Вам тут не место

Вам тут не место Работа, направленная на создание международного финансового центра, свелась к одной задаче - повышению конкурентоспособности московских компаний за счет выдавливания с рынка небольших региональных игроков.

Hа днях сразу два региональных участника фондового ранка Урала и Западной Сибири добровольно сдали лицензии в региональное отделение ФСФР: учредители не смогли найти средства, чтобы в течение семи месяцев в 3,5 раза увеличить собственный капитал компаний*.

Да, лицензии и раньше сдавали - те, кто не имел клиентов. Их лишались - те, кто нарушал нормативы. Но чтобы с рынка добровольно уходили действующие компании с клиентскими счетами - такого в 20-летней истории фондового рынка на Урале еще не было.

Весь год профессиональные участники регионального рынка пытались убедить регулятора изменить решение или хотя бы отсрочить его вступление, НАУФОР предлагала подумать над введением дифференцированных нормативов. Однако руководитель ФСФР Владимир Миловидов без объяснений отвечал жестким «нет».

Очередную попытку получить ответ на вопрос «кому это все-таки нужно» профсообщество предприняло в Екатеринбурге во время Дней финансовой грамотности. Предлагаем вам репортаж со встречи профессиональных участников фондового рынка региона с представителями московских компаний, а главное - ФСФР.

Пишите письма

Модератор мероприятия, председатель Российского биржевого союза Анатолий Гавриленко, начинает дискуссию с проблематики финансовых пирамид: так называют компании, либо действующие под вывеской кредитных кооперативов, либо торгующие на рынке «Форекс». Зал реагирует вяло, чувствуется, что аудитория устала от разговоров на эту тему: они ничем не заканчиваются. Повышенный эмоциональный тон задает Константин Селянин, генеральный директор ИФК «Ява - Управление финансами». Он много лет лично борется с финансовыми пирамидами. Ему как профучастнику с 20-летним стажем не нравится, что в числе обманутых людей, клюнувших на привлекательные предложения в рекламе, могут быть его потенциальные клиенты:

- Кое-что нам удалось сделать. Но что толку, если почва для появления финансовых пирамид остается?! Их никто не контролировал пять лет назад, ничего не изменилось и сейчас. Мало того, с вступлением с 1 июля приказа ФСФР о повышении требований к капиталу эта почва станет еще более благодатной. Потому что именно из-за этого приказа в маленьких городах профессиональных участников с лицензией не останется совсем, они просто не выживут. В регионе, где у людей не так много свободных денег, как в Москве, очень тяжело меньше чем за год с момента появления приказа заработать лишних 20 млн рублей. При этом через дорогу может открыться офис компании, которой вообще никакой капитал не нужен. Они возьмут деньги у населения, наобещают заоблачные проценты, а через полгода скроются. И вот с этой точки зрения мне позиция нашего регулятора вообще не понятна: через ужесточение требований к капиталу он выдавливает с рынка порядочные, подконтрольные ему компании и при этом ничего не делает, чтобы выдавить мошенников.

Коллегу поддерживает директор компании «Синара-инвест» Анна Шакирова. Она пытается еще раз донести проблему до представителя ФСФР: «Потенциальные клиенты, которые могли бы прийти на цивилизованный фондовый рынок, вообще никуда не придут, потому что окончательно разуверятся в нем».

Последствия процветания мошенничества очевидны. Но начальник отдела управления развития регулирования на финансовых рынках ФСФР Дмитрий Соколов связи с вступлением в силу упомянутого приказа не усматривает:

- Борьба с пирамидами и повышение требований - разные вещи. ФСФР как может борется с финансовыми пирамидами, в том числе разъясняя людям, какие слова должны их настораживать в рекламе таких организаций. Создана экспертная группа, которая занимается проведением профилактических мероприятий...

