Норма жизни

Норма жизни Фаина ЗахароваРазвитие благотворительности в России зависит не только от государственной политики, но и от позиции тех, кто в ней участвует.

В мае стартовала камп­ния по распределению президентских грантов: в 2013 году из федерального бюджета на господдержку неправительственных некоммерческих организаций (НО) будет выделено 3 млрд рублей. Субсидии выросли втрое. Это компенсация изменений, вызванных поправками законодательства (приняты в конце 2012 года), регулирующего работу третьего сектора. Они обязали все НО, получающие финансирование из-за рубежа, регистрироваться в Минюсте в качестве «иностранных агентов». Для выявления таких организаций в России прошли проверки. Уход иностранных доноров поставил в затруднительное положение организации, занимающиеся правозащитой, помощью наркозависимым, больным ВИЧ, оказывающие содействие в реабилитации освободившимся из мест лишения свободы. По оценкам Мин­экономразвития, потери сектора в текущем году составят 19 млрд рублей.

Некоторые СМИ распространили информацию, что НО, которым выдвинуто требование зарегистрироваться в качестве иностранного агента, получат президентские гранты, только если подтвердят статус в Мин­юсте. Экспертное сообщество расценило эти действия как очередное свидетельство противоречивости госполитики в отношении некоммерческого сектора. Более того, эксперты считают, что столь жесткая позиция власти негативно влияет на общественное мнение о третьем секторе, в первую очередь о благотворительных фондах, степень доверия населения к которым только начала расти.

Об отношениях некоммерческого сектора и государства и о том, как они сказываются на развитии благотворительности, «Э-У» рассказала президент благотворительного фонда спасения тяжелобольных детей «Линия жизни» Фаина Захарова.

— Фаина Яковлевна, как вы оцениваете сегодняшние отношения между третьим сектором и государством? Можно ли вообще говорить о поддержке НО госинститутами?

— Государство относится к НО абсолютно утилитарно, рассматривая их только как прямой механизм решения социальных проблем. Оно не видит в третьем секторе серьезной силы, которая могла бы укреплять позитивные настроения в обществе, мотивировать людей к самостоятельному преодолению собственных проблем. Сегодня отсутствует и системный подход в законодательном регулировании благотворительности.

Повысить доверие

— Вам как представителю крупнейшего благотворительного фонда каких действий не хватает со стороны государственной системы?

— В России, в отличие от других стран, не существует рабочего механизма уменьшения налогооблагаемой базы, как для корпораций, так и для частных лиц. А для фондов это очень важный инструмент привлечения средств.

— Это одна из причин незначительной доли в благотворительных деньгах частных пожертвований. Почему она так мала по сравнению с США или Англией, например?

— Благотворительность в России гораздо моложе, чем в Европе или Америке, поскольку утрачены традиции, существовавшие в ХIХ и начале ХХ века. Их возрождению мешает отсутствие четко сформулированных законов, которые создают стимулы для участия в филантропии. Тем не менее, доля частных пожертвований растет. Если говорить о «Линии жизни», то в 2009 году поступления физических лиц составляли половину всех собранных средств, а в 2012 году они почти втрое превысили корпоративные пожертвования. Это результат усилий нашего и других фондов по формированию некой моды на благотворительность. Теперь необходимо, чтобы она  стала нормой жизни — как в той же Англии, где люди с малолетства начинают помогать детям из развивающихся стран, животным, старикам и т.д. Они знают, что определенная часть бюджета семьи изначально направляется на благие дела. Чтобы в России было так же, нужно повышать доверие к деятельности третьего сектора.  

— Необходима поддержка СМИ.

— Ее сильно не хватает, особенно со стороны федеральной прессы. Для многих СМИ тема благотворительности не является приоритетной. При этом мы понимаем, что для журналистов нужны яркие информационные поводы и стараемся их давать. Например, без внимания ведущих СМИ не остался наш новый проект, который связан с развитием темы детской эндокринологии. Недавно акционеры консорциума «Альфа-групп» объявили о начале новой крупномасштабной благотворительной программы. Компания планирует инвестировать до 100 млн долларов в системное укрепление охраны здоровья российских детей. Программа будет основываться на новейших достижениях науки и реализовываться «Линией жизни» в тесном сотрудничестве с РАМН. Кстати, мы не собираемся дублировать действия государства в этой области медицины.

Рынок благотворительных продуктов

— Как оценить эффективность благотворительных программ? Как эти критерии совместить с показателями эффективности, о которых говорит бизнес? 

— В сфере благотворительности все больше появляется механизмов, которые применяются в компаниях: аудит, KPI (ключевые показатели эффективности) — это базовые показатели в бизнес-среде. Фактически в благотворительности создаются «продукты» (благотворительные проекты), рассчитанные на разные целевые аудитории, которые абсолютно так же, как и в бизнесе, должны быть соответствующим образом упакованы, прорекламированы и проданы. Над каждым из таких продуктов должны работать профессионалы из области PR и маркетинга. По сути создается рынок благотворительных продуктов, которые должны найти своего покупателя. Благотворительность становится одним из очень серьезных секторов экономики, и, как любой сектор, он имеет свои обязательные компоненты. Важной составляющей должно стать профессиональное обучение, ведь сейчас невозможно получить профессию, связанную с работой в благотворительной организации.

