Расплата с отсрочкой
Полдень. В торгово-развлекательном комплексе «Мир», что в центре Уфы, полно народу. Здесь есть рестораны, кинокомплекс, роллердром, но уфимцев, вроде бы, все это не особо интересует. Их внимание привлекает супермаркет розничной сети «Рамстор». Магазин открылся в конце февраля и пока диковинка для горожан. В отделе «Товары для дома» скопилось с три десятка женщин: кто-то роется в корзине с тапками, кто-то перебирает колготки и полотенца. В других отделах тоже толпа. Кажется, уфимцы на ощупь пытаются определить для себя целесообразность покупки товаров в новом магазине: крутят в руках банки с кабачковой икрой, прицениваются к фруктам. «Почему кумыс не башкирский, а из Владимира?» — возмущается мужчина лет сорока.
«Рамстор» — не первый иностранный сетевой десант (управляет сетью турецкая компания «Рамэнка»), высадившийся на уфимской земле. Осенью 2005 года здесь с помпой открылся гипермаркет немецкого холдинга Metro Group: в церемонии участвовал сам президент Башкирии Муртаза Рахимов. Уфа не обделена вниманием иностранных торговых сетей. С чего бы? Город входит в тройку инвестиционно привлекательных муниципальных образований УрФО, но Екатеринбург посильнее будет, а «Рамстора» там еще нет. «В Уфе нет противодействия со стороны местных ритейлеров приходящим игрокам, — объясняет директор по развитию и торговле компании “Универсал-Трейдинг” (управляет уфимской сетью супермаркетов “Матрица”) Сергей Городецкий. — Плюс здоровый экономический климат, не осложненный бюрократическими барьерами со стороны властей, помог привлечь сюда и Metro, и “Рамстор”».
Противодействие «пришельцам» — главный тормоз на пути продвижения иностранных сетей в большинство российских регионов.
Местные игроки пытаются убедить власти территорий, на которых работают, что конкуренция с чужаками может привести к их разорению, а это означает потери для бюджетов. Общественность они кормят сказками о том, будто транснациональные компании уводят налоги за границу.
На самом деле это не так. Предприятие, как правило, регистрируется в том городе, где начинает работу. Следовательно, налоги идут в местный бюджет. А появление новых сильных операторов на рынке заставляет локальные сети быть более внимательными в вопросах обеспечения качества продукции и снижать цены. Мы не говорим уже об эффекте повышения инвестиционной
привлекательности и улучшения имиджа территории, на которой действует иностранная компания. Если, к примеру, в Екатеринбурге будут работать три иностранные сети, то четвертая придет не раздумывая и без боязни. Пока Урал имеет сомнительную популярность самого закрытого региона России для приходящих компаний. А в итоге лишь немногие города могут похвастаться наличием иностранных ритейлеров. В Екатеринбурге и Тюмени это Metro Cash & Carry. В Челябинске работают только доморощенные операторы и федералы. В ряде случаев главная причина отсутствия в конкретном городе иностранных сетей — недостаточное экономическое развитие территории (Курган, Оренбург), но чаще — то самое противодействие. Особенно в этом деле преуспели екатеринбургские бизнесмены.
Город раздора
Екатеринбург был и остается самым привлекательным из всех уральских городов для федеральных и иностранных сетей. Еще в 2001 — 2002 годах, когда столичные и международные ритейлеры только строили планы региональной экспансии, екатеринбургские операторы продовольственного рынка задумались об отражении будущей атаки. Способ был найден — объединение. Пример подали москвичи: в 2001 году для противодействия открывающемуся Metro они создали Российский розничный альянс. В том же году для лоббирования интересов розничных компаний в государственных органах была организована Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). Важнейшей ее задачей стало обеспечение защиты от иностранцев. АКОРТ выступила инициатором проверок деятельности Metro в Москве со стороны МАП, чем доставила иностранцам немало хлопот. Однако деструктивные меры ни к чему не привели. По показателям товарного оборота в 2005 году (1,2 млрд долларов) немецкая сеть в России отстает только от петербургской «Пятерочки» (2,2 млрд долларов) и краснодарского «Магнита» (1,6 млрд долларов).
