30.03.2021

Как предпринимателю снизить налоговые риски

Как предпринимателю снизить налоговые риски

Времена, когда налоговая выстраивала общение с предпринимателем на основе формальных положений, прошли, говорит генеральный директор ГК «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин

На недавно прошедшем в Екатеринбурге ONLINE-форуме «Малый бизнес Урала: взгляд в 2021 год»», организованном АЦ «Эксперт» и журналом «Эксперт», генеральный директор ГК «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин проанализировал ключевые налоговые риски, с которыми могут столкнуться предприниматели в этом году. Приводим основные тезисы.

Предпроверка  как  метод

— Налоги для бизнеса — это расходы, но у нас в последние лет 10 — 15 на бизнес давит не столько размер налогового бремени, сколько налоговое администрирование. Предпринимателя выматывают бесконечные предпроверочные мероприятия, запросы с необходимостью дачи пояснений, блокировка счетов, вызовы на всевозможные комиссии. При этом с формальной точки зрения проблем нет. По официальной статистике в Федеральной налоговой службе, из 200 малых предприятий проверяется только одно, это означает что доля выездных налоговых проверок для малого бизнеса составляет 0,5%. Но здесь очень много лукавства. Во-первых, сейчас очень жесткий предпроверочный контроль. Во-вторых, если выездная проверка регламентируется ст. 89 Налогового кодекса, то в предпроверочном контроле налоговые органы не следуют формальным требованиям. Фактически предпроверочный контроль сейчас представляет собой полноценный анализ, и я вижу, что некоторые малые предприятия де-факто проверяются в его ходе, но в статистику такая проверка не попадает. Допустим, когда идет проверка по применению схем дробления, приходят к головному предприятию, а проверяемые вокруг него малые предприятия в статистике не учитываются.

В течение этого года я вижу достаточно много налоговых рисков, на которые следует обращать внимание собственнику бизнеса. Дело в том, что бюджет сегодня находится в достаточно сложной ситуации, по официальным данным Федеральной налоговой службы, за прошлый год падение доходной части по бюджетной системе составило почти 8%. Кроме того, у бюджета выросли расходы, связанные со здравоохранением, оказанием мер поддержки бизнесу, населению. Надо понимать, что у государства нет источников пополнения бюджета, в связи со сложной внешнеполитической международной ситуацией на заимствования рассчитывать не приходится. Умерять аппетиты при этом государство не намерено, по-прежнему сохраняются все социальные программы, и даже небольшой набор инвестиционных программ, хоть и в сокращенном виде. Поэтому остаются только налоги. Возникает вопрос: с кого их брать? Потенциал крупного бизнеса уже вычерпан. Все крупные налогоплательщики наперечет и под особым контролем, под горизонтальным мониторингом. Тут, я думаю, резервов просто нет. Поэтому остается население и малый бизнес. И мы видим четкую тенденцию на реализацию политики увеличения налогов с населения и малого бизнеса. На 2020 год не стали продлять даже ЕНВД. Это самый комфортный специальный налоговый режим для малого бизнеса. В этом случае «горсть денег перевесила мешок правды», и кроме фискальных мотивов, в этом решении никаких других нет.

Поэтому предпринимателям сейчас нужно внимательно оценивать налоговые риски. Прежде всего задайте себе честный вопрос: есть у вас слабые места в налоговой политике компании или нет? Если ваш ответ положительный, а себя-то вы обманывать не будете, я думаю, что велика доля, что в ходе официальной или неофициальной проверки у вас обнаружат нарушения.

На неформальной волне

Наша налоговая система неоднородная, она очень сегментирована. У каждого сегмента бизнеса особенности. Но если брать в целом малый бизнес, то на 95% все риски состоят из четырех пунктов: налоговые риски, связанные  с взаимозависимостью (ВЗЛ); применение схем дробления бизнеса, работа с недобросовестными контрагентами, переквалификации сделок, совершаемые без «деловой цели», а также налоговые риски применения конкретных договоров и отказ налоговиков от «формального подхода».

Отказ от формального подхода означает, что налоговики теперь не на название договора смотрят, не на то, как вы в учете у себя отразили операции, а на суть договора. Я бы рекомендовал обратить внимание на применение схем оптимизации, связанных с персоналом, сейчас появились новые риски по работе с самозанятыми. Да, их пока не проверяют, потому что у государства есть цель вывести из тени субъекты микропредпринимательства и поставить их всех на учет. Но тех, кто работает с самозанятыми, уже начали проверять, первые запросы налоговиков на работу с самозанятыми уже пошли. Я вижу это по своей консультационной практике. Кроме того, следует обратить внимание на исполнение требований 115-ФЗ, правильное применение налоговых льгот, налоговые риски инвестиций, риски, связанные с выявлением скрытых доходов, защиты активов, в частности вероятность банкротства, а также риски, связанные с реорганизацией предприятий.

Внимание я бы также уделил элементам взаимозависимости, это не только участие в капитале родственников или общий директор в двух фирмах. Сейчас взаимозависимость трактуется налоговиками и судами очень широко. В частности, они оперируют понятием «подконтрольность». Я лично против этого термина, но, к сожалению, такова судебная практика. Это означает, что формально стороны не взаимозависимы, но подразумевается, что они находится в таких отношениях, когда могут договориться. Дело доходит до курьезов. Даже дружеские отношения между двумя учредителями могут стать поводом для предъявления обвинений во взаимозависимости.

