижнего Рейна. Оказывается, в Германии основная функция палат - координация подготовки кадров: ТПП отбирает молодежь, проводит экзамены, составляет программы и так далее. И мы поняли, что в этом действительно есть смысл, потому что от качества персонала зависит очень многое. Вернувшись домой, провели массу консультаций и решили сделать это направление в 2012 году одним из приоритетных. Так появился проект «Рабочие кадры под ключ». Мы провели анализ потребности в кадрах предприятий края, сформировали консолидированный заказ, определили приоритетные отрасли, а главное - стали искать модели взаимодействия бизнеса и системы образования.

Компании не только начали участвовать в анализе потребностей в рабочих специальностях, но и предоставлять оборудование, корректировать образовательные программы для обучающихся в системе среднего профессионального образования. Благодаря содействию Фонда поддержки торгово-промышленных палат мы начали тиражировать этот опыт для использования ТПП России. Затем проект получил одобрение наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) под председательством Владимира Путина и был рекомендован субъектам Российской Федерации как лучшая региональная практика. В дальнейшем АСИ разработало проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», а министерство образования и науки Российской Федерации приняло программу «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов» на 2014 - 2019 годы. Обе программы предполагают отбор регионов на конкурсной основе, и в обоих случаях Пермский край победил.

- Есть уже какой-то практический результат этой работы для бизнеса?

- У бизнеса появилась заинтересованность. Предприятия машиностроительной отрасли, например, начали конкурировать за право закрепления у себя обучающихся по нужным им профессиям. Да и количество предприятий-участников проекта растет. На первых этапах было 22 компании, сейчас уже 206; 850 компаний региона предоставили данные о перспективной потребности в кадрах. Это очень важно. Вовлекая в этот процесс бизнес, мы увеличиваем долю практики в программах, что позволяет выпускать более качественные и подготовленные кадры. Да, примеры, когда отдельные компании самостоятельно готовят персонал для себя, есть, и это хорошо. Но не все могут себе это позволить. Для Пермского края участие во всех экспериментах будет иметь большое значение с точки зрения привлечения финансирования. Например, победа в конкурсе министерства образования и науки, о котором я только что говорил, позволит привлечь в Пермский край 1 млрд рублей на развитие профессионального образования. Значит, бизнес будет иметь более квалифицированные кадры, не отвлекая на это свои ресурсы.

Только важное

- Марат Рамилевич, система торгово-промышленных палат в России существует давно, но сказать, что она стала реальным помощником для массы предпринимателей, как это происходит в Европе, нельзя. Почему?

- Начнем с того, что в Европе система ТПП существует более 200 лет, наша - чуть более 20. Но, уверяю вас, мы очень быстро учимся. ТПП начала активно менять модели и принципы работы примерно года три назад, результаты уже есть. Слоган Пермской ТПП - «Все, что важно для бизнеса». Это не просто слова, это критерий, по которому мы отбираем направления работы. Наша задача - помочь бизнесу там, где у него не хватает ресурсов, времени, квалификации. Функционал постоянно дополняется в зависимости от развития ситуации в экономике, политике, от запросов самого предпринимательства. Начинали мы с создания системы консультационных услуг, которые дополнились такими актуальными направлениями, как оспаривание кадастровой стоимости земель, повышение квалификации в сфере закупок, подготовка кадров.

- А как же лоббирование интересов бизнеса во власти? Это в России самая распространенная функция любых предпринимательских объединений.

- Мы свою функцию видим не в лоббировании чьих-то интересов, а в выстраивании системы взаимодействия с властью. Это не цель, а инструмент. Эта функция реализуется через заключение соглашений, которые постоянно актуализируются. Взять, например, такое направление, как поиск новых рынков сбыта. Как известно, в большинстве региональных администраций есть специальные службы, которые формируют график торгово-экономических миссий. Пермская ТПП предложила правительству действовать совместно. Мы на основе пожеланий и мнений предпринимателей формируем план поездок, отбираем интересные для бизнеса страны, собираем делегации, в том числе и с участием органов власти с обеих сторон. Тем самым вместе мы продвигаем бизнес и регион, делаем проще прямое взаимодействие бизнеса и власти. И это приносит результаты. В 2012 году мы организовали девять миссий, в 2013-м - 28, а за шесть месяцев этого года уже проведены 12 торгово-экономических миссий, в том числе с участием губернатора края Виктора Басаргина, который возглавил делегацию в Германию. Число участников миссий выросло в два с половиной раза. Выстраивание такого взаимодействия касается не только власти, мы вообще стремимся консолидировать усилия разных организаций. Например, в поисках новых рынков сбыта для предпринимателей мы задействовали возможности Евроинфокорреспондентского центра (ЕИКЦ; Пермский край), сформировав вместе с ним проект под названием «Green-карта». Это один из немногих случаев, когда ЕИКЦ располагается на площадке ТПП, что значительно расширяет возможности для предпринимателей. Услугами ЕИКЦ уже воспользовались более 500 региональных компаний, информация о пермских компаниях предоставлена по запросам почти 1400 российских и зарубежных фирм. Еще одним примером консолидации общих усилий является проект площадки, на которой палата помогает тем, кто хочет участвовать в госзакупках.

