Допрыгались
Газель — животное, которое долгое время может поддерживать скорость около 50 км/ч. «ГАЗель» — детище российского автопрома, не обладающее сверхъестественными характеристиками: разгон вялый, ломается часто. Американский ученый Дэвид Бёрч, занимавшийся проблемами развития среднего бизнеса, решил назвать динамичные компании этого сектора в честь первых. Бросив взгляд на Урал, хочется такие компании ассоциировать со вторыми.Мы исследуем «газели» вот уже шесть лет. Сначала радовались росту «поголовья», потом восхищались тем, как они пережили кризис, два года назад рассчитывали, что они вот-вот станут главным источником, потребителем и агрегатором инноваций, в 2012-м надеялись — «это они обеспечат структурный сдвиг экономики».
Но идут годы, а ничего не происходит. «Газели» — мизер экономики региона, статпогрешность. Их численность все меньше. Их влияние не заметно. Не удается избавиться от ощущения, что уральские «газели» не могут скакать против ветра, развиваться вопреки. Фантазия и силы иссякли. Года четыре назад руководители быстрорастущих фирм говорили: не помогайте нам, только не мешайте. Самоуверенное было заявление, ничем не подкрепленное.
Средний бизнес — больше половины экономики страны. А никаких специфических инструментов его поддержки нет. Нет и инфраструктуры для того, чтобы масса мелких компаний пополняла табун. Одновременно условия для быстрого роста становятся все хуже. Рынки насыщаются, возможности для консолидации средних компаний тают, потенциал внутрикорпоративного самосовершенствования либо исчерпывается, либо не осознается. Если ситуация не изменится, то изучать нам скоро будет некого.
Это прискорбно, потому что именно «газели» — компании, чей опыт можно и нужно брать на вооружение. Расти быстрее рынка — способность редкая, расти на падающем рынке — умение уникальное.
Генеральный партнер: