Лечиться надо
В первом квартале страховой рынок переживает традиционный спад. Единственным ресурсом роста выступает добровольное медицинское страхование
По итогам I квартала 2008 года страховой рынок Урала и Западной Сибири увеличился на 20%, в абсолютном значении сборы страховой премии составили 20,5 млрд рублей. Сумма возмещения в регионе растет все быстрее (темп — более 39%), всего за первые три месяца года страховщики заплатили 7,4 млрд рублей.
Наибольшую динамику показали компании, работающие в Пермском крае: прирост сборов премии превысил 51%, в натуральном выражении собрано 2,2 млрд рублей. Две территории — Свердловская область и Башкирия — существенно отстают (в среднем 3 — 4%): причина в том, что несколько кэптивных компаний в 2007 году заключили большие договоры по страхованию крупных имущественных комплексов, а в 2008-м подобных сделок не произошло.
ОСАГО сдало позиции
При более детальном изучении отдельных видов страхования мы получили следующую картину. Сегмент страхования жизни замер: по сравнению с прошлым годом сборы сократились на 2% (в целом по России — на 16%). После очистки рынка от схемного страхования, инициированной Федеральной службой страхового надзора, компании столкнулись с естественным барьером: кто хотел застраховать жизнь, это уже сделал, а для вовлечения новых клиентов у регионалов не хватает квалифицированных кадров и опыта. Возможно, в ближайшее время этот пробел восполнят иностранные страховщики, которые уже начали заходить на уральский рынок: «Авива», ЭРГО, «Сожекап Страхование Жизни» и другие.
Рынок личного страхования в регионе увеличился на 20%, что соответствует общероссийским темпам. В стоимостном выражении сборы премии превысили 8,4 млрд рублей, наилучшие результаты показали компании, работающие в Тюменской, Свердловской и Челябинской областях.
Имущественное страхование в регионе приросло на 22%, что всего на 1% больше, чем в целом по России. Среди заметных тенденций отметим существенное увеличение выплат: в I квартале 2005 года — 18,9%, в 2006 году — 26,2%, в 2007-м — 23,9%, а в I квартале 2008-го — уже 36,5%. Таким образом, можно констатировать: во-первых, страхование все чаще выполняет главную функцию — компенсирование убытков при неблагоприятных ситуациях; во-вторых, сокращается количество «карманных» страховщиков, пропускающих через себя денежные потоки клиентов (у таких компаний выплаты по большей части отсутствовали).
Максимальный рост сборов пришелся на страхование ответственности, но при этом вклад этих видов в общей структуре сборов остался минимальным. За квартал собрано всего около 413 млн рублей, что явно не соответствует возможностям и потребностям рынка.
Рынок ОСАГО претерпевает внутренние трансформации. Сборы увеличились на 16,6%, наиболее значительный результат продемонстрировала Челябинская область — 55%. Однако, как мы уже не раз подчеркивали, рост сборов премий в этом сегменте идет параллельно с увеличением выплат. И именно в первом квартале 2008 года сбылись неприятные прогнозы: во всех субъектах Урала уровень выплат превысил максимально допустимое значение в 77%, а в Пермском крае достиг 120%.
Если к сумме выплат добавить накладные расходы страховщиков, расходы по урегулированию убытков и прочее, уровень убыточности по ОСАГО будет еще выше. Все это привело к тому, что ряд страховых компаний, прежде всего региональных, постепенно стал сворачивать деятельность на рынке ОСАГО. По законодательству, страховщик не вправе отказать клиенту в заключении договора страхования по обязательному виду, поэтому компании нашли выход с помощью двух схем. Первая — значительное сокращение агентского вознаграждения. Если в период расцвета рынка комиссия агентам достигала 30%, хотя по закону это максимум 10%, то сейчас ряд компаний понизили ее размер до 4 — 5%, тем самым сделав экономически неинтересной работу страховых агентов. Второй способ — элементарное затруднение процедуры заключения договора с клиентом. Пример: отговорка типа «закончились бланки полисов». В итоге клиент вынужден идти в другую компанию: за полисом ОСАГО обращаются в случае действительной необходимости (прохождение ТО или купля-продажа автомобиля).
Совершенно очевидно, что в течение этого года в секторе ОСАГО произойдет серьезный передел: на наш взгляд, из ста с лишним компаний действительно оказывать услуги будут не более десяти.
Наряду с ОСАГО провальной выглядит ситуация в секторе имущественных видов страхования и ответственности. Это связано с особенностями рынка. Предприятия и организации стремятся заключить такие договоры страхования в конце года, когда появляются неизрасходованные средства, которые следует быстро освоить.
Динамика положительная
Единственной надеждой страховщиков выступает ДМС: такие договоры в массовом порядке заключаются как раз в начале года. Именно поэтому традиционно наблюдается опережающий рост ДМС по отношению к другим видам страхования. В этом году, по мнению директора Екатеринбургского филиала Московской страховой компании Константина Есаулкова, росту сегмента способствует еще и явная заинтересованность крупных предприятий и организаций в создании дополнительной мотивации для сотрудников с помощью ДМС. Доля личного страхования, которое формирует ДМС практически на 90 — 95%, в структуре собранных взносов по итогам 2007 года на Урале составила 25%, а в I квартале текущего года — 41%.
