Тихий час

Тихий час

Фото - Андрей Порубов
Фото - Андрей Порубов
Проводимая в России пенсионная реформа не выдержала конкуренции с анонсированными президентом национальными проектами. Она осталась «делом рук» самих участников рынка — негосударственных пенсионных фондов (НПФ). «Со стороны органов власти наблюдается полное отсутствие разъяснительной работы по реализации пенсионных прав граждан», — констатирует вицепрезидент по экономике и финансам НПФ «Парма» Ирина Кокшарова.

Определенные подвижки, конечно, есть. Так, кампания обязательного пенсионного страхования (ОПС) прошлого года оказалась по крайней мере продолжительней: если в 2004 году у НПФ для привлечения заявлений граждан о переводе накопительной части трудовой пенсии было не более месяца, то в 2005м — полгода, с июля по декабрь. Но все равно Пенсионный фонд России (ПФР) принял немногим более 841 тыс. заявлений, и 82% из них в пользу НПФ.

В федеральном списке лидеров по количеству заявлений присутствуют Свердловская область (58 389), Пермский край (39 579), Челябинская область (32 321), ХМАО (22 266). В других регионах УралоЗападносибирского региона результаты гораздо скромнее: в ЯНАО — всего 3989 заявлений, в Удмуртии — 1363.

Растем Ханты-Мансийском

Аналитический центр «Эксперт-Урал» провел четвертое исследование НПФ Урало-Западносибирского региона. Итак, в 2005 году на рынке пенсионного страхования работало шесть федеральных и 29 региональных фондов (за год их число сократилось на единицу: НПФ «Связист» присоединился к фонду «ТелекомСоюз»). Доля фондов региона в общероссийском списке — 11,1%. В целом в сегменте негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) они сработали лучше федеральных: подняли пенсионные резервы на 96%, тогда как в целом по рынку прирост составил 63,4%. Правда, этим мы обязаны преимущественно Ханты-Мансийскому НПФ: его пенсионные резервы увеличились на 139,1% и превысили 18,6 млрд рублей. В общефедеральном списке по этому показателю фонд уступает только Газфонду и «Благосостоянию».

Динамика роста уставного капитала региональных фондов за анализируемый период тождественна общерыночной: 39,9 и 40,4% соответственно. Среди региональных фондов наибольший размер имущества для осуществления уставной деятельности у НПФ «Сургутнефтегаз» (4,7 млрд рублей). Впереди в общефедеральном списке только НПФ «Лукойл-Гарант» и Газфонд.

Клиентская база в региональных фондах составляет 8,9% от общей. За год она расширилась на 44,9%, почти в 4,5 раза опередив прирост в целом по рынку (9,6%).

И снова локомотивом выступил Ханты-Мансийский НПФ: его результат — более 580%. Суммарное количество участников региональных пенсионных фондов по НПО чуть превышает 537 тыс. человек. Судя по компаниям, предоставившим данные, основной клиент — корпоративный. Розничным рынком местные НПФ манкируют: прирост пенсионных взносов от населения составил у них всего 37,6%, тогда как у федеральных, принявших участие в исследовании, — превысил 344%.

На рынке ОПС ситуация противоположная. Прирост клиентской базы и суммы взносов больше у местных — 300,5 и 99,3%; у федералов — только 128,5 и 87,9% соответственно.

Оцениваем доходность

Инвестиционные стратегии размещения средств пенсионных резервов у НПФ кардинально различны. Одни занимаются этим самостоятельно (например, НПФ «Паритет»). Другие предпочитают работать с УК, причем, как рассказывает исполнительный директор НПФ «ПенсионИнвест» Светлана Кошкарова, отобранной из местных, «так как здесь возможны более тесные контакты». Третий вариант: специалисты фонда путем независимой оценки отбирают несколько УК.

Определение стратегии комментирует начальник по связям с общественностью Межрегионального негосударственного Большого пенсионного фонда Ирина Бугаева: «Основная цель НПФ состоит в том, чтобы средства пенсионных резервов или накоплений превратились в пенсию, а не становились рисковыми активами, которые можно вкладывать в любые инструменты финансового рынка. Поэтому нами выбраны умеренно консервативные УК, предложившие оптимальное соотношение рисков и доходности. Наша цель по доходности для консервативных портфелей — превышение инфляции на 3 — 5%, для умеренноконсервативных — на 5% и выше. Мы не планируем предлагать клиентам особо рискованные стратегии, связанные с инвестированием во вторые и третьи эшелоны на рынке акций. При использовании нерисковых инструментов с доходностью около 10% и при инфляции до 11% доходность фонда или УК не может быть слишком высока. Доходность, превышающая инфляцию на 5 — 7%, — показатель профессионализма. А доходность выше инфляции на 20% — это показатель авантюризма».

