Дело — табак
Урал пока не входит в печальный список регионов-лидеров по торговле нелегальным табаком, ущерб от которого для казны оценивается свыше 100 млрд рублей в год. Да, в Челябинской области доля черного рынка «всего» 20% по сравнению с Ростовом-на-Дону, где почти каждая вторая пачка — контрафакт. Но если бороться с подпольными сигаретами в нашем регионе будут так же «эффективно», как и сейчас, то ждать новых антирекордов будет недолго.
С 2008 года, когда Россия присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ), правительство проводило политику, направленную на сокращение потребления сигарет. Набор антитабачных мер включал запрет на рекламу и курение в общественных местах, ограничения в сфере торговли табачными изделиями, пропаганду здорового образа жизни. Но главным стимулом воздействия на потребителей стал рост акцизов.
Две стороны одного акциза
По мнению ВОЗ, чем выше стоимость сигарет, благодаря росту акцизов, тем ниже их привлекательность и доступность для курильщиков. Есть и еще один приятный бонус — акцизы еще и приносят существенный доход в федеральный бюджет. Цифры говорят сами за себя: минимальная ставка акциза на сигареты (они составляют львиную долю рынка) выросла с 2010 по 2022 год в 13 раз, с 5 до 67 рублей за пачку. В результате, по данным Счетной палаты на 2021 год, на их долю приходится порядка 3% доходов федерального бюджета — около 710 млрд рублей.
На первый взгляд, такая политика принесла плоды. Глобальный опрос взрослого населения о пользовании табачными изделиями (Global Adult Tobacco Survey) показал, что в 2009 году среди россиян старше 15 лет курили 39,1% (из них 60,2% мужчин и 21,7% женщин), в 2016-м — 30,5% (49,8% мужчин и 11,3% женщин). Данные ВОЗ за 2018 год — 28,3% (40,9% мужчин и 15,7% женщин; расхождения данных исследований о доле мужчин и женщин, вероятно, объяснимы отличием методик).
Однако, одновременно с сокращением легального рынка табака, буквально взлетели продажи нелегальных сигарет — всего за несколько лет, по оценкам экспертов, их доля выросла практически в 10 раз. Экономика простая — при средней цене пачки легальных сигарет в 150 рублей только сумма налогов (акциз и НДС) в ней составляет более 98 рублей (остальное — себестоимость, логистика, торговая наценка). Конечно подпольные производители контрафакта и контрабандисты не платят никаких налогов, а значит, могут предложить свой товар на «черном рынке» вдвое-втрое дешевле легального продукта.
По оценкам Счетной палаты, сумма потерь федерального бюджета от реализации нелегальной табачной продукции за период 2016 года — первое полугодие 2021 года составляет 295,6 млрд рублей, в том числе по акцизам — 246,3 млрд рублей, НДС — 49,3 млрд рублей.
Нелегальный рынок фактически сводит на нет усилия государства по снижению доступности табака. Более того, нелегальные сигареты может купить буквально каждый — торговцы спокойно продают их несовершеннолетним. Добавьте сюда контроль со стороны организованного криминала и «качество» контрафактных сигарет, которые производят на подпольных заводах. И такая картина не в отдельно взятом регионе, а по всей России.
Масштабы бедствия
Несколько крупных исследовательских компаний осуществляют ежегодный мониторинг рынка табачной продукции. В основе методики лежит сбор выброшенных пустых пачек из-под сигарет или обмен пачек у потребителей с дальнейшей сортировкой по маркам и определения нелегальных. На 2020 год компания Nielsen давала цифру 7%, близка к ней оценка Euromonitor Int. — 7,5%. Но уже по итогам второго квартала 2021 года исследовательская компания Kantar дает цифру в 12,8%, а созданный правительством РФ Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК) оценивает рынок нелегальной продукции в 2021 году не ниже 11,5%.
Львиную долю нелегального рынка, согласно исследованию ННЦК, составляют сигареты, незаконно ввезенные из стран-членов Таможенного союза (6,7% из 11,5%). На втором месте — российские пачки с подозрительными акцизными марками (2,2%), далее — сигареты из дьюти-фри и подделки под международные бренды — 1,3%. Для категоризации нелегальной продукции нужна экспертиза.
