26.08.2021

Как запустить конвейер IPO

Как запустить конвейер IPO

Для роста веса фондового рынка в экономике нужен постоянно растущий класс предпринимателей, готовых предлагать свои акции широкому кругу инвесторов

Российской фондовый рынок два года находится в позитивном информационном поле.  И основания для этого есть. После 15-летней вялой торговли среди ограниченного круга эмитентов и инвесторов рынок получил импульс к росту одной из важнейших составляющих — интереса со стороны розничных игроков. Сейчас на Московской бирже открыто около 13 млн. счетов, на этих счетах сосредоточено 7 трлн. рублей. Но глубинные противоречия и проблемы до сих пор не преодолены. К такого выводу пришли аналитики НАУФОР в ходе подготовки доклада о текущем состоянии фондового рынка и основных направлениях его развития. «Этот взгляд является взглядом «трезвым», он необходим, чтобы не впадать в некоторую эйфорию, которая, как нам кажется, сегодня присутствует» — подчеркнул   президент НАУФОР Алексей Тимофеев, открывая недавнюю онлайн- конференцию «Вызовы регулирования».

По его мнению, рынок не дотягивает до многих параметров развитости, например по такому критерию, как уровень капитализации:

 —Российский фондовый рынок так и не восстановился после кризиса 2008 года. В долларовом исчислении капитализация российского фондового рынка составляет всего лишь 52% капитализации уровня 2007 года, а оборот на этом рынке составляет всего лишь 40% от тех докризисных значений.

Скудный набор инструментов по-прежнему является одним из ограничителей роста. Остроту проблемы чуть снизил тренд локализации иностранных финансовых инструментов, но это не снимает общего вызова узости набора национальных активов, акцентирует Алексей Тимофеев:

 — Из двухсот представленных на организованном рынке акций лишь 150 торговались в течение десяти последних лет и только лишь 74 из них были относительно ликвидными.

Не избавился рынок и еще от одной застарелой болезни — высокой концентрации: 63% капитализации и 73% оборота приходится на десятку крупнейших эмитентов.

И одна из причин этого — низкий уровень интереса национальных   компаний к публичному размещению.  Количество эмиссий пока исчисляется десятками. По данным Московской биржи в 2020 году состоялось семь IPO, SPO и сколько же первую половину этого года.  

Вызывает вопросы и статистика активности розничных инвесторов, ставит проблему Алексей Тимофеев:

 — Да, счетов много, но они преимущественно нулевые. Всего лишь около 27% брокерских счетов зафондированны, это говорит о том, что реальных инвесторов на фондовом рынке только около трех- четырех миллионов человек. Не так много, как хотелось бы.

Статистика указывает на и слабое развитие индустрии коллективных инвестиций. Эта индустрия пока незначительна и сильно уступает сектору брокерских услуг.   

И все это в итоге приводит к тому, что фондовый рынок не выполняет главную функцию — финансирование социально-экономического развития страны.

 В целом участники конференции с постановкой вопросов согласны, но, по их мнению, некоторые аргументы доклада требуют уточнения. К примеру, президент-председатель правления ФГ БКС Олег Михасенко считает некорректным сравнение текущей ситуации на рынке с 2008 годом:

— За это десятилетие появился большой рынок внебиржевых инструментов, структурные продукты, ЕТF. Но самое главное, мы получили мощный скачок в качестве предоставления услуг. Сейчас живем в мире, когда клиент, не выходя из дома, открывает счета, получает отчетность.

Глубокое проникновение цифровых технологии приводит к изменению бизнес-моделей профессиональных участников фондового рынка. Уровень капитала до сих пор был одним из показателей, вокруг которого строилось регулирование. Диджитализация меняет цепочку создания стоимости и это потребует адаптации бизнес-моделей под новые реалии, убежден заместитель председателя Банка России Сергей Швецов:

— И это заставляет задуматься о значимости в отношении того капитала, который вложен участниками рынка в бизнес. Скорее всего, этот капитал не сможет оставаться конкурентоспособным. Нужен фундаментальный пересмотр подходов.

Банк России уже начал подготовку к этому переходу, запустив проект «Регулирование по видам деятельности, как правильно?» Из самой поставки вопроса следует, что рынок ждет кардинальный пересмотр моделей надзора. Сергей Швецов пока подход в общем виде формулирует так:

— На будущее мы видим конфигурацию лицензий, изменение посреднической функции внутри рынка капитала, трансформирующего сбережения в инвестиции. Нужно будет учесть еще и появление marketplace.

Регулятор соглашается с оценкой роли публичного финансирования в экономическом развитии, которая была представлена в докладе. ЦБ со своей стороны постоянно предпринимает усилия для снятия барьеров выхода компаний на открытый рынок. В частности, недавно выпущен проект указа для общественного обсуждения, в котором предлагается отменить лимит на долю акций российских эмитентов, размещающих эмиссии за пределами страны. Сейчас действует правило: общее число таких акций не должно превышать 25% от всего объема акций одного типа, при этом за рубежом может торговаться не более 50% от общего количества предлагаемых акций.

По словам Сергея Швецова Банк России будет и дальше снимать препятствия для IPO, но регулятор не может запустить конвейер IPO, если не работает сам конвейер производства новых компаний:

— Те компании, которые выходят на IPO, рождаются на рынке венчурных инвестиций и private equity. И это в целом вопрос инвестиционного климата в РФ, начиная от того, как предприниматель показан в сериалах, которые смотрит население, и заканчивая тем, куда хотят пойти работать школьники.