- А что мешает предотвратить деятельность этих финансовых пирамид в корне? - горячится Константин Селянин. - Зайдите в любой их офис, и вы точно найдете там мешки с наличностью без всякого бух­учета. Что, у ФСФР нет полномочий, чтобы обратиться в прокуратуру, в милицию и все это прикрыть?

- Но для этого мы должны доказать, что организация является финансовой пирамидой, сделать это сложно, потому что потребительские кооперативы нам не поднадзорны. Выявить, как они именно работают, непросто, - упирает на законность оснований чиновник. - Это можно сделать только по обращениям граждан...

- Да я сам в ФСФР 13 писем написал, и что? «Мы не являемся регулятором этого рынка, спасибо за внимание» - вот и весь ваш ответ, - не унимается Селянин.

Не пустить на свято место

Модератор бросается на помощь гостю из ФСФР: «Спасибо, коллеги, но мне бы хотелось, чтобы вы все-таки разделили эти вопросы - увеличение норматива собственных средств и борьба с финансовыми пирамидами. Да они связаны, но они разные»...

- А я объясню, для чего затеяно увеличение капитала, - вдруг атакует Дмитрий Соколов. - Во-первых, это повысит надежность наших финансовых институтов, во-вторых, они станут более конкурентоспособны. Коли мы с вами уж говорим о формировании в России международного финансового центра, нам нужны сильные компании. Иначе глобальные участники вас сметут, иностранцы просто займут ваше место в регионах через свои филиалы. А как может быть конкурентоспособен участник рынка, если он не в состоянии заработать 35 млн рублей?! Ну а кто не выживет - се ля ви.

- Вы всерьез уверены, что иностранные компании побегут в наши регионы? - риторически недоумевает Константин Селянин. - Да сюда даже московские не идут, и не пойдут еще долго. Всех их интересуют клиенты исключительно крупных областных центров - Екатеринбурга, Челябинска и так далее. В лучшем случае они откроют офис в городе типа Нижний Тагил. А у нас ведь есть еще Каменск-Уральский, Полевской. Там, между прочим, тоже люди живут, и некоторые из них готовы вкладывать деньги в акции. Мы туда дойдем со своими продуктами, потому что мы ближе и затраты у нас другие, а москвичи - нет! Выдавливая нас, вы лишаете людей доступа к финансовым услугам. И при этом вы все время говорите, что у нас в России всего 2% населения пользуется инструментами фондового рынка? И не будет больше, потому что эти инструменты просто некому будет предложить! Потому что на наше место, как бы вам этого ни хотелось, никто не придет. И сильнее от этого московские компании точно не станут.

- Ну, господа, - взмолился модератор. - Давайте не будем думать, что сюда приехали какие-то идеалисты. Меня тоже смущает, что когда речь идет о создании международного финансового центра, почему-то говорят исключительно о Москве. А где остальная Россия? Мы все понимаем. Но и вы поймите: господин Соколов пока еще даже не начальник управления, он всего-то начальник отдела ФСФР. Что вы от него хотите - ответ на вопрос как от самого Миловидова получить?

И тут Соколов приводит последний аргумент.

- Ну что вы от нас хотите? Президент России дал задание: построить в России международный финансовый центр, который был бы конкурентоспособен. И там есть план из 48 пунктов, и если вы об этом не знаете, так я вам говорю. План, подписанный премьером! Вот вы можете взять и не исполнить поручение президента? И мы не можем! Вот и весь вам ответ.

* В соответствии с приказом ФСФР (зарегистрирован в сентябре 2009 года, вступил в силу в июле 2010 года), нормативы достаточности собственных средств увеличиваются с 5 млн рублей (для дилерской деятельности) и 10 млн рублей (для брокерской и деятельности по управлению ценными бумагами) до 35 млн рублей с 1 июля 2010 года, до 50 млн рублей - с 1 июля 2011 года. 

Материалы по теме

Тяжелая доля

Странный прецедент

Конец экономике дефицита

Сезон охоты открыт

Не спи спокойно

Банковский M&A зашевелился