Объединившиеся уральские сетевики пошли дальше столичных: у них для начала попали под раздачу коллеги-соотечественники. В конце 2003 года была организована экономическая блокада питерской сети «Пятерочка», первой сунувшейся в город. «Владельцы местных сетевых магазинов настоятельно рекомендовали предприятиям не работать с питерцами, у нарушителей просто не брали продукцию на реализацию», — вспоминает директор одной из екатеринбургских компаний. Блокада длилась несколько месяцев, затем производители стали заключать с сетью первые договоры.
Крупнейшие екатеринбургские ритейлеры «Кировский» и «Купец» наращивают обороты, не испытывая серьезной конкуренции со стороны других игроков: питерская сеть ее составить не смогла. Екатеринбуржцы сегодня достигли экономических показателей, схожих с теми, которые имеют ритейлеры второго эшелона Москвы. Для примера, оборот «Кировского» в 2005 году достиг 250 млн долларов и ровно с такими же показателями закончила прошлый год не самая слабая столичная сеть «Мосмарт». Смогут ли замедлить рост местных ритейлеров иностранцы?
Метропроходец
В августе 2005 года в Екатеринбурге начала работать Metro Cash & Carry. Местные сети сделали все для того, чтобы немцев постигла участь «Пятерочки»: предложили свердловским производителям увеличить поставки продукции в свои магазины в обмен на обещание не работать с Metro. Ритейлеры достигли цели: с Metro по сей день сотрудничают единицы екатеринбургских предприятий.
Неудовлетворительная работа Metro с местными производителями — палка о двух концах. С одной стороны, на региональные компании отрасли товаров массового спроса (FMCG) давят локальные сети. Но и сами российские производители не особо рвутся заключать договоры с Metro. Причина — стандарты работы западноевропейских и российских компаний. Metro предъявляет более жесткие требования к партнерам. Немцы требуют высокие взносы за предоставление мест в магазинах, берут большие штрафы за просрочку.
Самый вероятный сценарий развития ситуации: местные производители со временем все же начнут выстраивать отношения с приходящими сетями. Во-первых, количество магазинов будет увеличиваться, следовательно, иностранцы станут предлагать все большие объемы поставок. Во-вторых, регионалы начнут привыкать к работе в жестких условиях. В-третьих, заезжие ритейлеры постепенно заманивают к себе новых поставщиков, обещая им обеспечить выкладку продукции компаний в торговых точках сети за пределами конкретного региона.
В нашем регионе у Metro Group, кроме Екатеринбурга, Уфы и Тюмени, есть виды на Челябинск. В этот город компания безуспешно пытается зайти уже два года: вопрос упирается в землеотвод. Metro заявила о желании построить в Челябинске гипермаркет в 2004 году: в сентябре ей выделили земельный участок в черте города, а в конце года тогдашний мэр Челябинска Валентин Тарасов подписал постановление. Но по неизвестным причинам землеотвод компания не получила, строительство отложили. В марте 2005 года в городе был избран новый мэр — Михаил Юревич. По сообщениям челябинских СМИ, Metro направила Юревичу письмо, в котором просила ускорить процесс передачи земли. Ответа не последовало. А в апреле 2005 года Челябинский областной суд признал, что участок, выделенный Metro, находится на спорной территории. И только в феврале 2006 года городские власти предложили компании на выбор три участка за пределами города. Предложения пока обдумываются. Ясно, что, выделяя немецкому ритейлеру землю за пределами города, городские чиновники пытаются заранее оградить местные торговые сети от конкуренции.
