Мы в одной лодке: как объединить целевые ориентиры банков и девелоперов
На Урале обсудили проект доклада «Основные направления развития финансового рынка»
Уральское управление Банка России провело общественное обсуждение проекта доклада «Основные направлений развития финансового рынка на 2022 — 2024 годы», разработанного Банком России.
По словам директора департамента стратегического развития финансового рынка Банка России Михаила Ковригина, документ задает систему координат на ближайшие три года. В проекте обозначено восемь приоритетов. Среди них создание благоприятных условий для работы финансовых организаций, содействие цифровизации, вывод на рынок финансовых инструментов долгосрочного финансирования экономики, обучение и защита начинающего розничного инвестора. Новыми вызовами для финансового рынка являются мировой тренд на декарбонизацию, повышение экологических стандартов производства, учет социальных факторов в экономической политике.
По итогам общественных обсуждений, которые будут проходить до 1 сентября, проект «Основные направления развития финансового рынка» будет представлен президенту и правительству, а затем после доработки внесен на рассмотрение Государственной думы. По новым правилам, такой документ регулятор будет готовить ежегодно на трехлетний горизонт. «Это позволит оперативно корректировать ранее намеченные планы и учитывать динамичные изменения, которые происходят на финансовом рынке», — отмечают в ЦБ.
— Мы рассчитываем, что этот документ будет рабочим, поэтому предложили высказаться широкому кругу участников экономической деятельности, — подчеркнул начальник Уральского ГУ Банка России Рустэм Марданов.
В дискуссии приняли участие представители исполнительных органов власти макрорегиона Урал и Западная Сибирь, университетов, банковского сообщества. Свою оценку проекта от имени бизнес-сообщества представил член президиума совета Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Андрей Бриль. Приводим ключевые тезисы.
— Мы хотим обратить внимание на национальный проект «Доступное жилье и городская среда». Мы должны выйти на 120 млн квадратных метров жилья в год и обеспечивать в год жильем 5 миллионов семей. Для этого граждане должны иметь доступную ипотеку. Было бы уместно отразить в документах Центрального банка вклад финансовой системы в решении этой задачи, тем более что задачи у нас общие. Есть и другие пересекающиеся направления. Процесс перехода на эскроу-счета закончен и сейчас финансовые потоки девелоперов формируют существенную долю пассивов банковской системы. Поэтому, на мой взгляд, система индикаторов финансовой системы должна быть дополнена показателями, которые будут характеризовать участие в решении этой задачи финансового сектора. Например, это может быть абсолютное число или доля семей, которые ежегодно должны улучшать свои жилищные условия с помощью льготной ипотеки. Есть и предложения относительно общего понимания ситуации в секторе. У нас есть ощущение, что мы не вполне одинаково с представителями финансовой системы интерпретируем некоторые данные. В частности, речь идет о причинах роста цен на жилье. Финансовая система считает, что основной вклад в динамику вносит льготная ипотека, а наши отраслевые эксперты связывают рост цен с девальвацией и следствием технологического перехода на эскроу-счета.
Мы считаем важной задачей поддержку малого и среднего предпринимательства. А для этого сектора важна доступность финансовых ресурсов. В документе основной упор сделан на небанковские источники финансирования, маркетплейсы и институты развития. Это все важно, но основным источником средств для малого и среднего предпринимательства являются кредиты. Нам кажется, что недостаточно конкретно этот тезис прописан.
Я думаю, что все согласятся с тем, что экономике нужны длинные деньги и хорошо, что этому посвящен отдельный раздел документа. Но главным источником этого ресурса считаются средства граждан, речь идет об индивидуальных инвестиционных счетах, негосударственных пенсионных фондах, долевом накопительном страховании жизни, системе жилищных сбережений, акциях, облигациях. Это очень хорошие и правильные вещи. Но размер этого источника не соответствует потребностям экономики.
Мы готовы внести несколько конкретных предложений. Нам кажется, что имело бы смысл организовать постоянную дискуссию о качестве риск-менеджмента в банках. В «Основных направлениях» указано, что сегодня имеет место недостаточная инвестиционная привлекательность российского рынка, у нас мало проектов, которые имеет смысл кредитовать. Нам же кажется, что на финансовом рынке, наоборот, отсутствуют инструменты и достаточный ресурс, адекватные характеру и содержанию имеющихся у российских предпринимателей инвестиционных проектов. Да, мы молодая развивающаяся экономика, это имеет свою специфику. Мы вынуждены строить капитализм без капиталов, мы были вынуждены в течение предыдущего периода принимать на себя повышенные риски. Других проектов, к сожалению, у нас нет. И ждать, что сами собой проекты станут такими, как в Европе, не стоит, такого чуда не случится. Нам кажется, что такая дискуссия могла бы быть полезна. Неплохо было бы включить эти положения в стратегические документы.
Мы полностью поддерживаем предложение о хеджировании процентных рисков при долгосрочном кредитовании. Нам кажется, это очень важная инициатива, очень своевременная. И чем скорее она будет реализована, тем лучше. Но нам хотелось увидеть здесь конкретику и количественные показатели. Есть у нас разногласия в части оценки роли льготной ипотеки. Нам кажутся преувеличенными страхи перед влиянием льготной ипотеки на формирование пузыря, мы убеждены, что льготная ипотека не влияет так сильно, наоборот, она позволяет этому пузырю роста цен не надуться, потому что снимает напряжение с рынка. Нам кажется, что прекращать эту программу не следует, тем более что мы с банками здесь находимся в одной лодке, ипотека влияет на доходность и маржинальность банковского сектора.
Да, мы согласны, что есть целый ряд вопросов, связанных с тем, кто будет выгодополучателем, как эти деньги вернутся в бюджет. Но это вопросы технические и решаемые.