Аналогичной точки зрения придерживается и исполнительный директор НПФ «Социальная защита старости» Игорь Скрыпкин: «Основным критерием при выборе УК остается не высокая доходность, демонстрируемая компанией, а стабильное, на протяжении нескольких лет работы УК, превышение инфляции. Этому выбору наш фонд будет следовать и дальше». А президент НПФ «Стратегия» Петр Пьянков дополняет: «УК должна обеспечить фонду доход выше уровня инфляции не только на растущем, но и на падающем рынке. Пенсионный фонд при выборе УК обязан ориентироваться только на надежность и доходность. Знакомства, дружба и аффилированность здесь не проходят».

Вкладываем в жилье

Максимальную доходность размещения средств пенсионных резервов, превышающую уровень инфляции на 5 — 13%, показали всего шесть региональных НПФ: Ханты-Мансийский, «Стратегия», «Парма», «Образование», «УГМК-Перспектива» и «Пенсион-Инвест». Их инвестиционные стратегии сильно отличаются. Так, для «Стратегии» характерно равномерное размещение инвестиций по видам: акции (20%), облигации (29%), недвижимость и паи закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Стратегия» (24,3%), векселя (12,6%) и депозиты в банках (11,2%). В «УГМКПерспективе» значительная часть средств направлена в ценные бумаги субъектов РФ и муниципалитетов, а также в корпоративные облигации (69%). В «Пенсион-Инвесте» и «Парме» практически половина всех средств (55 и 47,1% соответственно) размещена в векселях. В НПФ «Образование» значительная часть инвестиций (58,8%) — на депозитах в банках.

«УГМК-Перспективу», Ханты-Мансийский НПФ, «Стратегию» и «Парму» объединяет инвестирование в недвижимость. Только на средства ХантыМансийского НПФ в ХМАО уже построено 25,6 тыс. кв. метров жилья и строится еще более 19 тыс. кв. метров. Всего в округе на пенсионные средства возводится каждый десятый дом. Размещение средств в недвижимость, в банковские депозиты позволяют пенсионным фондам снизить зависимость от фондового рынка и получить хорошую доходность.

Интерес у пенсионных фондов вызывают и прямые инвестиции, например, с участием ХантыМансийского НПФ будет реализован проект строительства завода по производству изделий из искусственного камня.

Поворачиваемся лицом к людям

Фонды кэптивные, обслуживающие интересы учредителей и их сотрудников, рано или поздно достигают пределов развития. Поэтому на определенном этапе НПФ необходимо выходить на открытый рынок, стараться максимально приблизиться к потенциальным клиентам.

Если самостоятельный выход экономически нецелесообразен, фондам могут помочь коллеги по финансовому рынку — банки и страховые компании. Эти игроки уже имеют разветвленную филиальную сеть, репутацию, клиентскую базу, обученные кадры. Поэтому партнерские отношения с ними для НПФ перспективны. Эту точку зрения на деле подтверждают примеры сотрудничества: НПФ «Русь» и страховая компания «Россия», Газфонд и СОГАЗ, Лукойл-Гарант и страховая компания «Белая Башня».

Как отмечает начальник отдела пенсионных технологий НПФ «Образование» Наталья Куртасова, «основной критерий выбора партнера — широкая филиальная сеть. Наш фонд продвигает свои пенсионные программы на площадках Сберинвестбанка, который, как и фонд, является стратегическим партнером холдинга AVS Group. Кроме того, соглашения о приеме пенсионных взносов заключены с Уральским банком Сбербанка России, Екатеринбургским муниципальным банком, Уральским банком реконструкции и развития, банком “Драгоценности Урала”».

Есть фонды, руководство которых считает, что продвижением услуг лучше заниматься самостоятельно. Исполнительный директор пенсионного фонда УГМК-Перспектива Андрей Чувилкин рассказывает: «Наш фонд работает через уполномоченных на предприятиях. Мы считаем, что это наиболее эффективный механизм взаимодействия с клиентами. Во-первых, это штучная работа: уполномоченный должен уметь разъяснить практически любой аспект деятельности пенсионного фонда, а иногда и УК. Подготовка квалифицированного уполномоченного — дело не одного дня и даже не одного месяца. Во-вторых, к уполномоченному на предприятии можно обратиться в любое время: человеку не нужно выбирать день для похода в специализированную организацию. Втретьих, уполномоченный в состоянии решить не только проблему клиента, но и представить интересы фонда перед руководством организации. Для работы на открытом рынке наш фонд организовал офис в центре Екатеринбурга, с одним из банков ведутся переговоры для создания на базе его офисов консультационных пунктов фонда».

