Идите в регистратуру

Идите в регистратуру

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) ужесточила требования к ведению реестра акционеров в акционерных обществах. ФСФР таким образом надеется навести порядок в сфере собственности. Новые правила будут способствовать дальнейшему укрупнению рынка регистраторских услуг.

Вконце февраля вступил в силу приказ Федеральной службы по финансовым рынкам, устанавливающий новые требования к акционерным обществам по ведению реестров акционеров.

Среди крупного бизнеса ФСФР уже давно навела порядок в этом вопросе: общества с числом акционеров более 50 обязаны передавать ведение реестров специализированным структурам — регистраторам. Впрочем, владельцы холдингов и без регулятора поняли, насколько важно грамотно обращаться с реестром: в конце концов, это вопрос безопасности бизнеса.

До недавнего времени для средних и мелких предприятий, зарегистрированных в форме ЗАО, эта проблема была не так актуальна, и законодатель разрешал вести реестры самостоятельно: как правило, изменения фиксировал один человек, обычно юрист или бухгалтер. Однако волна рейдерских атак, прокатившаяся по России, показала: настало время выставить определенные требования и для этого сегмента. Не имея соответствующего опыта и квалификации, предприниматели нередко допускают серьезные ошибки, которыми и пользуются рейдеры. «Как правило, это нарушение требований к порядку подготовки, созыву и проведению общих собраний акционеров, ведению регистрационного журнала, идентификации владельцев ценных бумаг, наконец, сохранности самого реестра, который могут просто украсть из офиса и переписать данные», — констатирует заместитель руководителя регионального отделения ФСФР по УрФО Игорь Кузьмин.

Именно поэтому ФСФР обязала все ЗАО либо передать реестры независимым регистраторам, либо ввести в штат как минимум одного квалифицированного специалиста, имеющего аттестат ФСФР категории 3.0. При этом персональная ответственность за неисполнение этого требования ложится на руководителя предприятия. Уже через восемь месяцев ФСФР начнет проверки исполнения приказа, нарушителям грозит штраф.

Таким образом регулятор рассчитывает изменить отношение к вопросам собственности среди массы предпринимателей. «Реестр — это не просто список фамилий, это отражение отношений между владельцами бизнеса. Мы достаточно хорошо понимаем, как надо хранить кошелек или автомобиль.

А вот понимания того, как надо беречь имущество, которое выражено в виде записи на счетах, у нас нет. Приказ и призван восполнить этот пробел», — говорит генеральный директор ЗАО «Ведение реестров компаний» Сергей Лаппо. Впрочем, ужесточение требований к ведению реестров окажет непосредственное влияние и на развитие самого регистраторского бизнеса. Как именно, мы говорим с Сергеем Лаппо. 

Есть вариант

 Сергей Лаппо
 Генеральный директор ЗАО «Ведение реестров компаний» Сергей Лаппо

— Сергей Станиславович, можно ли говорить о том, что выход этого приказа обеспечит регистраторам приток новых клиентов?

— Думаю, часть эмитентов примет решение подготовить своих специалистов: чтобы получить аттестат категории 3.0, им придется сдать базовый и специальный экзамены. Безусловно, содержание такого уровня профессионалов будет обходиться недешево, как минимум в 15 — 20 тыс. рублей в качестве заработной платы, а также налоги с работодателя. Поэтому далеко не все компании смогут себе это позволить. В конце концов, акционерное общество должно заниматься своим непосредственным делом — зарабатывать прибыль. Поэтому для кого-то более выгодным будет вариант передачи реестра специализированным структурам, имеющим опыт и находящимся под жестким контролем со стороны государства. Тем более этот вариант экономически выгоднее: в нашей компании, к примеру, средний базовый тариф ведения реестра составляет 3 — 4 тыс. рублей в месяц.

— Вы готовы принять массу новых клиентов и обеспечить качественный сервис?

