Прометей поникший
Игорь Заводовский |
Неведома зверушка
Совладелец «Малышева, 73» Игорь Заводовский утверждает: «Мы как основные арендаторы планируем расширить площади торгового центра, часть площадей которого арендует „Купец“, с 20 до 50 тыс. кв. метров. В связи с этим думаем произвести ребрэндинг всего ТЦ (сейчас он носит название „Купец“. — Ред.). Но переговоры с „Купцом“ на эту тему зашли в тупик. И мы решили приостановить работу медиамаркета „Сфера“ и строительство комплекса на улице Малышева, 127, где „Купец“ собирается открыть магазин и фаст-фуд. Формальные причины остановки объектов — недолжным образом оформленные договоры аренды». Экс-гендиректор «Купца», ныне депутат екатеринбургской гордумы Олег Хабибуллин и вовсе теряется в догадках (см. интервью). Истинная причина конфликта носит политический характер — на этом настаивают коллеги Хабибуллина по союзу участников потребительского рынка (СУПР) «Альянс» (см. интервью с Алексеем Подоляко). Дело в том, что Олег Хабибуллин пытался внести в новую редакцию устава Екатеринбурга ряд изменений, расширяющих полномочия городской думы и ограничивающих главу города. Его предложения оказались не по вкусу мэрии, и она якобы использовала «Малышева, 73» как инструмент давления на депутата.
Несмотря на то, что Хабибуллину удалось-таки провести в устав принципиальную поправку, по которой одно лицо не может избираться главой города более двух раз подряд, по мнению депутата Госдумы Евгения Ройзмана, конфликт породил крайне опасный прецедент: «Тунгусов (Владимир Тунгусов, вице-мэр по идеологии. — Ред.) держит всех предпринимателей города за быдло. И, видимо, имеет для этого все основания. Если бы Хабибуллин сумел выстоять, он бы показал, что сопротивляться можно. Но он продемонстрировал: сопротивление бесполезно. Нужно создать прецедент сопротивления. И тогда появится уверенность, что не всех можно подавить».
В настоящее время конфликтующие стороны конкретизируют условия дальнейшего сотрудничества и собираются закрепить их юридически. А мы подводим первые неутешительные итоги.
Не уверен — не обгоняй
Первое. Если правы Ройзман и Подоляко, то, невзирая на резкую отповедь «замкнутой и надменной касте чиновников» в последнем послании президента Федеральному собранию, бессменная бюрократия, похоже, игнорирует призывы главы государства к «либерализации предпринимательского пространства» (там же).
Второе. Несмотря на указания президента поддерживать малый и средний бизнес, некоторые федеральные чиновники демонстрируют «нежелание госаппарата слышать запросы людей» (там же): со стороны президентского полпредства в УрФО на обращение СУПР «Альянс» с просьбой вмешаться в конфликт реакции не последовало.
Третье. Отсутствие независимых, объективных и эффективных судов вынуждает предпринимательство «договариваться» с бюрократией, как правило, на заведомо невыгодных условиях. Невыгодных — потому что, бросаясь в водоворот политических дискуссий, бизнес (как раз из-за закоренелой привычки договариваться) не удосуживается прикрывать хозяйственные риски.
Четвертое. Разговоры о консолидации бизнеса остаются разговорами. Доказательство тому — пресс-конференция в поддержку Олега Хабибуллина, на которой присутствовали лишь Алексей Подоляко и Евгений Ройзман. Ни Игорь Ковпак, глава торговой сети «Кировский», ни Рафаэль Шихов, генеральный директор сети «Кардинал», несмотря на анонсированное участие, не приехали. Да и сам Хабибуллин, по большому счету, «подставил» «Альянс», председателем президиума которого является. Так что на намерениях Олега Вахалиевича сколотить в гордуме «блок разумных и эффективных хозяйственников» (см. «Э-У» 12 от 28.03.05) пока можно поставить крест.
Дополнительные материалы:
Это не я, это они
Олег Хабибуллин не может разобраться в истинных причинах конфликта
— Олег Вахалиевич, каковы истинные причины конфликта с «Малышева, 73»?
— Даже сегодня это трудно сказать. То, что говорил Игорь Заводовский в самом начале конфликта — якобы неправильно заключен договор аренды, — абсолютно надумано. Возможно, «Малышева, 73», предъявляя нам претензии, преследовало еще и какие-то политические цели. Но в открытой форме нам никаких политических условий не ставилось.
— Но ваши коллеги из СУПР «Альянс» настаивали на том, что возникновение конфликта по политическим причинам — единственно правдоподобная версия.
— Предприниматели из СУПР «Альянс» сами проявили инициативу выступить и во всеуслышание заявить, что на меня как депутата гордумы оказывается давление со стороны администрации Екатеринбурга. Лично я под этим обращением не подписывался. Понятно, я его читал. Но у меня нет четкой уверенности, что это был исключительно политический конфликт.
— В таком случае ваши коллеги просто оклеветали мэрию, так и не доказав ее явной причастности к конфликту.
— Я бы не стал рассматривать их заявление как дискредитацию администрации Екатеринбурга. По некоторым данным, можно предположить: в конфликте есть и политическая составляющая. Например, совпадение почти день в день даты обсуждения на думе поправок к уставу и закрытия медиамаркета «Сфера» (магазина, подконтрольного ТС «Купец». — Ред.).
— Вы ощущаете себя проигравшим?
— Конфликт выявил наши слабые стороны. Но я не расцениваю исход конфликта как поражение. Скорее, я получил дополнительный опыт в политике.
Подготовил Евгений Сеньшин