Президент Ассоциации «НП РТС» Роман Горюнов, однако, верит в силу административного ресурса:

— Нам надо привлекать эмитентов. И на мой взгляд государство должно из бюджета просубсидировать для эмитентов первый выход на рынок. Мы должны сделать максимально большое количество усилий для того, чтобы эмитентам было не страшно размещать акции. Компании должны перестать бояться, что инвесторы не будут покупать их бумаги. Для этого нужно снять ограничения на покупку акций в ходе публичных размещений для пенсионных фондов и частных инвесторов. Потому что невозможно запрещать инвесторам покупать бумаги и при этом говорить, что мы хотим IPO иметь. Это взаимоисключающие задачи.

Но для этого рынку нужен еще и мощный институциональный инвестор, на фоне эйфории присутствия розничного игрока актуальность этой проблематики ушла в сторону, и это неправильно, убежден Роман Горюнов:

— На мой взгляд, наличие институциональных инвесторов крайне важно, чтобы обеспечивать рациональное ценообразование. Очень сложно иметь абсолютно ритейловый рынок. Волатильность его будет зашкаливать, а российские институциональные инвесторы, в первую очередь пенсионные фонды, могли бы поддерживать баланс.

Проблема ограничения риска для частного инвестора, которая обсуждается ведь этот год, по-прежнему остается актуальной.

Председатель правления, генеральный директор УК «Альфа-Капитал" Ирина Кривошеева в этой связи обращает внимание на последние данные обзора Банка России. Из этого анализа следует, что на брокерских счетах у частных инвесторов доля акций составляет свыше 50%, на счетах доверительного управления— 14%:

— Мы видим, что уровень рисков в портфелях не очень опытных инвесторов достаточно высокий. И мы все понимаем, что на фоне падения рынка клиенты могут столкнуться с убытками, а значит, это приведет к разочарованиям инвесторов.

Чтобы этого избежать проблем в будущем, по ее мнению, точкой первого входа для неопытного инвестора на рынок должен стать фонд. «В этой связи мы выделяем для себя несколько приоритетных стратегических направлений развития рынка, говорит Ирина Кривошеева:

— Нам необходимо развитие инструментов биржевых паевых инвестиционных фондов, поддержка тренда на удлинение сбережений, совершенствование продуктов и сервисов, дальнейшее проникновение цифровых технологий.

— Во главе угла должна стоять задача развития индустрии коллективных инвестиций, как наиболее приспособленных институтов для мелких инвесторов, — соглашается Алексей Тимофеев. — Это самый диверсифицированный инструмент, он лучше других годится именно для такой группы инвесторов.

Несмотря на заметные продвижения ретейла, успокаиваться рано, считает и Роман Горюнов:

— Доля проникновения частных инвесторов в сопоставлении с населением страны остается мизерной, мы не должны считать, что уже выполнили свою миссию. Недостаточно убедить людей открывать счета, нам нужно, чтобы люди с этих счетов торговали, а для этого они должны видеть, что они на рынке зарабатывают. Для этого нужно создавать условия, в том числе и расширять продуктовый ряд.

— Нужно идти дальше по пути обеспечения разнообразия финансового инструментария на фондовом рынке, — соглашается Алексей Тимофеев. — Речь должна идти о допуске иностранных ETF, валютных инструментов. Гражданам нужно дать инструменты, которые с их стороны пользуются спросом.

Не стоит отказываться и от тех решений, которые уже показали свою эффективность, — убеждён Алексей Тимофеев. В частности, речь идет о налоговых преференциях по НДФЛ для владельцев ИИС:

Однако, судя по реакции Сергея Швецова некоторые предложения такого рода могут натолкнуться на бюджетные ограничения:

— Это очень сложный и очень болезненный вопрос. Мы живем в условиях определенных финансовых ограничений федерального бюджета. Нужно принимать во внимание тот факт, что деньги от НДФЛ идут в бюджеты регионов, а у нас и так регионов- доноров не много. Есть и другой аргумент. Честно говоря, мы не уверены, что российские граждане покупают ценные бумаги, потому что им бюджет дает налоговую льготу, это скорее некая приманка. Но мы обещали рынку с министерством финансов вместе предоставить преференции, и 6 млн открытых в первое время ИИС— это затраты бюджета на привлечение людей для входа на рынок. Я не уверен, что у министерства финансов есть возможность поддерживать этот проект бесконечно, я имею ввиду продление преференций по ИИС первого типа. Я не уверен, что у Минфина есть возможность бесконечно закрывать глаза на то, иностранные ценные бумаги приобретаются за счета инвесторов частично за счет бюджета Российской Федерации. Поэтому я верю больше в модель ИИС третьего типа. Кроме того, на мой взгляд надо подумать, как через ИИС стимулировать развитие доверительного управления.

И наконец, требует снятия еще один барьер — обеспечение удаленной идентификации клиента. С актуальностью этого вопроса Сергей Шевцов соглашается:

.

— Сейчас принято говорить: «кто не в цифре, у того нет завтра». И это действительно так. Если мы не научимся делать дистанционную идентификацию, чтобы быть конкурентоспособными с иностранными провайдерами, у нас не будет будущего. Это вопрос, который мы обязаны решить. Я не технолог, у меня нет готовых рецептов, как это делать. Но в стране достаточно профессиональных людей, которые этим занимаются. Я верю в то, что мы этот вопрос решим.

В целом Сергей Швецов просит профессиональное сообщество придерживаться баланса формулы треугольника: этика со стороны финансовых посредников, знания со стороны населения и доходность со стороны тех стратегий, которые будут присутствовать на финансовом рынке: «Если мы эти три элемента выдержим, я думаю, что у нас будет все достаточно неплохо».

Материалы по теме

Да и просто хотелось пожить

Нужна умная агрессия

Прямой разговор

Не докачали

Определена сметная стоимость инвестпроекта разработки документации железной дороги в рамках УП-УП