Вопрос оценки эффективности благотворительности волнует не только нас и наших российских коллег. Организация CECP (Committee Encouraging Corporate Philanthropy) сейчас разрабатывает единые критерии оценки для благотворительности в разных странах, в том числе и в России.

— Насколько сложно сегодня найти партнера для реализации программ? Как «Линия жизни» решает эти вопросы?

— Фонды должны готовиться к работе с самыми разными партнерами. Для этого проекты должны быть грамотно разработаны: четко определена цель, задачи и результаты. Необходимо учитывать не только свои интересы, но и интересы партнера, чтобы проект был взаимно привлекательным по принципу win-win — в выигрыше оказались бы обе стороны. У каждого фонда есть свои механизмы, свои особенности при работе с корпоративными донорами. В нашем фонде создан корпоративный клуб «Плюс одна жизнь», куда входят более 60 компаний.

Креатив приветствуется

— Почему благотворительность сосредоточена лишь на нескольких направлениях? Как убедить компании осваивать новые темы?

— Наиболее востребованными в благотворительности остаются образовательные программы, программы, направленные на здоровье детей, в то время как экономика и духовное развитие остаются на последних местах. Определяющим фактором является проектный подход. Точно так же как в бизнесе, в благотворительности идет конкурс идей. Чем интереснее идея, предложенная фондом, тем больше шансов найти партнеров и реализовать ее. Выигрывает тот, кто предлагает самые инновационные и креативные идеи.

— Фонды чаще говорят о корпоративных клиентах. Гораздо труднее собрать частные пожертвования. Какие механизмы фонды применяют для работы с населением?

 — Благотворительность должна быть доступна всем, независимо от возраста и материального положения. С 2009 года фонд «Линия жизни» проводит по-настоящему народную благотворительную акцию «Чья-то жизнь — уже не мелочь!». Акция проходит весной и осенью во многих регионах России. В свое время мы обратили внимание на то, что практически в каждом доме есть запасы мелких разменных монет, которые домочадцы складывают в коробку или банку. Эта мелочь годами лежит мертвым грузом: выбросить жалко, а идти в банк хлопотно. Мы подумали, а что если все эти копилки сложить в одну. Результат превзошел самые смелые ожидания — удалось собрать 7,6 млн рублей. На эти средства прооперировано 43 ребенка с опасными для жизни заболеваниями сердца, головного мозга и позвоночника. Важно и то, что мы вовлекли в благотворительность целые семьи. Монетки приносят все: и дети, и молодежь, и пенсионеры. Весной этого года акция с успехом прошла в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Новокузнецке, Ростове-на-Дону, Сочи, Самаре, Перми, Нижнем Новгороде, Тюмени.

Другой пример народной благотворительности получен в рамках совместной программы с ФГУП «Почта России» — «От сердца к сердцу». Мы выпустили специальные красочные квитанции, по которым можно сделать денежный перевод в помощь тяжелобольным детям. К большому удивлению, обнаружили всплески активности в дни выдачи пенсий — большое количество переводов на суммы в 15, 20, 50 рублей. Это значит, что пенсионеры, самая мало защищенная часть населения, тоже стремятся принять участие в благотворительных программах.

Для молодежи создан интернет-про­ект «1000 сердец в Роще жизни». Участвовать просто: нужно зайти на сайт (www.1000serdec.ru) и загадать желание или написать пожелание другу на виртуальном листке дерева, внести пожертвование — 100 рублей. И сразу же персональный листок участника появится на одном из виртуальных деревьев, расположенных в «Роще жизни». Каждое дерево — символ жизни конкретного ребенка, ожидающего помощи. Когда дерево покрывается листьями, это означает, что собраны средства на операцию. Участники этой акции не только помогают детям, но и доставляют удовольствие себе и близким, отправляя доброе пожелание. К счастью, людей, которые думают о других, становится все больше.

Дополнительная информация.


Тенденции российской благотворительности, по версии Фаины Захаровой

• Активное развитие благотворительности в регионах;
• рост профессионализма всех участников благотворительного сектора;
• привлечение в качестве партнеров новых игроков из области PR, маркетинга,  дизайна, рекламных агентств и т.д;
• расширение спектра механизмов для привлечения средств (социально ориентированный маркетинг, лицензирование);  
• создание экспертных сообществ разной направленности в сфере благотворительности;
• создание благотворительных проектов и проведение кампаний, которые будут объединять различные НО;
• внимание к партнерству со средним и малым бизнесом;
• выход в интернет;
• привлечение молодежи, развитие волонтерских программ;
• постепенный переход от разовых акций к крупным рекламным и фандрайзинговым кампаниям.

Генеральный партнер Группа Синара

Дополнительные материалы

Исследование социальных и благотворительных проектов крупного бизнеса в 2012 году

Материалы по теме

Диалог с известным результатом

И себе, и людям

Ближе друг к другу

Ответственность на троих

Кто, кому и почему

Треугольник доверия