Экономика под угрозой коронавируса
Из-за спада внешнего спроса российская экономика в январе начала тормозить, но бюджетные расходы поддержали потребительскую активность и обрабатывающие производства. Степень влияния китайского коронавируса на динамику индексов покажет февраль.
Первая порция статистических данных за январь говорит о замедлении роста экономики. ВВП держится в основном на потребительской активности и динамике обработки.
Тратим больше…
По предварительной оценке Минфина, расходы федерального бюджета в январе превысили 1,7 трлн рублей, это на 53% выше, чем в январе 2019 года (далее сравнение везде к аналогичному периоду прошлого года, если не указано иное). Именно этот фактор, по мнению главного экономиста Альфа банка Наталии Орловой, привел к ускорению оборота розничной торговли: 2,7% против 1,9% в декабре (в годовом исчислении), хотя консенсус-прогноз не давал 2,2%. Аналитик видит за этим «превышающий ожидания» подъем номинальных зарплат: в среднем за 2019-й они увеличились на 7,5%, а в декабре — на 10,1%, что привело к росту реальных зарплат на 6,9%.
Роль кредита, который весь прошлый год поддерживал индексы, похоже, начинает уменьшаться. В первый месяц нового года розничное кредитование выросло на 17,9% в годовом исчислении, тогда как в целом за прошлый год — на 18,5%. «Годовые темпы роста на минимуме с апреля 2018-го. Годовая динамика замедляется уже девять месяцев подряд, и пока эта траектория полностью укладывается в прогноз ЦБ, который по итогам этого года ожидает прирост в диапазоне 10 — 15%», дает оценку тренда в телеграмм-канале директор аналитического департамента компании «Локо-инвест» Кирилл Тремасов.
Напомним, президент Путин анонсировал в январе пакет дополнительных социальных стимулов для семей с детьми, и это дает основания для прогнозов устойчивого роста как зарплат, так и доходов в целом. Однако Наталия Орлова не уверена, что сохранится жесткая корреляциям динамики доходов и потребления. По ее оценкам, из-за эпидемии в Китае расходы нерезидентов в России снизятся, что приведет к замедлению роста оборота розничной торговли до 1,7% в годовом исчислении в феврале.
…производим меньше…
Промышленное производство в январе увеличилось всего на 1,1% при консенсус-прогнозе в 1,7% и надеждах некоторых аналитиков на 2%. Выпуск в добыче снизился на 0,4%. Рост расходов федерального бюджета в начале года поддержал обработку, в результате она показала плюс 3,9%, но это не компенсировало проседания в других сегментах. Так, грузоперевозки показали спад на 4,4%, погрузка на железной дороге — на 4,9%.
Торможение промышленного выпуска в значительной степени поясняется стагнацией внешнего спроса, полагает главный аналитик Промсвязьбанка Денис Попов. В обрабатывающих секторах, по его данным, наибольший рост зафиксирован в производстве компьютеров и электроники, а также машин и оборудования (по 16,7%), в пищепроме (11%) и выпуске электрооборудования (7,9%). Продолжился рост в химии и нефтехимии, производстве лекарств, нефтепереработке и бумажной промышленности. На фоне стагнации продаж упал выпуск автотранспортных средств (на 12,3%). Сокращение зафиксировано и в производстве металлоконструкций (на 4,4%).
…считать будем по февралю
В феврале, как прогнозирует Промсвязьбанк, слабость внешнего спроса продолжит компенсироваться активностью в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Прогноз на 2020 год банк оставил без изменений — плюс 2%. В краткосрочной перспективе динамика выпуска добывающей промышленности с высокой вероятностью продолжит негативно влиять на рост в промышленности, в том числе в силу распространения коронавируса, полагает Денис Попов.
Прогноз Альфа банка по промышленному производству менее оптимистичен, чем результаты января: сказывается сокращение торговли с Китаем. Кроме того, «в феврале этого года будет на один рабочий день меньше, чем в феврале прошлого, что является негативным фактором для статистики промпроизводства», — отмечает Наталия Орлова.
Исходя из динамики базовых отраслей, рост ВВП в январе не должен был превысить 0,5 — 0,8%, однако Минэк оценил его в 1,6%, указывает Кирилл Тремасов. Экономист связывает это с крайне высокой оценкой Минэком роста оптовой торговли — вместе с розницей на 5,8%. И этот результат вызывает у него сомнения: «Как такое могло произойти на фоне падения экспорта газа, при том что торговля газом занимает основную долю в оптовой торговле, мы понять не можем. Скорее всего, Росстат намудрил с дефляторами. Официальных данных по оптовой торговле пока нет, Минэк получает их эксклюзивно из Росстата, но после этого они часто пересчитываются».
Наталия Орлова не считает представленный рост ВВП на 1,6% достаточным буфером в случае возможного замедления экономической активности в связи с распространением коронавируса в Китае. Но это не станет аргументом при рассмотрении 20 марта советом директоров Банка России уровня ключевой ставки, полагает эксперт: «Статистика за январь свидетельствует о наличии противоположных трендов в розничном и промышленном секторах, следовательно, не позволяет прояснить ситуацию дальнейших действий монетарных властей в отношении ключевой ставки». По ее мнению, именно статистика за февраль покажет степень влияния внешних факторов на динамику российской экономики: «Несмотря на то, что сильное ускорение роста оборота розничной торговли может сигнализировать о повышении инфляционных рисков, инфляция в январе замедлилась до 2,4% год к году и, как ожидается исходя из динамики цен за период с 1 по 17 февраля, замедлится до 2,3% в феврале. В итоге мы ожидаем, что ЦБ, скорее всего, понизит ключевую ставку еще на 25 б.п. до 5,75%».
Экономика Урало-Западносибирского региона: итоги января Наибольшую динамику промпроизводства показала Курганская область (105,8%), наименьшую — Пермский край (96,1%). Лучшая динамика по добыче у Башкирии (104,2%), худшая — у Челябинской области (91,5%), по обработке лидируют Тюменская с автономными округами (119,7%) и Курганская (113,3%) области, замыкает список Пермский край (92,8%). Объем отгрузки увеличился на 2,2% в текущих ценах (1422,4 млрд рублей против 1391,7): в добыче полезных ископаемых вырос на 4,3% (до 691,3 млрд рублей), в обработке упал на 0,1% (600,4 млрд рублей). По доле в суммарной отгрузке макрорегиона в добыче лидирует Тюменская область с автономными округами (79,5%; ХМАО — 44,7%, ЯНАО — 31,6%), в обработке — Свердловская область (22,6%) и та же тюменская «матрешка» (22,5%). По динамике отгрузки в добыче на первом месте Башкортостан (26,2% в сопоставимых ценах). В Свердловской области и ХМАО показатель, напротив, сократился на 15,6% и 4,4% соответственно, зато они прибавили в обработке: плюс 5,8% и 33%. А в Курганской области обработка просто рванула: отгружено на 47% больше. Оборот розничной торговли в целом по стране в январе текущего года превысил 2,6 трлн рублей (годом ранее — чуть более 2,5 трлн рублей). В макрорегионе — 390 млрд рублей (против 376 млрд рублей). Рост оборота розницы отмечался во всех субъектах региона, в авангарде Челябинская область (5,3%) и Пермский край (3,7%). В пересчете оборота розницы на душу населения впереди всех Свердловская (21 720 рублей) и Тюменская (21 390 рублей) области, позади — Курганская область и Удмуртия (11 200 рублей и 11 894,6 рубля соответственно). |