Metro Group оказалась самой расторопной компанией из всех иностранных ритейлеров, работающих в России: она первой (вдогонку за федеральными сетями) стала продвигаться в глубь страны. Чуть позже сориентировалась французская сеть магазинов Auchan (ею управляет Auchan Group), занимающая седьмое место в Европе и двенадцатое место в мире среди гигантов розничной торговли. Сейчас французы на подходе к Екатеринбургу. В отличие от магазина Metro, работающего в основном в мелкооптовом формате, Auchan ориентирован на розницу. А потому более опасен для екатеринбургских ритейлеров и претендует на большую долю рынка. Маловероятно, что в Екатеринбурге его встретят хлебом-солью.
Превентивное великодушие
Гипермаркет сети Auchan откроется в Екатеринбурге в октябре 2006 года. Он расположится в торговом центре «Мега» вместе с мебельной компанией IKEA: магазины Auchan — якорные арендаторы всех торговых комплексов «Мега», возводимых в российских городах (кроме казанского, там им станет «Рамстор»). Строительством объектов занимается IKEA, и Auchan для шведов — не просто арендатор, а стратегический партнер. Юридический статус партнерства, правда, не разглашается.
Как пообещал прошлым летом на закладке первого камня «Меги» заместитель генерального директора компании IKEA Россия Андерс Биннмур, сдача должна состояться к 7 октября — дню рождения губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя. Сдержит слово швед или нет — не так важно. Важно, что Auchan до окончания текущего года начнет работу в Екатеринбурге.
Auchan заранее решил попытаться избежать участи Metro. В феврале 2006 года директор центрального офиса закупок в России Auchan Жан-Пьер Жермен провел в Екатеринбурге встречу с местными товаропроизводителями. Конкретные условия работы с поставщиками озвучены не были. Жермен лишь объявил, что договоры с региональными поставщиками будут заключаться до конца июня текущего года и пригласил их записываться на личные встречи с представителями Auchan. Он также заявил, что в Екатеринбурге Auchan готов работать без прибыли в течение пяти лет: финансовая мощь компании позволяет использовать такой прием. В начале работы в Москве в магазинах французской сети цены на многие товары были ниже на 10 — 20%, чем в магазинах конкурентов. Забавный факт: некоторое время назад Российская ассоциация продавцов и производителей электроники обратилась в МАП с целью разобраться, почему в одном из гипермаркетов французской сети в Москве телевизор «Рубин» продается по цене ниже, чем у завода-производителя. МАП, к слову, нарушений в этом не увидел.
В 2006 году до города доберется-таки «Рамстор»: магазин откроется в ноябре в строящемся торгово-развлекательном комплексе «Урал». Если появления Auchan местные сетевики ожидают с опаской, то «Рамстор» не должен существенным образом повлиять на расстановку сил на рынке. Магазин турецкого оператора вероятнее всего будет работать в формате супермаркета. Эта ниша в Екатеринбурге занята сетями «Кировский», «Купец», «Ленинский», «Звездный». К тому же у ТРК «Урал» не самое выгодное местоположение — на окраине города. Это автоматически означает уменьшение показателей посещаемости в «Рамсторе» по сравнению с магазинами в центральных районах города. Сеть «Рамстор», ставшая первым иностранным продовольственным ритейлером на российском рынке, сегодня не демонстрирует тех темпов развития, что ее конкуренты. В то время как основные игроки российского рынка по показателям товарооборота в 2005 году перешагнули отметку в 1 млрд долларов, а лидирующая «Пятерочка» — и вовсе в 2 млрд долларов, результат «Рамстора» — 600 млн долларов. Первенство, имевшееся у турков в конце 90-х годов, компания со временем потеряла. Во многом это связано с обострением конкуренции на московском рынке, началом работы Metro, Auchan, нидерландской Spar и немецкой Billa. Прийти в столицу Урала «Рамстор» планировал еще в 2005 году, но сделает это лишь под занавес 2006-го. Все эти обстоятельства свидетельствуют: «Рамстор» не изменит коренным образом рынок Екатеринбурга. Как, впрочем, и Уфы: там уже работает сильная сеть (оборот 2005 года — 156,6 млн долларов) схожего формата — супермаркеты «Матрица».