По данным ННЦК, субъекты РФ весьма сильно разнятся по доле нелегального рынка. В лидерах — регионы, граничащие или находящиеся недалеко от Республики Беларусь — главного источника нелегальных сигарет в Россию — Новгородская, Псковская, Брянская и Смоленская области. Другой крупный анклав на юге страны — пограничные регионы: Ростовская область, Дагестан, Чечня (в них доля нелегальной продукции около 30 — 45%), Саратовская область (27%). Кроме широкого проникновения белорусской немаркированной продукции, в южных регионах представлена и нелегальная отечественная продукция.
Нелегальный Урал
На Урале выявлена относительно невысокая средняя доля нелегальных сигарет — от 3 до 6,5%. Однако в ряде регионов, в частности граничащих с Казахстаном, она более чем существенна: в Курганской области — 21%, Челябинской — 18,8%, Оренбургской — 9,3%.
Уральское таможенное управление сообщает о пресечении ввоза в прошлом году 100 тыс. пачек в международных почтовых отправлениях, возбуждено всего шесть дел об административных правонарушениях. Еще 351 тыс. пачек изъято в результате совместных операций разных ведомств, возбуждено три уголовных дела и 33 — об административных правонарушениях. Мобильные группы таможенного ведомства в 2020 году выявили 53 тыс. единиц табачной продукции, в 2021 году — лишь 7,9 тысячи.
Для сопоставления: исходя из доли нелегальных сигарет в каждом регионе, объемов потребления сигарет в стране и численности населения, рынок нелегальных сигарет в УрФО можно оценить в 80 млн пачек в год. Следовательно, таможня изымает менее 1%.
Вполне логично, что вдоль границы идет торговля товарами, стоимость которых в соседних странах различается (речь не только о сигаретах). Но поскольку в рамках Таможенного союза ЕАЭС таможенный контроль на границах стран-участниц отменен, то полномочия таможенных органов для досмотра сокращены. Так, мобильные группы наделены правом остановки транспортных средств снаряженной массой свыше 3,5 тонны только в местах, обозначенных дорожным знаком 7.14.1 «Пункт таможенного контроля». Получается, контроль за ввозом и перемещением по территории страны табачных изделий вышел из зоны ответственности таможенного ведомства и лег на плечи МВД.
По информации, предоставленной ГУ МВД России по Свердловской области, в 2019 году на территории региона изъято 950 тыс. пачек, возбуждено восемь уголовных дел; в 2020-м — 1 млн 350 тыс. пачек и 31 уголовное дело, в 2021-м — 1 млн 187 тыс. пачек и 49 уголовных дел. По нашей оценке, рынок нелегальных сигарет области составляет порядка 16 млн пачек. То есть конфискуется около 7%.
Городской рынок как крупный канал сбыта контрафакта
Табачная индустрия — жестко регулируется государством. Чтобы легально продать сигареты, необходимо соблюсти целый ряд правил: зарегистрировать торговую точку в системе «Честный знак», подключить онлайн-кассу и сканер маркировки.
Для нелегальной продукции это не вариант, поэтому одним из основных каналов продаж нелегальных сигарет стали городские рынки, где реализация товара может происходить без касс (включая нестационарные точки, ИП без наемных работников, торгующие товарами, не подлежащими маркировке). Такая форма торговли привычна и не бросается в глаза.
Екатеринбург, Кировский оптовый рынок (он же «Торговый комплекс «КОР»). Чтобы не вызывать подозрений, наш работник под видом обычного покупателя приобрел бутыль незамерзайки и между делом поинтересовался, где можно купить сигареты подешевле. Последовал ответ: «Я беру вот в том павильоне». В павильоне-контейнере обнаружились обычные сигареты с акцизными марками по обычной цене («Мальборо» 185 рублей за пачку), из всех нарушений — они открыто лежали на полках. «А подешевле есть?» — «Нет». Возможно, «тайный покупатель» вызвал подозрение, когда не смог ответить на вопрос, какие нужны «Мальборо»: ответ «обычные, синие» с головой выдал некурильщика.
