17.07.2019

Разговор с городом: в Екатеринбурге с большим успехом прошел Science Bar Hopping

Благодаря зрелости научной и городской среды Екатеринбург органично принял новый формат интеллектуального досуга.

«Многие компании в этом году заявили о решении музыкальных задач при помощи нейронных сетей. Например, Huawei дописала недописанную симфонию Шуберта. В ноябре этого года AVIVA, занимающаяся генерацией музыки при помощи нейронных сетей, представит в Пражской филармонии произведение, сгенерированное нейронной сетью на основе набросков Дворжака. На самом деле музыка и математика очень близки. Когда люди учатся сочинять музыкальные композиции, они это делают примерно так же, как мы решаем уравнение, они высчитывают нотки», — так начинает свою лекцию Татьяна Зобнина, старший аналитик-разработчик систем машинного обучения. Лекция проходит в екатеринбургском клубе EverJazz.

В зале — в основном молодежь. Вопросов к лектору очень много. Последним задает вопрос мой сосед за столиком Игорь.

— Татьяна, насколько целесообразно генерировать музыку программным методом и относитесь ли вы к ней как к последовательности циферок или же вы считаете, что музыка — это неразрывная сущность с человеком?

Как выяснилось, Игорь закончил магистратуру в Пражском технологическом университете.

— Понравилась лекция?

— Мне лично было интересно как человеку, который одновременно занимается музыкой и имеет техническое образование. Для меня это расширение кругозора.

Его спутница Анастасия готовится поступать на факультет журналистики, и это сразу чувствуется в ее ответах на мои вопросы.

— Мне кажется, что такие лекции — способ вовлечь молодую аудиторию в науку. Сама лекция — не научная, а все-таки научно популярная. И, на мой взгляд, расчет сделан на то, что придут не ученые, а энтузиасты, которым просто интересно, как работает нейронная сеть. Тем более сегодня про это все говорят.

— Ребят, а вы дальше пойдете?

— Мы в разные бары. Я на лекцию про ядерную энергетику, — говорит Анастасия, а Игорь — в другой бар.

И так вечер 9 июля в Екатеринбурге провели более тысячи молодых людей, которые зарегистрировались на первый в Екатеринбурге Science Bar Hopping. В этот вечер в восьми барах центра города 16 уральских молодых ученых одновременно рассказывали о своих исследованиях.

Как продвигается в России популярный в Европе формат интеллектуального досуга? Об этом мы сразу после мероприятия разговаривали с инициатором акции руководителем дирекции по популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) Сергеем Филипповым.

— Сергей, кто придумал читать лекции в барах?

— Эта история началась в Германии, где хорошо развита барная культура. Бар -  это отличное место, чтобы поболеть за любимую спортивную команду, послушать музыку или поэтов, и, конечно же, пообщаться и поспорить. Грегор Бьюнинг, социальный активист и популяризатор, решил попробовать принести научную тематику в  бары. Существует множество форматов «научных боев», но Грегор решил усложнить задачу - устроить соревнование пяти ученых, у каждого из которых есть только десять минут, чтобы рассказать о собственном исследовании. Победителя определяет публика громкостью аплодисментов и он получает боксерские перчатки. Отсюда название – Science Slam.

Такой развлекательно-образовательный формат был очень хорошо воспринят молодыми учеными в разных странах. В России он впервые прошел в Санкт-Петербурге в 2013 году при поддержке Германо-российского форума и интернет-газеты «Бумага». За несколько лет это движение охватило в нашей стране более двадцати регионов и возникла Ассоциация Science Slam, объединяющая разные команды популяризаторов науки. Видя популярность движения, с 2015 года наш Фонд поддерживает его, прежде всего - естественно-научную и инженерную тематики. Рассказывать про нанотехнологии очень непросто, а тут мы увидели, что совершенно разные люди приходят и готовы обсуждать их. Это каждый раз для меня удивительно. Но когда стало очевидно, что люди с удовольствием слушают ученых и даже готовы покупать билеты на выступления знаменитостей, то Грегор предложил убрать развлекательный формат и провести в баре полноценную часовую лекцию.

Идея фестиваля, который назвали Science Bar Hopping, сначала казалась очень странной: кто пойдет в бар вечером слушать длинную лекцию, да еще не одну, а две? Оказалось, что таких желающих в Москве и Питере больше, чем мест в барах. И сами бары, если вначале с трудом соглашались на проведение такого социального эксперимента, то потом приглашали приходить еще. Тогда мы решили идти дальше, в другие города.

— Как выбирали город?

— Сразу скажу, что во многом это волонтерский проект, построенный исключительно на интересе всех участников к науке. Екатеринбург оказался лучше других готов к этому формату. Хотя в России есть и более богатые города, и более развитые с точки зрения концентрации академической и вузовской науки. При этом есть несколько обязательных элементов, без которых проект бы  не получился.

