Гонка зарплат на рынке станет еще одним аргументом в пользу роста ключевой ставки
Для устранения дисбалансов на рынке труда бизнесу нужны стимулы, а рост ключевой ставки не оставляет шанса и отбрасывает назад технологическое развитие
Главной темой нового выпуска доклада Банка России «Региональная экономика: комментарии ГУ» стала ситуация на рынке труда. Аналитики регулятора фиксируют растущий спрос на персонал во всех регионах, в том числе и на Урале. Подробности – в материале «Эксперт-Урал».
В первом полугодии 2023 года заметно вырос спрос на персонал. Наибольший дефицит кадров отмечался в обрабатывающей промышленности. В ходе опроса Банка России 80% предприятий сообщили о проблемах с наймом персонала.
«На фоне ухода с рынка иностранных поставщиков отечественные компании начали развивать новые производства, выросла загрузка мощностей, увеличились объемы госзаказа», — так объясняют эксперты тенденции на рынке труда.
По словам экономиста Уральского главного управления Банка России Сергея Иванова, в Свердловской области у предприятий, выполняющих госзаказ, а также работающих в отраслях, обеспечивающих импортозамещение, спрос на сотрудников заметно превышает предложение, особенно востребованы инженерные и квалифицированные рабочие профессии. По данным служб занятости, на рынке не хватает также водителей, грузчиков и продавцов.
«Дефицит кадров действительно колоссальный, причем соискатели сегодня стали очень грамотные, и на рынке труда условия задает не работодатель, а работник», — подтвердила выводы директор экспертной группы Имбирь Анна Афонина на пресс-конференции в преддверии Всероссийского HR-форума BIG FISH в Екатеринбурге.
Привлечь и удержать специалистов компании вынуждены через повышение зарплат. С начала текущего года, согласно оперативным опросам Банка России, 75% предприятий уже повысили зарплаты. Например, в Свердловской области на 5–15% проиндексировали зарплату сотрудникам на некоторых металлургических и машиностроительных предприятиях.
И это обстоятельство, очевидно станет одним из аргументов в пользу повышения ключевой ставки.
«Повышение зарплат привело к усилению инфляционного давления. Выводы доклада будут учтены при принятии решения по ключевой ставке 15 сентября 2023 года», — пишут аналитики ЦБ
Проблема в том, что такая конструкция не приводит к повышению производительности труда. И данные Росстата подтверждают эти выводы. В последние годы производительность в России росла не более чем на 2-3%, и ее общий уровень в три раза меньше, чем в среднем по ОЭСР.
«Что такое низкая производительность? Это значит, что для того, чтобы произвести единицу продукции, нужно в три раза больше труда, а значит — в три раза больше работников. Очевидно, если бы она была выше, требовалось бы меньше работников», — рассуждают эксперты Института экономики роста имени Столыпина.
Компенсировать дефицит работников помогла бы роботизация, однако пока в этом процессе Россия заметно отстает от мировых лидеров. По данным ЦМАКП, в России в 2020 году на 10 тыс. занятых в промышленности было пять роботов, тогда как в среднем в мире этот показатель составляет уже 126 роботов, при этом 96% роботов в России — импортные.
По мнению экспертов, для устранения дисбаланса на рынке труда необходимо углублять процессы роботизации, усиливать акценты на квалификации и развитии персонала. А на это, безусловно, нужны финансовые ресурсы. Агентство «Эксперт РА», ИКСИ и Институт Столыпина в начале этого года провели опрос среди предпринимателей. Большинство сказали, что денег на такого рода задачи у них нет. У предприятий и без того выросли издержки на налоги, обслуживание кредитов, развитие производства. Поэтому они не могут вкладываться в технологическое обновление и подготовку кадров.
«По логике в такой ситуации нужен комплексный план, включающий набор решений: ускоренная амортизация на высокотехнологичное оборудование, налоговые стимулы при росте производительности, наконец, доступные деньги», — предлагают эксперты.
Из этого набора пока лишь произошло снижение импортных пошлин на оборудование и введены некоторые льготные кредиты на его же покупку. Программа должна быть более масштабной, но вместо ее запуска мы, скорее всего, увидим рост ключевой ставки с целью удержания инфляции.
«Правда, при этом не будет ни роста инвестиций, ни развития промышленности. Предложение не будет успевать за спросом. Но ничего, всегда можно снова повысить ставки, и прижать спрос. И это само по себе является тормозом для технологического обновления», — резюмируют аналитики Института Столыпина.
Фото: pxhere.com