В структуре сборов ДМС основная часть — обслуживание корпоративных клиентов. На розницу, то есть физических лиц, по нашим оценкам, приходится лишь порядка 1,5% от совокупных сборов. Такая диспропорция объясняется просто: физическое лицо заключает договор ДМС только в том случае, когда ему это действительно необходимо, то есть существуют проблемы со здоровьем. При этом он должен оплатить полис ДМС из своего кармана, в то время как для юридических лиц действующим Налоговым кодексом предусмотрена льгота в части расходов на ДМС. Безусловно, гражданин по итогам года может оформить налоговый вычет на эти расходы, однако эта процедура настолько сложна, что единицы решаются потратить время и нервы на возврат потраченных денег. Наконец, сами страховщики осторожно относятся к оценке здоровья граждан, самостоятельно заключающих договоры ДМС. Так, Константин Есаулков говорит, что здоровье физических лиц, принимаемых на страхование, оценивается по данным анкеты состояния здоровья. При страховании же коллектива компания принимает во внимание усредненные статистические показатели.
Все эти причины и обусловили развитие именно корпоративных программ ДМС. Условно различают две их разновидности — депозитную и рисковую. В первом случае предприятие или организация перечисляет определенную сумму страховой компании (как правило, в пределах 3% от фонда оплаты труда), которые можно по закону отнести на себестоимость. В эту сумму уже включены расходы страховщика на ведение договора ДМС. Со своей стороны страховая компания заключает договоры с ЛПУ, лечение в которых интересует клиента. Обслуживание таких договоров сводится к направлению туда застрахованных лиц, проведению экспертизы выставляемых счетов и оценке качества обслуживания в учреждении. Причем депозитная программа ДМС имеет мало общего со страхованием, так как здесь отсутствует рисковая составляющая. Люди получают медицинские услуги именно на ту сумму, которую заплатили страховой компании, за минусом расходов на ведение дела.
Такие депозитные программы ДМС особо популярны у высшего управленческого состава предприятий и организаций. Фонд оплаты труда у них значительный, следовательно, на страхование можно направить внушительную сумму, в то время как в список застрахованных лиц включается узкий круг, для которых страховщик предлагает уникальные программы. Например, это может быть лечение не только в самых престижных и дорогих ЛПУ города, региона и страны, но и на всемирно известных курортах.
Другая разновидность медицинских страховок основывается уже на рисковой составляющей. В своем предложении страховщик закладывает определенную вероятность того, что не все застрахованные лица воспользуются медицинскими услугами, то есть в этом случае цена полиса ДМС несколько ниже, чем в депозитном варианте как раз на величину этой вероятности. Это связано с тем, что, когда работодатель предлагает в качестве соцпакета ДМС, не все сотрудники в полной мере обращаются за услугами ДМС в рамках выделенной им суммы. Какая-то часть остается неизрасходованной. Именно по этой причине рисковое ДМС стоит дешевле, чем депозитное.
— Среди базовых программ ДМС в настоящее время наиболее востребованы следующие комбинации: амбулаторно-поликлиническое обслуживание, специализированная стоматологическая помощь, стационарное обслуживание. Все больший спрос и популярность приобретают программы предоставления дополнительных услуг (например врач в офисе страхователя, личный врач застрахованных, мобильная телефонная связь с личным врачом, сопровождение VIP-клиентов в лечебном учреждении, реабилитационно-восстановительное лечение, вакцинация от гриппа). Также все больший интерес у страхователей возникает к новым технологиям в сфере управления здоровьем (ведение статистики заболеваемости, разработка индивидуального плана обследования, установление причин и предложение мер по профилактике заболеваемости и т.д.), — перечисляет начальник управления личного страхования Русской страховой компании Ольга Канунникова.
На наш взгляд, перспектива рынка все-таки за рисковым страхованием. Связано это с тяжелой ситуацией на рынке труда, где многие специальности остродефицитны. Одним из инструментов устранения кадрового голода на уральских предприятиях стало наличие не только конкурентоспособной заработной платы, но и приличного соцпакета, куда обязательно должен входить полис ДМС. Желание работодателя привлечь и удержать кадры будет стимулировать сотрудничество со страховыми компаниями, предлагающими конкурентоспособные продукты ДМС. Не случайно, по словам Ольги Канунниковой, первоначально спрос на ДМС формировали западные компании, работающие в России, а сейчас к ним стали присоединяться российские. Растущая конкуренция подталкивает страховщиков разрабатывать новые программы ДМС. Заместитель директора управления добровольного медицинского страхования Росгосстраха Вера Журавлева говорит, что в последнее время вырос интерес к ДМС со стороны предприятий, относящихся к среднему и малому бизнесу, поэтому ее компания имеет специальные бюджетные программы страхования небольших коллективов. В то же время у Росгосстраха есть программы с высоким уровнем обслуживания на базе элитных медицинских центров.
