Центробанк с наибольшей вероятностью поднимет ставку в июле
Банк России оставил 7 июня ключевую ставку 16%, но ужесточил сигнал
На этот раз прогнозы аналитиков в отношении итогов совета директоров ЦБ 7 июня не сбылись. Часть экспертов была уверена, что Центробанк поднимет ключевую ставку. Однако регулятор оставил ее на уровне 16%. Почему ЦБ принял такое решение, как отреагировали рынки и каких действий по ставке ждать от регулятора в дальнейшем — в материале «Эксперт- Урал».
Все вышедшие перед заседанием совета директоров данные говорили в пользу повышения ставки. Главный аргумент — инфляция остается на повышенных уровнях. Показатель базовой инфляции с поправкой на сезонность в апреле возрос до 8,3%, тогда как в среднем на первый квартал индикатор зафиксирован на уровне 7,1%. На 3 июня годовая инфляция, по оценке, выросла до 8,1% после 7,8% по итогам апреля.
Выросли инфляционные ожидания населения и компаний. При этом российская экономика продолжает расти быстрыми темпами на фоне прежних проблем в виде дефицита трудовых ресурсов и высокой кредитной активности как населения, так и компаний.
Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая считает, что ЦБ принял во внимание эффект от предыдущего ужесточения денежно-кредитных условий: «Следствием прежних решений стало повышение доходностей ОФЗ, кредитных и депозитных ставок».
Еще одним фактором, по ее мнению, могло стать грядущее изменение на рынке ипотеки. Льготная безадресная ипотека под 8% с наибольшей вероятностью продлена не будет, а по семейной ипотеке с июля условия будут ужесточены. ЦБ рассчитывает, что это приведёт к охлаждению рынка недвижимости и снижению динамики роста цен.
«Вероятно, к июльскому заседанию ЦБ будет смотреть, продолжится ли повышение кредитных и депозитных ставок банков, и как это повлияет на сберегательную активность и динамику кредитования», — объясняет Ольга Беленькая.
Эксперт также полагает, что, возможно, регулятор принял во внимание старт налоговой реформы: «Это могло ослабить опасения ЦБ в отношении среднесрочных проинфляционных рисков со стороны бюджетной политики».
Инестбанкир, профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган находит другое объяснение решению Центробанка.
Он напоминает о том, что прошедшее 7 июня заседание ЦБ не было опорным, а в этом случае регулятор не дает расширенную коммуникацию и не публикует прогноз. Опорное заседание состоится 26 июля. По мнению инвестбанкира, в случае повышения ставки было бы непросто объяснять, почему ЦБ поднял ее, если еще совсем недавно говорил о возможности снижения.
«Чтобы сообщать, что все пошло не по плану, нужен максимум из доступных способов коммуникации. И в первую очередь нужно было бы показать прогноз, в котором инфляция идет выше цели. Можно было опубликовать прогноз внепланово. Но это означало бы, что все критически плохо и нужны срочные меры. С точки зрения информационной политики ЦБ решил сделать это плавно, дав столько жестких сигналов, сколько было возможно», — выдвигает версию Коган.
А сигнал был достаточно жесткий.
«Сейчас появилось пространство для существенного повышения ставки при сохранении инфляционного давления», — заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
По словам Евгения Когана, за всю историю рынка после слов «допускает возможность повышения» всегда следовал рост ставки.
«Не поднять ставку после жесткого сигнала, это значит рисковать репутацией. В следующий раз в сигнал ЦБ никто не поверит. Поэтому вероятность повышения 26 июля очень высока», — считает Коган.
К такому сценарию склоняется сейчас большинство экспертов.
«На наш взгляд, решение Банка России сохранить ставку не снимает риски повышения, а лишь его отодвигает на июль», — отмечают аналитики ПСБ.
Рубль на решение ЦБ не отреагировал: в минувшую пятницу рубль торговался в районе 88,7, то есть примерно там, где он был всю прошедшую неделю.
Для рынка акций новость оказалась позитивной: рынок прервал падение, сумев частично восстановить потери последних недель. После решения ЦБ все бумаги сильно выросли.Ставки по вкладам банки подняли еще до заседания ЦБ, и вряд ли сейчас будут их корректировать. На высоких уровнях остается и стоимость кредитов.
Фото: Дмитрий Макурин