Продовольственная небезопасность
Истек срок соглашения между Минсельхозом РФ, крупнейшими российскими поставщиками и ритейлерами о «заморозке» цен на основные продукты питания. Мораторий действовал с октября прошлого года до 30 апреля. 1 мая продления не последовало.
О результатах действия соглашения, специфике ценообразования и продолжающемся росте цен на продовольственные товары рассказывает исполнительный директор некоммерческого партнерства «Альянс» Алексей Подоляко.
— Насколько результативным оказалось соглашение?
— Оно, скорее, было необходимо, чтобы снять социальную напряженность. Экономического смысла в нем немного.
И переработчики, и оптовики, и ритейлеры, конечно, понесли потери. Но для них это некритично: за счет повышения стоимости товаров премиум-класса где-то удалось компенсировать убытки. Если что и получилось за счет фиксирования торговых надбавок, так это немного сдерживать цены на продукты первой необходимости.
— Но почему молоко, хлеб и сыр продолжали дорожать?
— Ни министерству экономического развития и торговли РФ, ни Минсельхозу не удалось сделать главное: стабилизировать и удержать цены на сырье. Представьте, что стоимость товара — это десятиэтажный дом, в котором торговля и переработка — только последние этажи. В основе же его цены на сырье. По нашим подсчетам, стоимость зерна на Урале и по стране в целом с октября по март выросла на 68 — 70%, на молоко — почти на 50%.
— На ваш взгляд, какие механизмы позволили бы удержать рост цен на продукты в рамках запланированной инфляции?
— Нужно, во-первых, развивать собственную сырьевую базу. Это позволит в меньшей степени зависеть от внешних рынков и прогнозировать возможное повышение цен. А во-вторых, необходимо государственное регулирование тарифной политики естественных монополий, которого пока нет. Приведу пример: в прошлом году цены на энергоносители для предприятий и услуги ЖКХ выросли почти на 30%, на электричество — более чем на 20%, на дизельное топливо — на 26%. Но и СМИ, и граждане до сих пор не обращают на это внимания. Они связывают рост цен на продукты исключительно с накруткой конечных продавцов — оптовиков и розницы.
Екатеринбург