К сожалению, пока темпы роста качественных характеристик ДМС отстают от количественных: слишком много еще проблем при обслуживании договоров страхования. Директор Центра медицинского страхования компании «Русский мир» Анжелика Сухоцкая отмечает некорректное оформление медицинской и финансовой документации со стороны ЛПУ, неосведомленность врачей о программах страхования, нечеткое представление о юридических нормах, касающихся в частности защиты прав застрахованных страховщиками.
«Проблемы возникают чаще всего с государственными и муниципальными клиниками, в которых довольно слабое сервисное обслуживание клиентов страховых компаний, — дополняет коллегу заместитель начальника отдела личного страхования компании «Экспресс Гарант» Елена Гарифуллина. — Им приходится ожидать приема врача в порядке общей очереди. Это вызывает возмущение со стороны клиента. При работе с коммерческими клиниками проблема представлена в виде «залечивания» клиента — назначения доктором ряда ненужных при данном диагнозе процедур с целью получения большего дохода от страховой компании».
Другим существенным недостатком, по мнению советника генерального директора по вопросам личного страхования компании «Северная казна» Светланы Яковлевой, является отсутствие коммерческой скорой медицинской помощи, что толкает страховые компании создавать собственные ЛПУ.
Однако в целом перспективы у этого сегмента самые обнадеживающие. Росту рынка ДМС будет способствовать и финансовое благосостояние предприятий, и ситуация с дефицитом кадров на рынке труда, и улучшение материальной базы медучреждений.
Дополнительные материалы:
Здоровые стимулы
Участники рынка о перспективах развития ДМС и взаимоотношениях страховщиков с лечебно-профилактическими учреждениями
Александр Дичев | Евгений Плотко |
Александр Дичев, первый заместитель генерального директора страховой компании «Урал-АИЛ» (Пермь):
— Рынок ДМС будет расти главным образом за счет активности для юридических лиц. Именно «социальные пакеты», включающие полисы ДМС, будут выступать одним из основных факторов закрепления работников на производстве. В крупных городах многие предприятия не только страхуют своих сотрудников, но и предоставляют им возможность страховать членов семей по корпоративным тарифам.
Евгений Плотко, к.м.н., главный врач ООО «МФЦ «Гармония» (Екатеринбург):
— Страховые программы формализованы и не всегда соответствуют индивидуальным потребностям застрахованного, поэтому нужно предусмотреть возможность их адаптации под нужды конкретного пациента. Кроме того, для реализации любой, самой идеальной программы необходимы определенные условия. В первую очередь это материально-техническая база клиники, возможность оказания высокотехнологичной помощи (такой как лапароскопия, гистероскопия и др.). Не менее важна правильная организация работы лечебного учреждения. Страховые компании, на наш взгляд, мало обращают на это внимание. Сравните: средний койко-день при гинекологических операциях в нашей клинике составляет 2,6 — это в разы меньше, чем в государственных лечебных учреждениях. Соответственно, у страховщика появляется возможность повысить экономическую эффективность деятельности, а у застрахованного — получить высококачественную медицинскую помощь в кратчайшие сроки.
Мы готовы сотрудничать со страховыми компаниями в деле создания новых или адаптации готовых программ. К сожалению, они с предложениями о совместной работе к нам до сих пор не обращались.
Сергей Логвиненко | Нина Егоркина |
Сергей Логвиненко, глава дивизиона «Урал» Группы «Ренессанс страхование» (Екатеринбург):
— У населения ДМС непопулярно, потому что страховщики предлагают достаточно дорогие и при этом однотипные программы, не способные стимулировать спрос. Мы рассчитываем изменить эту ситуацию и предложить рынку новый инновационный продукт. Основная идея состоит в том, чтобы мотивировать людей к ведению здорового образа жизни. Наши специалисты разработали специальную шкалу динамических медицинских показателей: они характеризуют состояние человека, и их можно изменить своевременной профилактикой. Это, например, уровень холестерина, индекс массы тела, вредные привычки, артериальное давление, уровень сахара и так далее. Заключая договор, клиент проходит медосмотр и получает рекомендации. Так, если у человека высокий уровень холестерина и лишний вес, ему назначают диету. Если по итогам года показатели улучшаются, клиент получает скидку на следующий год до 50%.
Нина Егоркина, начальник отдела Центра методологии и контроля медицинского страхования компании РОСНО (Москва):
— Социальный пакет приобретает все большую значимость в построении системы мотивации сотрудников, и ДМС представляет наибольшую ценность в этом пакете. Правда, на российском рынке чаще всего используется дифференцированный подход к страхованию сотрудников, то есть в рамках договора определяются разные по объему программы страхования для топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, сотрудников. В зарубежной практике имеет место принцип «социальной справедливости», когда все сотрудники компании имеют одинаковый уровень страховки.
Подготовил Александр Носов