Сломать уральский хребет
На Урале основными действующими лицами на рынке в ближайшее время будут два игрока — Metro Group и Auchan Group. Первый, вслед за укреплением позиций магазинов Metro в формате сash & сarry, будет развивать в регионах розничные магазины другой своей сети Real. Ясно, что это вызовет недовольство локальных игроков. Auchan Group на Урале пока ограничится работой в Екатеринбурге, после гипермаркета в партнерстве с IKEA компания собирается строить еще один магазин своими силами на окраине города.
Остальные иностранные ритейлеры, работающие в России — Billa и Spar, рискуют не успеть к дележу торгового пирога на Урале: все хорошие места могут быть заняты. Менеджмент этих сетей не торопится открывать магазины в регионе: в обеих компаниях нам подтвердили заинтересованность в выходе на Урал, но не назвали ни мест, ни сроков.
Искусственно сдерживать работу транснациональных компаний, создавая административные и экономические барьеры, можно лишь временно. Преимущества иностранных сетей перед уральскими очевидны: несравнимо большие обороты, широкий ассортимент сопутствующих товаров, возможность годами сохранять низкие цены. Объективных причин для того, чтобы все локальные сети выдержали конкуренцию с иностранцами, нет. Выстоять сможет часть лидирующих в своих городах компаний, таких как «Виват», «Кировский», «Купец», «Матрица». Как и в столице, большинству местных сетей придется либо снижать цены (например, екатеринбургская сеть «Монетка» заявила, что с приходом Auchan может снизить цены на 10 — 15% «за счет усовершенствования работы сети»), либо работать с меньшей прибылью, либо становиться добычей иностранных сетей вроде Billa и Spar. Последние, вероятно, будут просто приобретать их в собственность, так как места для самостоятельной работы уже не останется.
Менеджмент крупных российских компаний отрасли FMCG мечтает о том, чтобы их фирму на корню за хорошие деньги купили транснациональные корпорации. Но перед этим локальным компаниям нужно «обрасти жирком». К примеру, топ-менеджмент торговой сети «Кировского» не скрывает того, что планирует поглотить нескольких ритейлеров Урало-Сибирского региона, чтобы затем продать бизнес. «Купец» и «Монетка» в Екатеринбурге, «Незабудка» и «Молния» в Челябинске, «Семья» и «Виват» в Перми, «Матрица» в Уфе — все они в большей или меньшей степени таким «жирком» уже обросли.
Дополнительные материалы:
Очереди по-французски
Приход компании Auchan в Екатеринбург перераспределит потребительские потоки, считает заместитель руководителя аналитического департамента ИК «Ренессанс-Капитал» (Москва) Наталья Загвоздина— Что изменится на рынке организованной розничной торговли Урала с началом работы Auchan и «Рамстор»?
— Auchan — это всегда удар по ценам. В Москве появление французского оператора привело к революции в торговле. Многие товары в магазинах Auchan дешевле, чем у конкурентов. У этого гиганта розничной торговли есть большой запас прочности, чтобы, несколько лет работая в минус, держать низкие цены. Торговые точки французской сети открываются в 8.30, и уже к восьми часам у дверей собирается очередь. Появление Auchan, безусловно, перераспределит потребительские потоки в Екатеринбурге.
В «Рамсторе» — не самые низкие цены. Большинство магазинов этой сети работают в формате супермаркет. А для регионов России гораздо перспективнее гипермаркеты и дискаунтеры: эта ниша не заполнена. Поэтому «Рамстор» кардинально не изменит ситуацию на рынке
— От чего будет зависеть успех работы Auchan в Екатеринбурге?
— Главным образом от местоположения — в черте или за городом (магазин расположится на выезде из города. — Ред.). Для Auchan очень важно, чтобы к торговой точке был доступ как можно большего числа людей. Также важно экономическое развитие города. И Auchan здесь повезло: Екатеринбург часто ставят на второе место по показателю благосостояния жителей после Москвы.
Интервью взял Сергей Суворов