Коронавирус: ищи, кому выгодно
Ажиотаж вокруг коронавируса может иметь политические корни — рассматриваем конспирологическую версию управляющего партнера инвестиционного партнерства AB TRUST Алексея Бачерова.
Вспышка коноравируса в Китае продолжает держать в напряжении мировые финансовые рынки, экономисты рассчитывают масштабы глобальных экономических последствий. Как правило, причины возможного обвала ВВП видят в большой роли Китая в мировой экономике.
Однако в социальной сети встречаются и другие трактовки событий. Управляющий партнер Инвестиционного партнерства AB TRUST Алексей Бачеров на странице компании в Файсбук предлагает три конспирологических версии:
— Как только коронавирус уходит из объективов телекамер, его настойчиво возвращают обратно. Так было уже как минимум дважды. В первый раз, когда китайцы опубликовали изменение методики определения и получили резкий скачок численности заболевших. Однако через пять-шесть дней стало понятно, что общая динамика никак не изменилась. Второй — сегодня практически все СМИ трубят об огромной скорости распространения вируса уже за пределами Китая. При этом в самом Китае его удалось взять под контроль, и даже прозвучали заявления о том, что там разработана вакцина.
Кому может быть выгоден ажиотаж вокруг коронавируса? На мой взгляд, самая правдоподобная конспирологическая версия — борьба за власть внутри Китая. Идёт мощнейшее столкновение между высокопоставленными чиновниками и партийцами, поддерживающими курс Си Цзиньпиня и его дальнейшее пребывание на посту генсека ЦК КПК, и теми, кто хотел бы иначе выстраивать отношения с США. Самое интересное, что кто бы ни победил во внутреннем противостоянии, результат для мировой экономики может оказаться плачевным.
США постоянно обвиняют Китай в манипуляции юанем, это делает китайские товары конкурентными на Западе. Именно поэтому идут торговые войны, задействуются инструменты протекционизма. Это ведёт к падению мировой торговли и мировой экономики. Но если к власти в Китае придут «сторонники США», это ещё не значит, что перестанет существовать КПК, зато может означать, что Китай пойдёт на большие уступки США, и шагом примирения может легко стать более «свободная» политика в отношении юаня. В этом случае США с готовностью снимут торговые пошлины, но упадёт конкурентоспособность самой китайской экономики, что также приведёт к её замедлению. Так что оба исхода — не про улучшение текущей экономической ситуации, разве только совсем в краткосрочной перспективе. Это классическая борьба за власть, тот случай, «когда лес рубят, щепки летят». Рынок же нервно реагирует на любой негатив, который приходит с новостями по коронавирусу: все ждут большого «бара-бум», и при первой возможности стараются зафикситься или застраховаться. А каждый следующий рост «дается со страхом в глазах».
Можно было бы сказать, когда в точности начнётся полноценное падение (если оно уже не началось) и насколько глубоким оно может быть, но на некоторые вопросы у меня нет ответов. Их стоит искать в закрытой части банковской системе Китая. Всем известно, что китайские банки если и прозрачны, то только для Банка Китая. Но и там могут быть такие лазейки, которые не видны даже ему. Не зря же в Китае каждый год раскрывают коррупционные дела и расстреливают чиновников всех уровней. В сегодняшнем мире без помощи банков в таких вопросах не обходится. Но дело не в коррупции, дело — в экспортной ориентированности экономики Китая. Это значит, что в банках могут висеть огромные квазикредиты по поставкам продукции на европейский, американский и остальные рынки, номинированные в долларах и евро, что сложно представит. Многие эти поставки могут быть застрахованы. К чему я веду? Коронавирус способен поставить под сомнение сроки выполнения контрактов, что в свою очередь приведет к различным проблемам, и штрафные санкции в договорах могут оказаться из них самыми простыми и незначительными. В общем, когда цепочки невыполнения или несвоевременного выполнения контрактов начнут «рушиться», проблемы квазикредитов и страховок могут начать расти в прогрессии, и это станет мощнейшим ударом по финансовой системе Китая. И пусть Китай имеет самые большие резервы, но смогут ли они покрыть такие дыры, да и будут ли использоваться до последнего юаня — большой вопрос.
Кому ещё выгодна ситуация с коронавирусом? Кто может выиграть от шумихи вокруг коронавируса в мировом масштабе, при этом не боится мирового кризиса? Парадоксально, но это США. Например, те, кто сегодня ставит против Трампа. Последнему очень не хотелось бы входить в политическую борьбу с плохими «фондовыми показателями». Мы не раз наблюдали, что у этих элит есть возможность лить ушаты на Трампа через СМИ. Так почему бы не раскачать тему коронавируса: она вызовет панику, позиции Трампа ослабнут, всё это поможет выиграть «своему» кандидату. Но дирижером может быть и сам Трамп. Сейчас подогревается истерия, а ближе к концу президентской гонки он «одержит» оглушительную победу над коронавирусом, что даст дополнительные очки на выборах. Ситуация в любом случае динамична, и здесь возможно больше подстроек под реальность, чем прямых манипуляций. Но то, что тема коронавируса очень удобна, — это несомненно.