Искусство планировать
Какой прок от иностранцев, работающих в России? Обыватель скажет: никакого, от них один криминал. Экономист и демограф ответят: существенный — приезжие нивелируют прогрессирующее старение нации и низкий уровень рождаемости. Для бизнеса, бьющегося за рабочую силу, это вопрос риторический — нелегальные мигранты давно компенсируют провалы отечественного рынка труда. Вот только власти видят проблему однобоко, сугубо в контексте государственной безопасности. Такой контекст, безусловно, есть: от угрозы терроризма и ксенофобии в обществе на локальном уровне до защиты граничащих с Китаем районов (часть населения которых спивается, а другая — пакует чемоданы) в глобальном масштабе, на случай войны. Однако и в этом контексте наряду с холодным сердцем и чистыми руками требуется элементарный здравый смысл и опора на мировой опыт организации трудовой миграции.
Регулирование миграционной политики необходимо. Важный момент — понимание того, какой мигрант нужен обществу. Тот же экономист скажет — квалифицированный. Демограф ответит — здоровый и трудоспособный. Бизнесмен же заинтересован в таком, чья производительность будет выше при зарплате ниже средней по отрасли. Госбезопасность требует от мигранта законопослушания и лояльности интересам России. Наиболее продуктивна, таким образом, будет многоплановая миграционная политика, отвечающая запросам всего общества, согласованная и расставляющая приоритеты.
Из общего
миграционного потока первыми следует выделить соотечественников,
живущих в странах СНГ. За годы реформ их осталось немного, но именно
они отвечают всем указанным критериям. РСФСР поставляла в союзные
республики наиболее квалифицированные кадры. Это были преимущественно
молодые люди с активной жизненной позицией, не боящиеся трудностей
и абсолютно толерантные, в совершенстве владеющие искусством жить
с непохожими людьми. Таким переселенцам Россия обязана дать «зеленый
свет». Они не должны топтаться в очередях у российского посольства
Вторая группа — граждане стран СНГ, не являющиеся этническими русскими, но востребованные рыночной экономикой страны. Для них нужно вводить территориальные и профессиональные квоты, хотя бы приблизительно соответствующие запросам предприятий и отдельных направлений бизнеса.
Третья группа — выходцы из СНГ, гонимые нуждой. Их численность можно квотировать как угодно, например, с учетом степени населенности районов России. Они будут стремиться к нам, пока в их собственных полуфеодальных странах предпринимательская инициатива остается под запретом. Важно создать для этих людей такие условия, при которых им выгодно будет вести законный образ жизни, в том числе позволить свободно распоряжаться заработанными средствами и поддерживать национальную культуру.
Четвертая группа —
представители дальнего зарубежья, приезжающие в Россию по делам
бизнеса. Как правило, это уважаемые в своих странах управленцы, люди
с ярко выраженным городским типом поведения, работающие в крупных
фирмах. Их, к сожалению, пока не много. И тем важнее создать для них
в России тепличные условия. А пока… Согласитесь, даже по российским
меркам это круто: заставлять западноевропейского