Наталия Орлова: шансы на изменение пенсионной реформы достаточно велики
Минэкономразвития опубликовало расчёты, согласно которым повышение пенсионного возраста при одновременном улучшении здоровья населения приведет к увеличению предложения на рынке труда на 1,8 млн человек к 2024 г. и добавит к российскому экономическому росту примерно 0,2 п. п. в год в 2019-2024 гг. Согласно оценке главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой в результате пенсионной реформы рынок труда вырастет примерно на 1,6 млн человек к 2034 г, что даже при наиболее благоприятном сценарии может добавить к росту ВВП лишь примерно 0,05 п. п. в год. ет эксперт. Пенсионная реформа России безусловно, необходима. Во-первых, дефицит Пенсионного фонда РФ увеличился с 1,1% ВВП в 2006- 2009 гг. до 2,0-3,5% ВВП в 2010-2013 гг. «Дефицит Пенсионного фонда представляет риск для стабильности консолидированного бюджета» — считает Наталия Орлова.Второй вызов — демографический. За последнее десятилетие доля населения старше 55 лет увеличилась с 22% до 29% населения, а отношение населения старше 65 к рабочей силе достигло рекордных 27% против 19% в среднем по миру — приводит расчёты Наталия Орлова. По ее оценкам сейчас количество пенсионеров по старости насчитывает 36 млн человек, или 25% россиян, против 29 млн, или 20% в 2000 г: «. По сути, из-за большого количества пенсионеров им сложно гарантировать высокий уровень жизни. Хотя годовые расходы Пенсионного фонда сейчас составляют примерно 8% ВВП, что соответствует среднему показателю по миру, коэффициент замещения (уровень пенсионных доходов к допенсионным) по России составляет всего 34% против 54% в среднем по миру. Дальнейшее демографическое давление будет приводить к снижению безработицы, которая уже сейчас составляет всего 4,7%, и стимулировать рост зарплат, что при нынешнем положении вещей будет и дальше оказывать давление на соотношение пенсионных и допенсионных доходов».Наталия Орлова видит два риска в реализации предложенного правительством сценария реформы.Во-первых, повышение пенсионного возраста может стать нагрузкой для компаний. «Прямой эффект реформы на компании не столь велик – по 1,6 млн дополнительных сотрудников компании будут выплачивать всего около 70 млрд руб. в год страховых взносов, что составляет примерно 1% прибыли компаний. Тем не менее, мы не исключаем, что компании будут вынуждать брать на работу людей старшего возраста, Дмитрий Медведев недавно поручил Министерству Труда и Министерству Финансов разработать ряд мер по обеспечению занятости населения предпенсионного возраста, что, на наш взгляд, бесспорно негативно для российского делового климата» — считает эксперт.
Второй негативный фактор — социальный. Наталия Орлова считает, что российский сценарий сильно расходится с мировым опытом. «Россия начинает реформу в достаточно трудный момент: темпы роста экономики России сильно отстают от мирового роста и ниже в сравнении со странами, которые уже проводят или проводили пенсионную реформу. Во-вторых, межстрановой анализ указывает на то, что обычное время между объявлением реформы и началом ее проведения составляет в среднем пять лет, тогда как в России первое предложение по повышению пенсионного возраста появилось только в 2016 г. В-третьих, параметры реформы по международным меркам жесткие – в среднем страны увеличивали пенсионный возраст на 2/5 лет для мужчин и женщин соответственно, что означает, что реформа затрагивала гораздо меньшую долю населения».
«Окончательного решения пока нет, мы считаем, что шансы на изменения реформы достаточно велики» — подчёркивает эксперт. По оценкам Наталии Орловой масштаб негативной реакции на пенсионную реформу значителен: электоральный рейтинг президента Путина снизился с 66% в конце первого квартала до нынешних 48%, или до самого низкого уровня с 2013 г. Несмотря на то, что объявление о пенсионной реформе состоялось в первый день Чемпионата мира по футболу, что должно было облегчить ее принятие, в 30 городах России прошли митинги против реформы, а по последним опросам ФОМ, примерно 80% россиян выступают против повышения пенсионного возраста и 43% готовы выйти на митинги. «Сейчас складывается впечатление, что принятие пенсионной реформы будет отложено на осень, — выдвигает предположение Наталия Орлова — Мы ранее уже указывали, что, так как налоговая нагрузка на бизнес в России находится примерно на среднемировом уровне, а нагрузка на население — ниже, именно увеличение налоговой нагрузки на население принесет наименьший вред экономическому росту. Однако такая негативная реакция населения на реформу увеличивает шансы того, что власти предпочтут пойти на компромисс, переложив часть нагрузки на корпоративный сектор, что вряд ли позитивно скажется на экономическом росте».