Очень серьезная зона риска — дробление бизнеса. Если вы работаете постоянно с двумя структурами и выручка этих структур выходит за 150 млн рублей, ждите запросов. Если два индивидуальных предпринимателя работают только с вами, являются вашим эксклюзивным подрядчиком или покупателем, ждите прихода налогового инспектора.

Особый акцент стоит сделать также на оформление сотрудников. Допустим, у вас две компании: торговая и производственная, вы тех, кто работает в торговой компании, оформляете на производство. И объясняете это тем, что используете их коммерческие компетенции. Но налоговая чаще всего считает, что это формальное трудоустройство. А кроме того, они могут еще и насчитать в этом случает внерелизационный доход, считая, что производственная компания оказала безвозмездные услуги торговой фирме.

Если у вас по нормативу на производство одного торта приходится один килограмм сахара, а налоговики видят, что вы закупаете сахара в пять раз больше, вам не удастся доказать, что ваш торт  сладкий, они сделают вывод, что еще четыре торта вы пропускаете мимо отчетности

Очень важно обратить внимание на критерий «недобросовестные контрагенты». Таким образом налоговые органы борются с фирмами-однодневками. К 2021 году налоговики планировали зачистить все однодневки как класс. Но это не совсем получается. Поэтому как бы это абсурдно ни звучало, если ваш контрагент не вызывает доверия, легче не работать с ним и не получать прибыль, потому что потом проблем будет больше: запросы от налоговой, приходы сотрудников МВД, пятна на репутации.

Многие рассуждают по старинке: «я работаю, что-то покупаю, мне поставили, я заплатил». Но однажды вы столкнетесь, например, с тем, что не сможете возместить НДС. Если вам продает товар фирма-однодневка, налоговая вывернется, но возмещать ничего не будет. Вам нужны компании с историей, которые платят налоги, сдают отчетность, и более того, это компании, которые через три года не исчезнут. Если они через три года убегут, это будет ваша проблема.

Будьте бдительны

В целом с однодневками и с дроблением наш бизнес более-менее научился как-то справляться, став более осмотрительным, многие собирают досье на клиента или отказываются от работы с дефектными поставщиками. А вот переквалификация — это совершенно новые риски. Переквалификация на практике выглядит следующим образом. Налоговый инспектор берет договор и говорит: «Это не договор на капитальный ремонт, это договор на реконструкцию, потому что вы отнесли по налогу на прибыль как затраты, мы пересчитаем только через амортизацию». Не думайте, что, назвав договор по-другому, можно ввести налоговую в заблуждение. С 1996 года налоговики зачищают эти схемы. Если вы предоплату оформляете займами, то налоговая будет устанавливать, был ли смысл в заеме в вашей деятельности в конкретном случает. Если решит, что смысла не было, переквалифицирует заем в предоплату. Другая ситуация. Некоторые умудряются часть цены товара получать через оформление в договоре неустойки. Тем более что даже министерство финансов пишет, что неустойка НДС не облагается. Однако если будет установлено, что неустойка носит формальный характер, то на эту сумму будет начислен НДС.

Чтобы избежать проблем, я бы посоветовал внимательно проанализировать перечень налоговых рисков от ФНС. Я думаю, каждый собственник, руководитель и главный бухгалтер должен выучить вот этот список. Вы можете стать объектом внимания в нескольких случаях: если у вас низкий уровень налоговой нагрузки, убытки в течение двух лет, уровень налоговых вычетов более 89%; уровень заработной платы ниже отраслевого; темп роста расходов выше темпа роста доходов, вы приближены к максимальным значениям по специальным налоговым режимам

У государства нет источников пополнения бюджета.  Потенциал налогообложения крупного бизнеса вычерпан, остаются малый бизнес и население

10 марта этого года вышла очень важная новость, на которую я бы советовал всем руководителям обратить внимание. Это письмо Федеральной налоговой службы о практике применения статьи 54.1. Эта странная, туманная статья появилась в первой части НК РФ более трех лет назад. Она называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». Это первая отечественная попытка нормативно урегулировать вопросы «добросовестности» и «злоупотребления правом» в сфере налогообложения. До 2017 года эти вопросы разрешались Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В 2017 году появление в тексте НК РФ статьи 54.1 НК РФ стало настоящей маленькой сенсацией во всем российском налоговом мире. Несколько лет все налоговое сообщество трясет от этой статьи, потому что налоговая любые претензии к бизнесу обосновывает со ссылкой на эту норму. В 2020 году стал очевидным кризис применения этой статьи, и вот в своем письме ФНС объявляет о готовности пересмотреть подход к выявлению необоснованной налоговой выгоды, служба ожидает роста жалоб от бизнеса с просьбами пересчитать налоги. В связи с этим служба реформирует систему досудебного урегулирования споров.

В целом же предпринимателям стоит учесть главное: времена, когда налоговая выстраивала общение на основе формальных  положений, прошли. В России сейчас налоговики разбираются в экономике, производстве, изучают технологические процессы. Поэтому если у вас по нормативу на производство одного торта приходится один килограмм сахара, а налоговики видят, что вы закупаете сахара в пять раз больше, вам не удастся убедить их, что ваш торт слишком сладкий, они сделают вывод, что еще четыре торта вы пропускаете мимо отчетности. Оперативные методы налогового контроля составляют сейчас главную опасность и главный риск для малого бизнеса. Поэтому будьте внимательны и осторожны.

 

 

 

Материалы по теме

COVID-19 стал катализатором изменений в налоговой системе

ФНС готовится предложить бизнесу единый налоговый платеж

Нюансы антикризисной поддержки бизнеса

Налог с продаж почти введен

Экстенсивный поиск преступника

Экстенсивный поиск преступника