- Почему палата взялась за это направление?

- Мы видим, что и заказчики, и исполнители госзакупок испытывают объективные сложности: законодательство постоянно меняется, а инфраструктуры поддержки нет. Малый бизнес, который хотел бы предложить свои товары и услуги, начинает с того, что пользуется электронными роботами, и по ключевым словам находит то, что его интересует. А потом появляется масса вопросов юридического характера, взаимоотношений с ФАС и так далее. Ведь ответственность за исполнение контракта серьезная. Поэтому мы еще в 2012 году начали проводить обучающие семинары, сначала для чиновников, потому что им в первую очередь надо было разобраться в новой системе, а потом сделали бесплатные курсы для предпринимателей. Долгое время мы были единственной палатой в системе ТПП РФ, предоставляющей полный комплекс услуг по сопровождению госзакупок, в результате наш опыт оценили коллеги: президиум правления ТПП РФ в прошлом году принял решение о создании на базе Пермской ТПП методологического межрегионального центра развития системы закупок. На проект обратил внимание Банк Москвы, который и предложил нам объединить усилия.

- В чем актуальность площадки?

- В Пермском крае 4 тыс. бюджетных учреждений, которые закупают разного рода продукцию и услуги. Сейчас всего лишь 2500 частых фирм принимают участие в торгах. Мы считаем, что их должно быть значительно больше, это создаст здоровую конкуренцию, а потребитель получит адекватную услугу. Но пока предприниматели боятся участвовать. Мы пытаемся убедить их, что это их рынок, помогаем им готовить конкурсную документацию, чтобы не отклонили по формальному признаку, обращения в ФАС. По нашим подсчетам уже 25% от общего числа компаний в крае, которые должны применять закон 223-ФЗ, воспользовались информационной помощью палаты. Объем госзакупок в Пермском крае достигает 50 млрд рублей, эти средства могут стать надежным источником развития для малого и среднего бизнеса.

История своими руками

- Почему многие идеи ПТПП становятся стартом для масштабных федеральных проектов?

- Я считаю, основное - это команда, нацеленная на лидерство. Второе - проектная работа с внятными достижимыми целями. Третье - поддержка власти. Все-таки для решения задач, которые мы ставим, нужна воля первого лица региона. Мы получаем полную поддержку губернатора края Виктора Басаргина.

- А в чем ваша мотивация быть первыми?

- В системе ТПП тоже есть конкуренция. Среди 178 палат в России мы занимаем первое место по содействию бизнесу в организации электронных торгов, второе - по защите интеллектуальной собственности, третье - оценочной деятельности, четвертое - по организации деловых миссий. То есть по основным видам деятельности, по которым соревнуются палаты, мы уже лидеры. Кто-то мог бы успокоиться, но коллектив нашей команды не таков. У нас 82 сотрудника, каждый из которых знает, что любая инициатива, направленная на получение результатов по ключевым нашим направлениям, поддерживается. Можно сидеть и ждать, когда тебе дадут готовую историю, а можно сделать эту историю самим. Для нас важно самим определять приоритеты и те проекты, которые в конечном итоге поднимают авторитет палаты. Не скрою, это позволяет нам больше зарабатывать. Палата - это некоммерческая организация, деятельность которой осуществляется за счет доходов от услуг и членских взносов. Но членские взносы составляют всего 7% от доходов палаты, они идут в основном на оказание бесплатных услуг для бизнеса. Поэтому у нас есть стимул придумать идеи и проекты, которые действительно нужны предпринимателям.

- А сами предприниматели готовы участвовать в работе палаты, как в той же Германии?

- Это зависит от стадии развития как общества, так и отдельных бизнесов. Есть предприниматели, которые начинают мыслить широко. Таким мы предлагаем создавать рабочие группы и двигать свою идею дальше. Не так давно, например, к нам обратился бизнесмен, который сам предложил создать рабочую группу по развитию медицинских услуг. Есть такой формат, как клубы. Например, в 2013 году появился клуб активных участников бизнес-миссий «Green-карта» и экспертный HR-совет, в который входят руководители кадровых служб предприятий региона. Оба определились с направлениями, думаю, эффект будет.

- В стране немало общественных организаций предпринимателей, но, на наш взгляд, особым доверием у массы предпринимателей в регионах они не пользуются. На ваш взгляд, в чем причина?

- В России ряд объединений создавались не снизу, а по инициативе власти. А власть преследует определенные цели, что в общем логично. Для нее нужен четкий и понятный канал взаимодействия с аудиторией. Конечно, есть объединения, которые появляются снизу. Как правило, это происходит тогда, когда есть общая беда, когда конкуренты дружат против кого-то. Но это кратко­срочная задача: решили и разбежались. Нет инициативы снизу, которая была бы нацелена на решение долговременных задач. Я уверен, что это дело времени и истории: наш бизнес растет быстро.

- А как вы сами оцениваете собственный рост, что для палаты важно в итоге?

- У нас есть несколько формальных KPI, но, наверное, главное - это количество компаний, которые принимают решение стать членами палаты. За три года это решение приняли 400 руководителей и сейчас 952 предприятия видят потребность участвовать в работе ПТПП. Двукратный рост членской базы - лучшее доказательство востребованности пермской палаты у бизнеса.