— Конечно, я бы с удовольствием сказал, что рынок регистраторских услуг переварит весь поток новых эмитентов. Но не буду лукавить: справятся с этим далеко не все. Одно дело — обслуживать несколько десятков эмитентов, совсем другое — несколько сотен: тут уже вступает в силу закон больших чисел. Чтобы поддерживать соответствующий уровень качества услуг, нужно до блеска отполировать технологию и поставить ее на поток. Эта задача под силу не всем регистраторам, новых клиентов получат только самые технологичные.

Качественная дорога

— Означает ли это, что на рынке регистраторских услуг активизируется процесс консолидации?

— В определенной степени да, потому что сильные компании станут еще мощнее, а слабые сдадут позиции. Но для того чтобы консолидация прошла эффективно, необходимо изменить законодательство. Как известно, в последние десять лет регулятор последовательно проводит политику укрупнения регистраторского бизнеса, повышая планку собственных средств компаний-регистраторов. С 1 января 2008 года этот показатель увеличен с 30 до 60 млн рублей, а через год участники рынка должны довести его до 100 миллионов.

В результате из 70 ныне действующих в России регистраторских компаний на рынке останется в лучшем случае, по моим ощущениям, 20 — 30. В принципе для такого сложного и неординарного бизнеса это приемлемо.
Однако нас беспокоит тот факт, что политика укрупнения, которую проводит ФСФР, не способствует росту качества регистраторских услуг. Дело в том, что помимо требований к уровню собственного капитала регистраторы должны постоянно поддерживать на обслуживании не менее 500 эмитентов с числом акционеров более 50. Но таких компаний на рынке все меньше. А значит, все больше регистраторов поневоле перестают соответствовать лицензионным требованиям. Действующие холдинги и корпорации уже давно провели реструктуризацию, в лучшем случае у таких эмитентов десяток-полтора акционеров. Нет у нас сегодня на рынке по-настоящему публичных компаний! Два-три народных IPO — еще не повод говорить об изменении ситуации.

Сохранение требования «не менее 500 и более 50» сегодня становится самоцелью лицензирования и фактически не соответствует технологическим и профессиональным возможностям, а также тенденциям развития регистраторов. Мы все время доказываем ФСФР, что оно может вновь заработать чуть позже, когда выход на публичный рынок станет массовым явлением для эмитентов, а миллионы граждан будут иметь на руках акции. Кроме того, это требование идет вразрез с развитием качественных характеристик рынка: чтобы его выдержать, компании вынуждены объединяться, но это объединение носит чисто формальный характер. Как правило, слабый приходит к слабому, они меняют вывеску, а суть бизнеса остается прежней.

Это неправильный путь. Нужно стимулировать присоединение слабых к технологически развитым структурам. Для этого вместо количественных параметров стоит ввести качественные: наличие у регистратора электронного документооборота, внешней информационной справочной системы, позволяющей эмитенту видеть свой реестр и происходящие в нем изменения в режиме удаленного доступа, и так далее. Пусть каждый регистратор докажет, что он может обеспечить такой уровень сервиса. Не можешь — иди к тому, кто умеет это делать. На недавней встрече руководитель ФСФР Владимир Миловидов согласился с нашими аргументами. У нас появилась надежда, что наши предложения будут реализованы. Тогда рынок слияний и поглощений пойдет совершено по иному пути.  

— Какому? 

— На Урале процесс укрупнения прошел давно, рынок устоялся. Помимо филиалов московских структур здесь действуют несколько сильных местных участников, которые традиционно входят в топ-30 рейтинга Профессиональной ассоциации трансферт-агентов и депозитариев (ПАРТАД): в Свердловской области это компании ВРК и «Регистратор-Капитал», в Пермском крае — регистратор «Интрако», в Уфе — Волжский Урало-Сибирский регистратор. К сожалению, в Челябинской области не появилось явного лидера, там основную долю рынка держат московские структуры, в последнее время начали проводить активную экспансию и регистраторы из соседних областей, в том числе и мы открыли там филиал. Так что существенных изменений в регионе не произойдет 

Материалы по теме

Легальное «нет»

Наполовину

Пороть их надо

Конец экономике дефицита

Вам тут не место

Банковский M&A зашевелился