24.08.2023

16,5% компаний Верхней Салды Свердловской области работают в креативной сфере

16,5% компаний Верхней Салды Свердловской области работают в креативной сфере

Однако их вклад в суммарную выручку составляет лишь 0,3 %

В Верхней Салде (Свердловская область) в сфере креативных индустрий работают 62 организации — это 16,5 % от общего числа компаний города (всего их 375). Вместе с тем их вклад в суммарную выручку невелик и составляет 0,3 %, высчитали специалисты Школы экономики и менеджмента ИнЭУ УрФУ, участники проекта «Креативная реиндустриализация городов «второго эшелона» в условиях цифровой трансформации».

«Дело в том, что в целом на рынке труда Верхней Салды 64 % работников задействовано в обрабатывающем производстве. Градообразующим предприятием является «Корпорация ВСМПО-Ависма» — мировой лидер по производству титановой продукции, на долю которой приходится 67 % от оборота всех организаций города (за исключением субъектов малого предпринимательства). Остальные 33 % выручки, в том числе доля выручки предприятий креативных индустрий, приходятся на оставшиеся 374 компании», — поясняет соавтор исследования, специалист центра поддержки научной деятельности ИнЭУ УрФУ Злата Новокшонова.

Показатели по компаниям и креативным индустриям Верхней Салды экономисты проанализировали с 2017 года на основе данных справочно-информационной системы СПАРК. В результате выяснили, что в 2017–2018 годах наблюдался рост и объемов деятельности предприятий, и суммарной выручки, в том числе компаний в сфере креативных индустрий. Однако с 2019-го началось ежегодное снижение темпов обоих показателей на 5–25 %. При этом уже в 2021 году на общем фоне снижения выручки исследователи обнаружили компании в сфере креативных индустрий, которые получили рекордный рост — на 100–300 %. Это предприятия, работающие в сфере архитектуры, туризма, общепита, бизнес-консалтинга и других креативных индустрий. В 2022-м тренд в целом начал исправляться. Так, в прошлом году в сравнении с 2021-м оборот организаций увеличился на 18,6 %, до почти 120 млрд рублей, сообщили в Школе экономики и менеджмента УрФУ.

«Если говорить про виды деятельности, то по итогам 2021 года наибольший рост по размерам выручки показал общепит, затем идет торговля ювелирными изделиями, издание газет и радиовещание, деятельность рекламных агентств, архитектура, бизнес-консалтинг, турагентства», — рассказывает Злата Новокшонова.

Потенциал развития креативных индустрий у Верхней Салды есть, уверены экономисты. Среди ключевых направлений, которые можно развивать, — организация культурно-бытового и коммунального обслуживания населения, а также мест массового отдыха. К примеру, перспективными для развития зон рекреации специалисты определяют как минимум четыре территории — Верхнесалдинская, Юрьинско-Шайтанская, Басьяновская, Тагильская. На этих территориях можно организовать оздоровительный отдых в существующих профилакториях, утилитарный (сбор ягод, грибов, рыбалка) и познавательный туризм (по памятникам археологии). Также развивать общественные зоны можно за счет строительства объектов образования (детских садов, школ, в том числе спортивных и искусств, лыжных баз) и общественного назначения (центры соцпомощи, соцобслуживания, библиотеки, сельскохозяйственные рынки и пр.), заключают исследователи.

Отметим, при поддержке Российского научного фонда команда Института экономики и управления УрФУ изучает возможности и направления креативной реиндустриализации в городах «второго эшелона» (города с населением менее 1 млн человек, расположенные в промышленных регионах) уральского экономического района и Кузбасса. Цель научного коллектива — изучить экономическое состояние таких городов и предложить направления развития индустриальных центров.

Фото: creativeart на Freepik

Материалы по теме

При слове «культура» я хватаюсь за кошелек

В городских экономиках растет доля креативных индустрий

Свердловские креативные кластеры на базе старинных заводов вышли в финал проекта АСИ

«Большая Сысерть» на Урале получит статус туристического кластера до середины 2021 года

Креативный бульон

Развитие креативных индустрий не всегда возможно через систему быстрых побед