Второй заход на КОР оказался более результативен. Сценарий: купил орехов и сухофруктов рублей на 800, спросил про дешевые сигареты. «Вон там, напротив, торговец конфетами продает». Подошел. «Какие нужны?» — «Мальборо» — 800 рублей блок» (то есть 80 за пачку, при том что Единая Минимальная Цена сигарет в 2022 году — 112 рублей, до 1 апреля можно реализовывать остатки по цене не ниже 108 рублей — прошлогодняя ЕМЦ). «Да я потратился на фрукты, а ближайший банкомат без денег… Дешевле есть? Мне для бати, ему все равно, что курить». Результат: продавец открыл ключом соседний склад, выдал блок белорусской «Короны» по 55 рублей за пачку и сказал «Спрячь». На пачке написано, что сигареты произведены в Республике Беларусь, обязательная маркировка цифровым кодом и акцизные марки отсутствуют.
Ответственность за такое правонарушение (ст. 15.12, ч. 4, КОАП «Производство, ввод в оборот или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации») с 28 января этого года предусматривает для физических лиц штраф в размере от 10 до 20 тыс. рублей (ранее — от 4 до 5 тыс. рублей) с конфискацией предметов административного правонарушения.
Напомним, что ужесточены и другие санкции по антитабачным статьям КОАП. А в январе 2022 года принята новая статья 14.53.1 «Незаконное перемещение физическими лицами табачной продукции», которая накладывает ответственность за транспортировку по территории РФ более 200 сигарет (1 блок; или 50 сигар, или 250 граммов табака), не маркированных акцизными марками, в размере от 15 до 25 тыс. рублей с конфискацией предметов правонарушения. Статистики, чтобы оценить ее действенность, пока нет.
Тем временем, торговля нелегальными сигаретами на рынках процветает повсеместно. Так, в Челябинске, как следует из обращения в ГУ МВД по Челябинской области председателя некоммерческого партнерства «Общественный совет по проблеме подросткового курения» Светланы Чернышовой, торгуют в ТК «Северный двор» (минимум три точки), а также на «Птичьем рынке», где в одной точке «Чай Табак Кофе» продали нелегальные сигареты несовершеннолетнему. «Нелегальные сигареты в разы дешевле, а дети и подростки — крайне «чувствительная к цене» аудитория. И раз уж в этом месте нарушают один закон и торгуют контрафактом, то практически со стопроцентной вероятностью в этом же месте не спросят документ, удостоверяющий возраст», — объясняет Светлана Чернышова.
Отметим, что рынки служат не только местом продажи, но и оптовым хабом, откуда партии нелегального табака перераспределяется мелким оптом и далее по розничным точкам по всему городу и региону, а эти розничные точки реализуют контрафакт всем желающим.
В итоге в пригородах Екатеринбурга можно купить нелегальные сигареты от белорусских и армянских брендов до мировых, причем даже в кафе и магазинах, легально табак не продающих. Пример. В подземном переходе возле железнодорожного вокзала Екатеринбурга киоск «Табачный мир «Шредер»» открыто торгует нелегальными сигаретами. Есть вывеска, видны полки с сотнями пачек, висит прейскурант (все цены — ниже единой минимальной): «Космос синий» и «Столичные классические», например, по 40 рублей, Marlboro touch — 100 рублей. При этом код Data Matrix на Marlboro (согласно надписи, произведены АО «Филип Моррис Ижора» в Ленинградской области в июле 2021 года) при сканировании в приложении «Честный знак» выдает информацию — «Товар не может находиться в продаже». Коды Data Matrix на «Космосе синем» (дата выпуска — август 2020 года) и «Столичных классических» (сентябрь 2019 года) не читаются. На пачках указано — произведены на ОАО «Моршанская табачная фабрика». Однако это юрлицо, согласно информации из Единого реестра юридических лиц, признано банкротом 29.05.2019. Причина банкротства — доначисление акцизов по результатам проверки налоговых органов на сумму более 1 млрд рублей. Директор и единственный владелец компании Андрей Метальников осужден за уклонение от уплаты налогов к 7,5 годам колонии.