Что необходимо? Во-первых, в городе должны быть молодые ученые, которые не боятся выходить в бар разговаривать с неизвестной аудиторией, отвечать на самые разные вопросы – от профессиональных до примитивных. Они должны уметь общаться с этой публикой на равных, уважая ее, а  не вещая с трибуны, что «мы вас сейчас ценными знаниями накормим».

Второе условие — люди, которые культурно развиты и готовы к интеллектуальному досугу. Горожане, которым интересны знания, должны быть готовы прийти на такую городскую площадку — слушать, задавать вопросы.

Третье — это наличие баров и культуры баров. Они должны быть демократичны, без статус-символов пафоса и «крутизны», восприниматься молодежью как естественные площадки для общения. Их должно быть достаточное количество, чтобы люди перемещались из одного места в другое. И главное — эти бары должны быть готовы предоставить свою площадку бесплатно на вечер. Они понимают, что на науке и молодежи много выручки не сделаешь, но важны и нематериальные активы. А значит, они войдут в проект в том случае, если их менеджеры разделяют наши ценности.

И четвертое условие — должна быть команда популяризаторов, знающих всех лекторов и все бары в своем городе. В Екатеринбурге мы такую команду нашли. Это компания «Неон» из Ельцин Центра.  

— Вы довольны итогами?

— Безусловно. За сутки до начала фестиваля мы закрыли регистрацию - у нас было 2000 заявок. Я сам прошел по четырем барам — и все были переполнены. Первым был бар Bunin в центре «Высоцкий». Люди стояли, мест не было. Причем тема первой лекции – материаловедческая. Сергей Заяц, научный сотрудник Уральской академии наук, рассказывал про нанопорошки и сравнивал их с космическими материалами. Удивительно, но в летний теплый вечер люди предпочли прийти в бар слушать выступление научного сотрудника Академии наук.

 — А что говорят молодые ученые, их впечатления?

— Для них самих было большим удивлением, что на лекции пришли люди, которых они не знают. Обычно ведь к преподавателям приходят их же студенты. А здесь пришли послушать совершенно незнакомые. Это означает, что в обществе есть запрос на объективные знания и прямое общение с «первоисточником», который вызывает доверие. Мы все время говорим: молодежь живет в интернете. А вот она выключила телефоны и внимательно слушала. Значит, вопрос в содержании. Наш эксперимент показал, что если содержание интересно, то они моментально переходят из онлайна в оффлайн.

— Все прошло по плану?

— В целом да, но были и экспромты, например, в InTouch Cocktail Bar выступал Александр Изгагин, директор Екатеринбургского планетария, рассказывал о жизни в невесомости и как с ней справляются космонавты. И после его выступления из зала встал Сергей Васильевич Авдеев, совершивший три космических полета общей продолжительностью 747 суток, десять раз выходивший в открытый космос и пробывший там 42 часа. Дело в том, что Science Bar Hopping включен в культурную программу форума  «Иннопром». Сергей Васильевич увидел анонс лекции в программе форума и приехал  в бар. Ему просто стало интересно. После лекции он попросил слова… И начался разговор еще на час, после которого к Авдееву подходили и задавали вопрос, как стать космонавтом. Почему это произошло? Мы специально ничего не соединяли. Но когда есть определенная зрелость городской среды, такие вещи происходят естественно.

— Какой эффект вы получили от параллельной работы проекта с деловой программой Иннопрома ?

— Это было очень органично. У нас на Иннопроме было две сессии. Первая посвящена вопросам возобновляемой энергетики, на второй обсуждалось будущее электротранспорта, общественного транспорта. А из 16 ученых, выступивших в барах, пять занимаются нанотехнологиями. Обе темы связаны с экологической повесткой. Таким образом, мы близкую проблематику актуализируем для разных аудиторий, в одном случае с точки зрения бизнеса и управления, в другом – городской жизни. Мы убеждены, что с деловой аудиторией и с городской нужно говорить по-разному, но об одном и том же, чтобы синхронизировать общее движение вперед. Это опять же был большой эксперимент, и… он состоялся.

— Что означает этот проект для Роснано?

Это часть стратегии подготовки кадров, инвестиции в человеческий капитал. Для того чтобы выпускать конкурентоспособный продукт, нам нужны конкурентоспособные инженеры. Не может инженер-троечник создать продукт, который будет сильнее продукции французской или американской компании. Нам нужны самостоятельные инженеры, сильные ученые, люди, которых уважает общество. Но сначала это общество должно увидеть, услышать их и почувствовать гордость. Тогда появится эмоциональное содержание в словах «престиж», «репутация» научных и инженерных профессий, позитивное общественное восприятие этой работы.

Кстати во время лекций в Екатеринбурге были случаи, когда молодые родители подходили к выступившим ученым и расспрашивали, как в современных условиях строить научную карьеру и стоит ли. Так ответственные родители мысленно уже начинают примерять жизнь своих ребенка к этим профессиям.