От Поднебесной до новой экономики

ТЛК «Южноуральский» на логистической карте России

ТЛК «Южноуральский» на логистической карте России

Строительство ТЛК «Южноуральский» может кардинально изменить позиции Челябинской области на логистической карте России и вывести взаимодействие региона с основным внешнеторговым партнером страны Китаем на новый уровень

В конце октября губернатор Челябинской области Борис Дубровский провел крупное совещание, посвященное реализации проекта транспортно-логистического комплекса (ТЛК) «Южноуральский». На нем прозвучало: на основе ТЛК может быть создана зона опережающего развития. «Южноуральский» изначально выходил за пределы традиционного понимания ТЛК, поскольку подразумевал освоение нового транспортного коридора для доставки товаров из Китая и организацию на сопряженной со складскими площадями территории промышленного кластера. Если новые планы руководству области удастся реализовать, роль комплекса в экономике Южного Урала будет еще больше.

Первая информация о «Южноуральском» появилась в июне 2012 года: проект представили на Деловом совете ШОС в Пекине. В сентябре 2013-го в Увельском районе был заложен первый камень, в апреле 2014-го к проекту подключилась Государственная транспортная лизинговая компания, что сняло все вопросы относительно будущего «Южноуральского»: в ГТЛК отмечали, что выступают не только как лизингодатель, но и как стратегический партнер и генеральный инвестор (общий объем вложений — 6,8 млрд рублей). К маю 2015 года должна быть готова первая очередь — 82 тыс. кв. метров складских площадей класса А, контейнерный терминал мощностью 700 TEU (twenty-foot equivalent unit, эквивалент двадцатифутового контейнера) в сутки, зона парковки грузовиков. Что изменится с появлением первой очереди и чего ждать дальше?

Коридорная система

«Южноуральский» задумывался как распределительный центр для грузов из Западного Китая, как входная точка транспортного коридора Урумчи (Китай) — Достык (Казахстан) — Карталы (Россия, юг Челябинской области). Интерес к проекту объясним. Во-первых, Китай является основным внешнеторговым партнером России. В 2013 году объем экспорта и импорта между Россией и Поднебесной составил почти 89 млрд долларов (на втором месте Нидерланды с 76 млрд долларов, на третьем — Германия с 75 млрд долларов). Во-вторых, именно за счет импорта растет внешнеторговый оборот между нашими странами. В 2013 году по сравнению с 2012-м он увеличился на 2,7% при снизившемся на 0,3% экспорте. В-третьих, развитие нового транспортного коридора позволит в разы сократить сроки доставки грузов из Западного Китая. Как сказано в презентации ТЛК, сейчас доставка из Урумчи до Челябинска, если везти груз по территории Китая, а затем использовать Транссиб, занимает 36 дней — груз преодолевает расстояние в 12 тыс. км. Морским путем (сначала из Урумчи до Шанхая или Гонконга наземным транспортом, затем до Санкт-Петербурга — морским, и до Москвы с последующим распределением по регионам — снова наземным) — 53 дня и 27 тыс. км. До «Южноуральского» грузы реально доставлять контейнерными поездами за десять дней.

— В рамках развития первой фазы проекта ТЛК «Южноуральский» в первую очередь ориентируется на грузопоток из Китая — именно для этих целей инфраструктура комплекса включает помимо складских помещений такое звено мультимодальной цепочки, как контейнерный терминал. Около 70% грузов, прибывающих специализированными контейнерными поездами по новому маршруту, после выгрузки и таможенного оформления будет перемещаться на склад, где девелопер организует услугу кросс-докинга — перегрузки товара из контейнера в транспортное средство, которое доставит груз до получателя. Такая схема позволит существенно оптимизировать издержки по использованию контейнеров и транспортные расходы по доставке грузов не только в радиусе 500 — 700 км от ТЛК, но и при доставке в Москву, — комментирует директор направления по работе с логистическими операторами компании Knight Frank (эксклюзивный брокер ТЛК «Южноуральский») Руслан Готыжев. — Что касается ориентации на Западный Китай, то Урумчи — это административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района. Синьцзян является центральным звеном экономического коридора вдоль Шелкового пути, через который власти КНР продвигают интересы своей страны в Центральную Азию, Россию и далее в Европу. ТЛК «Южноуральский» становится ключевым звеном в этом транспортно-логистическом коридоре.

По словам заместителя председателя комитета по транспорту и логистике Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Александра Попова, логистическую систему Челябинской области можно рассматривать как систему, объединяющую региональные предприятия, и как составную часть логистической системы УрФО, России и мира: «Во всех этих четырех измерениях роль “Южноуральского” очень велика. Важно, на мой взгляд, выделить несколько моментов. Во-первых, столь глобальный проект перешел из теоретической стадии в практическую с внедрением современных транспортно-логистических и программных технологий грузопереработки. Во-вторых, он получил поддержку не только на федеральном уровне и у международных партнеров, но и у частных инвесторов. В-третьих, Челябинская область становится центром международного взаимодействия в логистике. В-четвертых, кроме новых рабочих мест и увеличения платежей в бюджет области, создание ТЛК даст синергетический эффект для развития экономики Южного Урала. ТЛК — это не региональный и не российский проект (в нем задействованы Китай и Казахстан), это новый транспортный международный коридор — существенное дополнение к маршрутам доставки грузов морем в Россию и Европу».