Стратегии возможны разные. Цель у НПФ должна быть одна — взять ориентир на конкретного потребителя, открыть услуги «человеку с улицы». Только так они добьются успеха в перспективе.

Дополнительные материалы:

В выигрыше останутся все

Петр ПьянковЧто должна сделать власть для оживления пенсионной реформы

Петр Пьянков, президент НПФ «Стратегия» (Пермь):

— Основная помощь, которую может оказать рынку обязательного пенсионного страхования правительство, — расширение списка разрешенных инструментов для инвестирования пенсионных накоплений. Нам как воздух нужны ценные бумаги листинга А2. Сегодня НПФ имеют право вкладывать из уральских предприятий только в «Уралсвязьинформ», и то не более 5% от активов (для «Стратегии» — это всего 7,5 млн рублей). Остальные пенсионные накопления работают в пределах Садового кольца: в Газпроме, РАО ЕЭС и т.д. Отсюда и равнодушие к пенсионной реформе со стороны уральского бизнеса: ему эти деньги недоступны. Парадокс: иностранные пенсионные фонды могут покупать акции екатеринбургского парфюмерного концерна «Калина», а мы — нет! Если собственники увидят, что смогут получить хотя бы часть от уплаченных в прошлые годы налогов обратно через НПФ, пенсионная реформа пойдет совсем другими темпами. Тогда мы будем считать не проценты, а десятки процентов, ежегодно переходящих в частный сектор. НПФ не только снизят влияние спекулянтов, наполнят фондовый рынок длинными вложениями (от 25 лет), но и приведут на него наших промышленников, повысят их инвестиционную грамотность.

Андрей ЧувилкинАндрей Чувилкин, исполнительный директор НПФ «УГМКПерспектива» (Екатеринбург):

— Для усиления привлекательности ОПС необходимо расширить список инструментов, в которые разрешено инвестировать средства пенсионных накоплений, находящихся в НПФ. Кроме того, очень важно налоговое стимулирование накопления к пенсии. Нужно освободить от налога на прибыль доходы фондов, получаемые при инвестировании средств пенсионных накоплений.

Для привлекательности дополнительного пенсионного обеспечения необходимо решить вопрос исключения из базы по единому социальному налогу пенсионных взносов организаций, а для физических лиц предусмотреть налоговый вычет по налогу на доходы в сумме пенсионных взносов.

Игорь Скрыпкин, исполнительный директор НПФ «Социальная защита старости» (Магнитогорск):

Игорь Скрыпкин— В системе негосударственного пенсионного обеспечения остается нерешенным вопрос налогообложения. Следуя общепринятой во всем мире схеме (когда пенсионные деньги облагаются налогом только на выходе), правительство с 2005 года обязало пенсионеров платить НДФЛ с негосударственной пенсии. Но при этом сохранило налог на прибыль внутри фонда. Получается, что будущие пенсионеры платят налог дважды. Должна быть четкость в налогообложении, тогда услуги НПО будут востребованы населением: в рамках системы, предложенной государством, уплата налога на прибыль с доходности абсурдна. Отсутствие преференций для предприятий-вкладчиков также отражается на привлекательности НПФ. До сих пор не внесены обещанные изменения в Налоговый кодекс в части уплаты работодателями ЕСН с сумм пенсионных взносов, в результате двойственное толкование объекта обложения ЕСН не стимулирует участие работодателей в НПО. Что касается ОПС, думается, пенсионная реформа шла бы намного эффективней, если бы к ней допустили работодателей. Достаточно увидеть их участие в НПО, чтобы убедиться: люди им доверяют. В выигрыше остались бы все.

В сложившейся ситуации (с учетом неоформленного законодательства по ОПС и упорного молчания государства в деле информирования граждан о ходе реформы, о необходимости пенсионных преобразований) наш фонд основным направлением деятельности на ближайшее время определяет работу по НПО. В случае принятия нормативов в сфере профессионального пенсионного страхования планируется начать создание профессиональных пенсионных систем на предприятиях-вкладчиках.


Дополнительные материалы

Рейтинг негосударственных пенсионных фондов Урала и Западной Сибири по итогам 2005

Материалы по теме

Настройка стимулов

Пенсионные курьезы

Куда вложить миллиард

Хозяева старости