Инфляция выполнила нормативы ЦБ
По итогам июня инфляция в России составила 0,6%, это означает, что в годовом выражении индикатор показывает рост 4,4%. Директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев заявил, что эти данные для регулятора стали шоком. Напомним, что долгосрочной прогноз Банка России предполагает рост инфляции по итогам 2017 год не более 4%. Между тем, эксперты, следящие за недельными данными по инфляции в июне, указывали на признаки роста индикатора.
Основной вклад в негативную динамику сделал плодоовощной сегмент. Экономист по России и СНГ ВТБ Капитал Александр Исаков истоки разгона цен связывает с климатическими условиями:
— Из-за аномально холодной погоды этого года задержалось поступление на рынок фруктов и овощей нового урожая. В июне темпы роста потребительских цен в продовольственном сегменте повысились до 4,8% г/г (против 3,9% в мае), что и привело к ускорению общей инфляции. Третий месяц подряд главным фактором, вызывающим беспокойство, остаются цены на фрукты и овощи: в мае они перестали снижаться в годовом выражении и выросли к концу месяца на 2% г/г, а в июне инфляция в плодоовощном сегменте устойчиво составляла около 2% н/н, хотя в аналогичном периоде прошлого года средний уровень цен практически не менялся. В результате годовая инфляция в сегменте ускорилась до 11,6%, практически догнав традиционно высокий показатель инфляции в масложировом сегменте (11,8% г/г), основное влияние на который оказывают глобальные тренды.
В непродовольственном сегменте динамика менее напряженная. В июне средний рост цен составил 4% г/г.
— В июне курс рубля к доллару превысил уровень аналогичного периода прошлого года на 11,4% г/г, хотя в месячном сопоставлении несколько снизился. Тем не менее, исходя из нашего прогноза соотношения курса доллара к рублю (60,17 на конец 2017 года и 62,10 к концу 2018 года), мы ожидаем, что годовая инфляция в непродовольственном сегменте на конец текущего и следующего года достигнет 2,5% и 3,3% соответственно. Этому должно способствовать снижение цен на телевизоры и компьютеры (в отсутствие масштабных шоков это является стандартной тенденцией), а также замедление роста цен на другие товары, ценообразование которых привязано к валютному курсу, — рассуждает Александр Исаков.
Главная интрига в стане аналитиков — изменит ли регулятор курс на смягчение денежно-кредитной политики?
— Даже если поспорить, что июньский результат может быть рассмотрен как переходное явление, не стоит пренебрегать отложенным эффектом от более высоких цен на продовольствие, особенно, если они будут влиять на инфляционные ожидания, — отмечают аналитики Citi Иван Чакаров и Екатерина Власова в обзоре Russia Economics Flash.
Базовым сценарием ВТБ Капитал остается снижение ключевой ставки на следующем заседании совета директоров Банка России на 25 бп. «Мы будем внимательно следить за любыми заявлениями Центробанка, способными пролить свет на оценку регулятором серьезности текущих инфляционных рисков», — подчёркивает Александр Исаков.