Появление «Южноуральского», возможно, будет способствовать решению еще одной проблемы — дефицита в Челябинской области качественной складской недвижимости. В консалтинговой компании CBRE местный рынок характеризуют как дефицитный и слаборазвитый (что, впрочем, характерно для большинства региональных городов-миллионников), с 2010 по 2013 год здесь не введено в эксплуатацию ни одного складского комплекса. По словам Руслана Готыжева, 30 тыс. кв. метров складов первой очереди «Южноуральского» не будут задействованы в операциях, связанных с обработкой грузов из Китая, и могут рассматриваться для сдачи в долгосрочную аренду.

По оценке директора по развитию компании «Логопарк.ру» Александра Перфильева, «Южноуральский» не окажет значительного влияния на рынок спекулятивной складской недвижимости, поскольку находится в 76 км от Челябинска и не соответствует запросу основной группы арендаторов, которым требуется современный склад как можно ближе к городу. «Думаю, ТЛК может заинтересовать только крупные продовольственные сети, которые еще не построили в области собственные распределительные центры».

При этом строительство «Южноуральского» вполне может повысить интерес инвесторов к региону. «Для всех городов с минимальным или отсутствующим предложением качественной складской недвижимости характерна одна проблема — инвесторы боятся быть новаторами. Нужна компания, которая реализует в том же Челябинске качественный проект и покажет всем, что такое хороший склад», — говорил нам год назад генеральный директор компании «Инвест Бизнес Консалтинг» Станислав Ахмедзянов. Теперь такая компания появилась.

На пути к хабу

Перспектива «Южноуральского» — расширение и формирование производственного блока.

— Говорить о сроках выхода проекта на следующие этапы развития в данный момент рано, так как многое будет зависеть от спроса на складские площади. Но важно отметить, что в концепции проекта изначально предусмотрены ресурсы для его развития. Складские площади могут быть увеличены до 400 тыс. кв. метров, а зона вокруг комплекса (до 600 га) имеет потенциал использования для развития современных производств. Возможность присоединения прилегающей к комплексу территории изначально учитывалась при выборе земельного участка для ТЛК, — отмечает Руслан Готыжев.

Как следует из презентации «Южноуральского», на прилегающей к ТЛК территории могут быть организованы, к примеру, сборка бытовой техники, производство автокомпонентов, строительных материалов и продуктов питания. Как говорил в интервью «Э-У» экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич (см. здесь), «сейчас комплектующих по разным видам товаров из Китая идет до 50%, по бытовой технике — до 90%. Теоретически появится возможность наладить на территории ТЛК производство, например, потребительских товаров или их составляющих. От китайского бизнеса уже есть предложения о создании таких предприятий».

Главное, призывают эксперты, не сбавлять обороты.

— Скорость доставки грузов — это один из критериев эффективности логистики. Второй — уровень логистического сервиса: соблюдение сроков доставки, минимальное количество транспортного брака и складских ошибок, нарушений температурного режима, если он важен для груза, и т.д. Новый транспортный коридор предлагает доставку грузов из Китая в Россию за десять суток, что само по себе очень важно для бизнеса. Но сейчас все больше транспортно-логистических компаний выходят на рынок с подобными предложениями, будет усиливаться конкуренция и победят в ней те, кто сможет не только предложить более короткие сроки доставки и оптимальные тарифы, но и высочайший уровень логистического сервиса, доходящий в современной контрактной логистике, исходя из моего опыта работы, практически до 100%. Поэтому ТЛК и компаниям, которые будут участвовать в обеспечении функционирования этого международного коридора, тем же перевозчикам, этот уровень качества логистического сервиса предстоит не только продемонстрировать, но и постоянно поддерживать, — считает Александр Попов.

— Если регион претендует на роль крупного логистического хаба, то строительство логистических парков — далеко не единственный момент, на который ему необходимо обратить внимание. Хабом может стать только регион с развитой инфраструктурой — автодорогами, железнодорожными грузовыми дворами, контейнерными терминалами и т.д. Интересен пример Татарстана, в котором развитие логистики шло за развитием новых производств в ОЭЗ «Алабуга», а, возможно, и одновременно с ним. Где производство — там и логистика. ТЛК «Южноуральский» может стать ключевым, грандиозным проектом для Челябинской области, но регион пока в начале этого пути, — комментирует Александр Перфильев.

Руслан Готыжев тоже смотрит на перспективы «Южноуральского» с оптимизмом:

— Проект имеет всестороннюю поддержку со стороны Минтранса РФ, губернатора и правительства Челябинской области, министерства транспорта КНР, Народного правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, а также Делового совета ШОС. При организации операционной деятельности ТЛК напрямую сотрудничает с казахской национальной компанией «», обеспечивающей комплексный сервис при транзитном прохождении грузов через территорию Казахстана. Со стороны Китая — с многоотраслевым центром экономического развития «Синьцзяньская Евразийская железная дорога», комплексно обслуживающей прохождение грузов по территории КНР. Учитывая такой высокий уровень поддержки проекта и его значение на международном уровне, на всех участников этого транспортно коридора возложена колоссальная ответственность по эффективному обеспечению работы своего подразделении в рамках проекта.

Если все получится, уже к концу текущего десятилетия, как сказано в прогнозе социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, на ТЛК «Южноуральский» может быть создано около двух тысяч рабочих мест, а ежегодные отчисления в областной бюджет достигнут 200 млн рублей.

Материалы по теме

Челябинский губернатор и генконсул КНР договорились о создании СП

Челябинская область откроет окно в Китай через СЭЗ Хоргос

Шелковый порт

На ММК завершена реконструкция сероулавливающей установки

Челябинск поставит зерно в Поднебесную

Челябинск: в Китай через Казахстан