Суд да дело
Изучение нескольких постановлений судов наводит на мысль, что в большинстве случаев следствие велось формально, буквально ограничивалось наказанием продавца в ларьке и не пыталось распутать всю цепочку. Типичное описание: «находясь на территории Кировского оптового рынка, приобрел(а) у неустановленного лица немаркированные табачные изделия». Вполне возможно, что привлекаемые к ответственности просто указывают рынок, чтобы не раскрывать настоящее место оптовой торговли нелегальным табаком. В одном из дел, рассмотренном в особом порядке (предполагает полное признание вины, отсутствие судебного разбирательства, наказание не более 2/3 от максимального, предусмотренного статьей), обвиняемый указал что приобрел весь ассортимент изъятой у него нелегальной продукции на Кировском оптовом рынке. В перечне 77 наименований табачных изделий, при этом количество явно не соответствует оптовой закупке: 61 пачка, 27 пачек и т.п. При этом, согласно материалам судов, отсюда продукция поступала на розничную реализацию в Екатеринбург и другие города.
В одном деле отфиксировано изъятие полицией немаркированных табачных изделий непосредственно из складского контейнера, арендуемом подсудимым у ООО База Гастроном «МагКор» (современное название юрлица, более известного как Кировский оптовый рынок). Согласно материалам дела, в декабре 2020 года изъято 17 880 пачек общей стоимостью 3 млн рублей, что считается особо крупным размером. Приговор — штраф 400 тыс. рублей, табачные изделия уничтожить. Это минимальное наказание по ч. 6 ст. 171.1 УК РФ, максимальное — до шести лет лишения свободы.
Вернемся к истории с «тайный покупателем»: по факту произведенных закупок было составлено заявление в ГУВД по Екатеринбургу. Через месяц пришел ответ: обращение «зарегистрировано в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП) 16.02.2022 № 2463. Дальнейшее рассмотрение Вашего сообщения регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации или Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О результатах Вам будет сообщено дополнительно». Однако и 14 марта упомянутый табачный киоск, нарушивший все что можно, продолжал торговать нелегальным табаком.
Аналогичные формальные ответы получены по факту нелегальной торговли в Челябинске.
Онлайн-сервис «Патруль качества», созданный некоммерческим партнерством содействия развитию гражданского общества «Гражданин» для борьбы с нелегальным табачным рынком, дает такую статистику по регионам Большого Урала: за 2021 год пользователи подали 2138 заявлений о продаже нелегальных сигарет. Из них по 116 был получен формальный ответ об осуществлении процессуальных действий, и лишь по двум обращениям были изъятия нелегальной продукции, пять нелегальных точек закрыты, заведено 63 административных дела и ни одного уголовного. Это капля в море.
Что делать
Счетная палата в октябре 2021 года выпустила отдельный доклад, где проанализирована ситуация с налогообложением табачной продукции и вопросами функционирования табачного рынка. Обширный документ содержит подробный анализ всех аспектов проблемы, включая мировой опыт. Рекомендации, по сути, сводятся к двум: перераспределению части табачных акцизов в пользу бюджетов субъектов федерации и улучшению мониторинга и оценки эффективности мероприятий.
Предложения Счетной палаты были поддержаны законодателями. Отмечается, что передача как минимум 15% дохода от акциза на табачную продукцию в регионы будет стимулировать региональные власти усиливать борьбу с нелегальным рынком непосредственно «на земле».
По такому пути ранее пошли в алкогольной индустрии — в результате с 2019 года в региональные бюджеты зачисляется львиная доля доходов от акцизов на крепкий алкоголь, в 2022 году это 84% от акцизных поступлений.
В результате, если в 2015 году, по оценке НИУ ВШЭ, теневой рынок составлял 59% потребляемой крепкой алкогольной продукции, то по результатам свежего исследования Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина РФ каждая пятая бутылка крепкого алкоголя в России является нелегальной. Снижение доли теневого рынка почти в три раза говорит само за себя.
Попутно развиваются темы усиления ответственности, в частности за ввоз нелегальных сигарет с территории ЕАЭС, и выравнивания ставок акцизов в разных странах. Эти два предложения говорят о том, что сама концепция Таможенного союза (или ее реализация) не вполне совершенна, коль скоро требуются дополнительные механизмы контроля.
За последние два года приняты основные меры, направленные на борьбу с теневым оборотом. Существенно изменилось законодательство. Увеличены штрафы. Введена единая минимальная цена, которая служит дополнительным маркером легальности продукции. Есть полноценный инструментарий для идентификации, а если остались сомнения — проверяй цифровую маркировку на пачке. То есть бороться с нелегальным продуктом можно эффективно. Требуется главное — воля и системная работа контролирующих органов.