Страхуйся от депутата с инициативой
В первом квартале 2005 года страховые компании собрали в Уральском регионе немногим менее 11 млрд рублей, а выплатили 3,5 млрд рублей. Компании, регулярные участники рейтинга, продемонстрировали отрицательную динамику в 4,6%. Снижение сборов премии обусловлено постепенным отказом предприятий от схемного (практикующего схемы оптимизации налогообложения) страхования: так, страхование жизни сократилось на 34,3%, личное страхование на 9,3%, страхование ответственности на 3,5%. Положительным фактором по итогам анализируемого периода можно назвать рост имущественных видов страхования на 12,8%.На сокращение личного страхования повлияли итоги работы компаний СОГАЗ и «КапиталЪ Страхование» (минус 24,8 и 27,1% соответственно). К сожалению, СОГАЗ не предоставил данных в детальной разбивке по взносам. Компания «КапиталЪ Страхование» за прошедший период зафиксировала снижение сборов по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) и страхованию от несчастных случаев на 40 и 94% соответственно.
Страхование ответственности сократилось по причине отрицательной динамики в сегментах профессиональной ответственности (падение сборов на 28%), ответственности
Главным фактором роста имущественного страхования стало страхование имущества юридических лиц от огня и других опасностей (37%). Страхование автотранспорта выросло на 17%, страхование имущества физических лиц — на 13%. Значительный рост показало страхование
Несостоятельная автогражданка
Интерес представляет динамика развития страхования автогражданской ответственности. Практически вдвое сократилась премия в добровольном сегменте (на 48,1%), а обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) продемонстрировало рост всего 4,4%, причем прирост уровня выплат составил 94%.
Резкий дисбаланс объясняется тем, что с 1 июля 2004 года у пострадавших в ДТП появилась возможность получить компенсацию за ущерб жизни и здоровью. В результате за период действия закона средний уровень выплат поднялся с 3,6 до 64,8%. У 14 компаний, представленных в рейтинге, уровень выплат по ОСАГО превысил максимально установленный в 77%.
Таким образом, инициативы некоторых депутатов, направленные на снижение страховых тарифов, можно похоронить окончательно. В перспективе речь, наоборот, скорее пойдет об увеличении тарифов. И если сейчас в России ОСАГО занимаются 170 компаний, то в течение года «под сокращение» пойдут, по некоторым оценкам, от 10 до 50 фирм.
В региональной структуре собранных страховых премий отрицательную динамику показали Тюменская и Оренбургская области: 23,5 и 7,1% соответственно. Однако, несмотря на сокращение доли Тюменской области на 17%, она сохраняет лидирующие позиции по сбору премий на Урале.
Буква закона или закон буквы
Помимо проблем с ОСАГО, страховые компании столкнулись с новым испытанием. К 17 июля этого года страховщики должны выполнить положения закона о страховом деле (вступил в силу 17 января 2004 года). Норма гласит: компании не вправе использовать полное или краткое наименование, частично или полностью повторяющее наименование другого субъекта страхового дела. Несоблюдение требования станет основанием для отказа соискателю в выдаче лицензии.
Невнимательный страхователь, конечно, может перепутать Росгосстрах и Росстрах или Московскую страховую компанию и Московскую акционерную страховую компанию. Но эта проблема — не предмет деятельности законодателей. Кроме того, формулировка в законе конгениальна: по ней к частичному совпадению можно отнести даже одинаковые буквы. Абстрагируемся от страхования и проиллюстрируем несуразность требований на простом примере: слова «гадость» и «радость» различаются только одной буквой, но их же никто не путает.
На сайте Агентства страховых новостей тут же развернулась дискуссия на тему, кто должен изменить название — «Росгосстрах» или «Ингосстрах». Профессиональные участники рынка решили разобраться с новыми требованиями закона на примере этих старейших компаний, а полученные результаты экстраполировать на весь рынок. Согласно логике закона, частичное совпадение названия компаний недопустимо. Однако названия этих страховщиков не ассоциируются и никогда не ассоциировались друг с другом ни у страховщиков, ни у страхователей, включая потенциальных. В итоге 55% опрошенных высказалось за то, что никто не должен менять название.
Вероятно, решать подобный вопрос нужно не с помощью законодательных актов, а усилиями самих участников рынка путем эффективного управления брэндом. Пока единственным выходом представляется корректировка закона, разрешающая частичное совпадение полного названия, но запрет полного совпадения сокращенного — аббревиатуры.
Подобные лексические упражнения — яркое подтверждение квалификации наших законодателей. Приняв закон, они не совсем продумали, как страховщики должны его выполнять. Неудивительно, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.